Музыкально-ритмические движения, как средство творческого воспитания и развития детей дошкольного возраста

Парфенова В., Титова Л.

Косенко Ольга Валентиновна, музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад №4

г.Нижний Новгород


 Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития, формируется личность ребенка. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Потребность в двигательной активности у них настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия музыкально-ритмическими движениями помогают творчески  реализовать эту потребность.

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыкально-ритмические движения создают необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, а соответственно способствуют укреплению здоровья ребенка, его физическому и интеллектуальному развитию.

С помощью музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой [3].

Широкое распространение в начале ХХ века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом педагогом Э.Жако Далькрозом. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкаль­ному воспитанию. Заслуга Э.Ж. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Э.Ж. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» [1].

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением [2].

Дальнейшее развитие системы Э. Ж. Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др., которые в 1911г. окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги - ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Э. Ж. Далькроза в различных школах.

Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Ж. Д алькроза. Н. А. Ветлугина (1958), А. В. Кенеман (1960), а в дальнейшем М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина, Е. Н. Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Анализируя литературу по данному вопросу, а так же собственный накопленный опыт  становится очевидным целесообразность использования музыкально-ритмических движений в процессе творческого воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Дошкольному образовательному учреждению, совместно с родителями необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Изучив методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и Программу по музыкальному образованию детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э. П. Костиной, и основываясь на них, нами был разработан проект «Музыкально-ритмические движения, как средство творческого воспитания и развития детей дошкольного возраста», на базе МБДОУ «Детски сад №203 «Непоседы» г. Чебоксары.

Цель – развивать в каждом ребёнке творческую личность посредством музыкально-ритмических движений.

Задачи:

1.      Учить детей целостно воспринимать музыку, выделять отдельные, наиболее яркие средства – регистры, темповые нюансы, акценты и т.п.

2.      Учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности.

3.      Развивать чувство ритма, учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях.

4.      Развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста.

5.      Развивать и закреплять зрительное и слуховое внимание, музыкальную память, образное мышление, снимать зажатость и скованность.

6.      Воспитывать интерес детей к видам танцевального искусства, с танцевальной терминологией.

Для внедрения проекта  было разработано следующее:

1.      Система обучения детей музыкально-ритмическим движениям, как основы для творческого воспитания и развития детей дошкольного возраста.

2.      Календарно-тематический план занятий.

3.      Тематический план дополнительных занятий с детьми среднего и старшего возраста.

4.      Перспективный план обучения основным движениям на год.

5.      План работы с родителями и педагогами ДОУ.

 

На наш взгляд работа по проекту дала необходимую возможность развивать творческие способности, потенциал, уверенность в себе каждого воспитанника.

В процессе занятий с детьми в рамках данного проекта применяются следующие методические приемы:

1.      Наглядно-зрительные, двигательные (показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет).

2.      Наглядно-слуховые (выразительное исполнение движения под музыку).

3.      Словестные (пояснение выполнения движения).

4.      Методы упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Включение в случае необходимости кратких по времени (2-3 минуты) индивидуальных занятий.

5.      Последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

6.      Творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

7.      Метод импровизации (импровизация на предложенную музыку, способствующая раскрепощению детей).

Так же в процессе занятий используются следующие приёмы, обращенные к каждому ребенку:

        создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;

        индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу.

Преобладающий вид деятельности инновационного характера в работе с детьми – постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания, с детьми в течении года были поставлены следующие виды танца:

        Массовый детский танец

        Ритмический танец

        Спортивный танец (тематического характера)

        Народный танец.

Известно, что для творческого развития дошкольника необходима специальная работа в этом направлении не только со стороны детского сада. Немаловажную роль играет отношение родителей к музыкальному воспитанию.

Цель работы с родителями – привлечение внимания к проблеме музыкального воспитания, в частности, к развитию у детей творческих способностей посредством музыкально-ритмических движений.

В процессе работы с родителями нами используются:

1.       Родительские собрания, где предоставляется опыт работы по музыкально – ритмическим движениям.

2.       Анкетирование родителй.

3.       Индивидуальные беседы с родителями.

4.       Лекции, консультации и необычные мастер-классы («Танец – это просто», «Выразительные движения», «Логоритмика» и тд).

5.       Совместный досуг в контакте с воспитателем (дни рождения, спортивные соревнования, концерты)

6.       Участие родителей в изготовлении костюмов

Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей является залогом успешного выполнения поставленных задач. Совместное проведение праздников, развлечений объединяет в работе над сценарием, изготовлением атрибутов, костюмов, оформлением зала.

В процессе работы с воспитателями нами используются:

1.      Индивидуальная работа (практические показы для дальнейшего разучивания с детьми упражнений, различных движений, танца).

2.      Консультации («Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста» и тд.)

3.      Практические советы (Какая музыку может быть использована для прослушивания перед сном, во время свободных игр, во время проведения различных видов деятельности)

4.      Выступления на педагогических советах

Мы планируем, что проект «Музыкально-ритмические движения, как средство творческого воспитания и развития детей дошкольного возраста» после завершения покажет следующие результаты:

1.      Развитие самостоятельности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста в танце.

2.      Переход к  развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые возможно развитие детского творчества (исполнительского и композиционного).

3.      Раскрытие индивидуальности каждого ребенка, проявление его одаренности.

4.      Создание и функционирование хореографической студии «Домисолька», действующей на базе МБДОУ «Детски сад №203 «Непоседы» г. Чебоксары.

Перспективы нашей работы предполагают:

1.      Продолжение работы с одаренными детьми по музыкально-ритмическому воспитанию.

2.      Создание долгосрочного проекта «Красота танца– залог успеха».

3.      Продолжение распространения педагогического опыта в сообществе педагогов района и города.

 

Литература:

1.       Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина. –  М., 1990. –  С. 152– 205.

2.       Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание. 1991. № 1

3.       Руднева С. Д., Фили Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. –  М., 1972.

 

4.       А.Е.Чибрикова-Луговская Ритмика. М.:Издательский дом “Дрофа” –  998.