Творческий проект "Осень"

Родина Юлия Викторовна, воспитатель

МДОУ №61

пос.Кратово


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

«Что нам осень подарила»

Авторы проекта: воспитатели .

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 1.10.2018года по 30.10.2018 года.

Участники проекта: 

·  педагоги , воспитатели первой категории;

·  воспитанники старшей группы №3;

·  родители воспитанников группы №3;

·  педагоги МДОУ № 61,пос.Кратово, Раменский р-он.

Охватываемые образовательные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 5-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень: это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.

Цель проекта: формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека.

Задачи проекта:

- закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов; формировать представления об объектах осеннего леса.

- учить отражать полученные знания и представления в творческой деятельности (изобразительное и словесное творчество).

- формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

- формировать и развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью.

Работа над проектом осуществляется:

- во время непосредственно организованной образовательной деятельности;

- в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей;

- в домашних условиях.

Планируемые результаты: повышение уровня познавательной активности детей, активизация детской деятельности по усвоению информации и творческой реализации полученных знаний.

Выход проекта:

Выставка поделок из природного материала «Дары осени».

Утренник «Осенняя ярмарка»

Работа с родителями:

J  Наглядная информация «Поговорите с ребёнком дома».

J  Консультация: «Овощи и фрукты – основа питания ребёнка»

J  Совместная деятельность детей и родителей – изготовление поделок из овощей и фруктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы и содержание деятельности.

Этапы осуществления проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1-й этап: выбор темы, постановка целей и задач.

- Педагог предлагает детям тему для творческого исследования: «Чем нам нравится осень, что она даёт человеку?»

- педагог формулирует (для себя) основную цель и задачи планируемого проекта.

- Дети в ходе бесед с педагогом демонстрируют свои знания по заданной теме, выражают желание исследовать тему осени.

- При обсуждении выбранной темы дома родители поощряют своего ребёнка к ознакомлению с ней, предлагают свою помощь.

2- этап: поиск и выбор путей и средств осуществления проекта.

- педагог составляет план реализации проекта: намечает планы и тематику мероприятий, подбирает литературу, оборудование, игровые атрибуты.

- дети совместно с родителями подбирают информацию об осенних явлениях в природе (книги, картинки, слайды, фотографии и др.).

 

3-й этап: непосредственно деятельность по реализации проекта (образовательная, исследовательская, творческая).

- педагог проводит с детьми серию занятий по теме.

- в ходе самостоятельной деятельности детей педагог так же предлагает им тему «Осень» для игр, рисования, конструирования и других видов деятельности.

- организует консультации для родителей по темам : «Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком в осенний лес», «Осенние дары природы»;

- дети используют полученные знания в игровой, продуктивной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности;

- на прогулках наблюдают за изменениями в природе, самостоятельно или по просьбе воспитателя описывают их, устанавливают элементарные связи между объектами и явлениями природы;

- родители способствуют проявлению познавательной и творческой активности ребёнка, поощряют его;

- совместно с детьми осуществляют прогулки в лес, парк, по городу, во время которых родители беседуют с детьми об осенних изменениях в природе, наблюдают за объектами природы, описывают их;

- собирают природный материал с целью его дальнейшего использования на занятиях по изодеятельности и ручному труду.

4- этап: презентация проекта. Подведение итогов.

- педагог организует выставку детских работ (рисунки, поделки), созданных детьми в ходе работы над проектом для родителей;

- проводит итоговое занятие для детей старшей группы № 2 (с привлечением воспитателей);

В ходе подведения итогов дети делятся с педагогом и друг с другом своими впечатлениями. Педагог побуждает к высказываниям каждого ребёнка, позитивно оценивает результаты работы и предлагает в продолжение темы начать знакомиться с тем, как готовятся к зиме звери и птицы.

- для родителей организуется выставка детских работ с участием детей;

- завершающее мероприятие – «Осенняя ярмарка».

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация целей проекта.

 

 

Образовательная

Творческая

Наблюдения

Самостоя-тельная

В

И

Д

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

И

В

И

Д

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

И

1.«Что нам осень принесла?»

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Материал. Кукла Незнайка, две корзины, муляжи овощей и фруктов, серия картинок с изображением последовательности роста огурцов, овощи и фрукты, нарезанные кубиками, одноразовые ложки.

Связь с другими видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка р. н.с. «Репка». Рисование и лепка овощей.

Ход занятия: (Комплексные занятия старшая группа с.122-123).

2.«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Материал. Панорама осеннего леса: берёза, рябина, ель. Игрушки: ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Яблоки в корзине.

Связь с другими видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением грибов и ягод. Игра с муляжами грибов и ягод. Рисование и лепка ягод и грибов. Игра «У медведя во бору…».

Ход занятия: (Компл. занятия ст. гр. с.78).

1.«Яблоко с золотыми яблоками»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке композицию из 2-х элементов разной формы. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками… развивать чувства цвета, формы, композиции.

Материал. У детей: листы бумаги (размер ½ формата А4), гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки, подставки для кистей. У воспитателя: лист бумаги (формат А4), гуашевые краски, кисть, банка с водой, салфетка, подставка для кисти. Демонстрационный: композиция «Яблоня с яблоками», яблоки на тарелке.

Взаимосвязь с другими видами деятельности. Дидактическое упражнение «Яблоки» (развитие чувства формы и цвета). Обследование формы груши и яблока. Занятия по аппликациии рисованию.

Ход занятия: (Компл. занятия ст. гр. с.28-29).

2.«Загадки с грядки».

Программное содержание. Учить детей создавать ритмические композиции «Овощи на грядке»… Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

Материал. У детей: листы бумаги (размер ½ формата А4), гуашевые краски (зелёного и красного цвета), ватные палочки, банки с водой, салфетки, фломастеры зелёного цвета. У воспитателя: лист бумаги (формат А4), гуашевые краски, банка с водой, салфетка, фломастер зелёного цвета. Демонстрационный: композиция «Грядка с овощами». Магнитная доска с набором красных и зелёных кружков.

Взаимосвязь с другими видами деятельности. Рассматривание изображений овощей на тематическом плакате «Овощи».

Ход занятия: (Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. С 44).

7.«Грибы» 

Программное содержание. Учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-х частей. Показать приёмы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание в форму диска. Развивать способность к формообразованию и композиции. Воспитывать любознательность и аккуратность.

Материал. Пластилин коричневого, жёлтого, белого цветов; пенёк; доски для лепки, салфетки. Демонстрационный: картинка с изображением грибов, грибы, заранее вылепленные воспитателем.

Взаимосвязь с другими видами деятельности. Беседа о грибах. Рассматривание изображений грибов. Уточнение представлений о строении гриба (ножка, шляпка), поиск аналогий (зонтик, детская песочница, настольная лампа и др.).

Ход занятия:

(Компл. занятия ст. гр. с.27).

1.Наблюдение на прогулке:

- за деревьями и кустарниками. Дети рассматривают деревья, выделяют и описывают их составные части (ствол, ветки, листья). Сравнивают дерево и куст, отмечают, что у дерева один длинный толстый ствол, у кустарника – много тонких стволов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья и рассказать, какие они (дерево высокое, у него красивые листья);

- за осенними листьями. Дети рассматривают листья клёна, рябины, берёзы, рассказывают, какие листья (красивые, зелёные, жёлтые, оранжевые, большие, маленькие, с резными краями). Собирают из листьев букеты, играют с листочками (дидактические игры «С какого дерева лист?», «Найди такой же лист», подвижные игры «Дует, дует ветер», «Листочек, найди своё дерево»). Воспитатель побуждает детей понаблюдать за листопадом, отмечает его красоту;

- за цветами на клумбе. Воспитатель знакомит детей с «осенними» цветами – астрами, гладиолусами. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его;

- экскурсия на огород (проводится в начале сентября и в конце октября). В сентябре воспитатель обращает внимание детей на то, как много овощей растёт на огороде: свёкла, картофель, лук, капуста, перец, редис, репа, зелень. Во время экскурсии воспитатель предлагает выкопать по одному овощу с каждой грядки. В группе в вечернее время проводится беседа на тему «Витамины на грядке» с показом овощей. В октябре во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что огород опустел, просит детей подумать, что стало с овощами.

- экскурсия по территории детского сада. Тема экскурсии – «Золотая осень». Дети наблюдают за растениями, любуются красотой осенней природы, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном.

2.Наблюдения в группе.

- рассматривание иллюстраций, картин, демонстрационного материала с изображением осенней тематики (осенние пейзажи, овощи, фрукты, ягоды, грибы, осенние явления природы и т. п.). Воспитатель организует с детьми беседы по наглядному материалу, по результатам прогулок, экскурсий. В дождливую и ветреную погоду организует наблюдение за природными явлениями из окна. Результаты наблюдений дети формулируют в речи, воспитатель стимулирует детей к речевому взаимодействию.

Рассматрива-ние детьми картинок, иллюстраций с объектами живой и неживой природы в осенний период (серии картин «Лесные звери», «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Птицы», «Цветы», «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды», осенние пейзажи, календари природы и т. д.);

подвижные игры «У медведя во бору…», «Листочек, найди своё дерево», «Овощи и фрукты», «Бегите под зонт!»;дидактические игры «Времена года», «Как зовут тебя, деревце?», «С какого дерева лист?», «Овощ или фрукт?», «Что где растёт?»; игра-драматизация«Выросла в огороде репка»;

- рисование и лепка по замыслу (в вечернее время);

- слушание детьми литературно-художествен-ных произведений в утреннее и вечернее время (список прилагается).