План-конспект "Изображение пейзажа на бересте"

Дорш Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования

МБОУДО «ЦДТ» Центрального района г. Барнаула

г.Барнаул


Тема урока: «Пейзаж. Виды пейзажа. Изображение пейзажа на бересте.

Цель урока –  воспитание и развитие творческой личности средствами художественной обработки бересты.

Задачи:

1.      Создать условия для личностного развития учащихся  и освоения обучающимися работы с основами обработки бересты и изготовления изделий из нее.

2.      Развивать творческие способности детей, выявить и поддержать талантливых учащихся.

3.      Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни учащихся.

4.      Воспитать уважительное отношение к русской культуре и народным традициям.

 

 

Необходимое оборудование: подготовленный формат бересты, акварель, белила, кисти (кисть плоская №4, нейлон, белка №2, белка№00), палитра, кусочки ткани (ветошь), баночка с водой.

 

  Группа состоит из детей третьего года обучения, занятие рассчитано на 1 час обучения.

 

1.      Организационный момент:

 

Цель: настроить учащихся на эффективную работу на уроке.

Задачи:

           - настроить обучающихся на учебную деятельность по курсу «Живопись»;

           - настроить на рефлексию темы прошлого занятия.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Приветствуют педагога, сообщают об отсутствующих.

Вспоминают тему прошлого урока.

Вспоминают варианты использования берестяных наростов в творчестве

Повторяют технику безопасности при работе с канцелярским инструментом.

 

 

Проверяют наличие на столах всего необходимого для урока

 

 

 

 

 

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

 

Спрашивает тему прошлого урока

 

Задает вопрос: «Как используются  природные берестяные наросты  в творчестве?»

 

Напоминает технику безопасности

 

Назначает по алфавиту  «старшего» в группе, который помогает в наведении дисциплины на уроке.

 

Объявляет о необходимом наличии материалов и инструментов для занятия живописью на бересте (подготовленный  формат бересты, кисти (щетина №4, белка №2, белка№00), палитра, кусочки ткани (ветошь)).

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует  бересту с наростами

 

2.      Изучение нового учебного материала.

Цель: расширить кругозор учащихся о пейзаже и его видах

Задачи:

       - развивающая: - развить    творческое мышление;

       - пространственное воображение;                                               

       - наблюдательность.

      -воспитательная:

      - воспитать уважительное отношение к природе;

      - воспитать чувство прекрасного;

  

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Отвечают на вопрос

Смотрят в окно и отвечают на вопрос.

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят фото

 

Смотрят фото

 

Смотрят фото

Смотрят фото

 

Смотрят фото

 

Смотрят фото

 

 

 

 

Слушают тему урока.

 

«Рисуют» в воображении образ родного пейзажа.

 

 

 

Смотрят слайды «Природа России».

Рефлектируют тему урока.

Ребята, кто из вас знает, что такое пейзаж?

 

Предлагает посмотреть в окно и задает вопрос: «Что вы видите?

Вы видите здания, аллею, дорогу, тротуар, т.е. вид какой -то  местности, или  особый пейзаж.  

 

Вводная беседа  

Пейзаж – (в переводе с  фр. – страна, местность) – это жанр (род) изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа, естественная или преображенная человеком.

Пейзаж существовал с древности, но утратил свое значение в Средневековье. В то время изображение природы служило лишь фоном для портретов, исторических сцен, или  декорацией для икон. Только в эпоху Возрождения (конец 16, начало 17 веков) пейзаж  стал центральным предметом изображения, стал  самостоятельным жанром изобразительного искусства.

 

Пейзажи бывают  нескольких видов:

городской  (изображают разные дома, улицы, виды городов),

сельский,  (когда рисуют поля, деревенские дома), 

морской (изображают море),

парковый пейзаж (изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах)

архитектурный пейзаж  (похож на городской, но присутствуют  памятники архитектуры),

 исторический пейзаж (изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями)

 космический пейзаж (внеземные горизонты).

  Объявляет тему урока. Тема: «Пейзаж. Виды пейзажа. Изображение пейзажа на бересте».

Предлагает мысленно представить пейзаж родной природы.

Природа России очень богата и разнообразна. Леса, поля, горы, деревья, реки, озера.

 

Предлагает посмотреть  «Пейзаж России»

Задает вопрос: «Так какая тема нашего урока?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См. слайд №1

 

См слайд №2

 

См. слайд №3

См. слайд №4

 

См. слайд №5

 

См. слайд №6

 

См. слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См. слайды «Пейзаж России»

 

3. Практическая работа, включающая:

Цель - познакомить с техникой изображения пейзажных единиц (дерево, лес, озеро)

Задачи:

развивающая -            

- развить  мелкую моторику рук,

- развить наблюдательность, воображение

- направить к целеполаганию (ориентацию на результативную деятельность).

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Отвечают на вопрос.

(Согласно законам линейной перспективы, все объекты по мере их удаления будут уменьшаться в размерах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают над плановостью пейзажа

 

 

 

 

 

 

 Отвечают на вопрос

(красный, желтый оранжевый)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают над третьим планом пейзажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают над вторым планом пейзажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают над третьим планом пейзажа

 

 

Ребята, тема нашего урока опирается на ранее полученные знания по теме «Перспективное изображение» Назовите основной закон линейной перспективы.

 

Пейзаж – это, прежде всего пространство. А для того, чтобы передать пространство, надо воображаемый вид разделить на планы.

Разбиваем изображение на условные планы: первый, второй, третий. Например:

- изображение березы располагаем на первом плане.

- изображение озера – на втором плане.

- лес – на третьем плане.

Берем формат бересты и делаем набросок карандашом пейзажных единиц, разбитых на планы.

 

Еще мы будем опираться на  полученные знания по цветоведению.  Для изображения пейзажа на бересте  будем использовать теплую цветовую гамму.  Перечислите, какие это цвета цветового круга?

 

 Говорит: «Ребята, вы знаете, что каждый художник  волшебник, волшебник своего дела. Вы  можете изобразить по представлению пейзаж, который еще никто никогда не видел!

 

1.Работаем над третьим планом (лес).

На палитре  (кисть белка №2)

смешиваем кадмий оранжевый и сиену натуральную, разводим водой. Вертикальными мазками наносим цвет на крону леса. Разбавляем намешанную краску еще водой. Полупрозрачную краску наносим на верхние участки кроны леса. По мере высыхания кроны, наносим белилами «стволы» вертикальные тонкие линии (белка №00).

 

2.Работаем над вторым планом пейзажа (озеро). Берем кисть №4 нейлон,

На палитре смешиваем кадмий оранжевый и сиену жженую. Горизонтальными мазками наносим цвет на поверхность озера. По сырому делаем растяжку цвета от насыщенного цвета до размытого (ближе к зрителю более светлый тон). По мере высыхания краски наносим сиеной жженой тонкие горизонтальные полоски (кисть белка №00), имитирующие рябь воды.

 

3.Работаем над первым планом пейзажа. Берем (кисть №4 нейлон) на палитре смешиваем сиену жженую и небольшое количество воды. Выбираем теневую сторону ствола березы.   По всей высоте дерева проводим линию. На палитре в основной цвет разбавляется водой. Полупрозрачной краской проводим линию рядом с теневой стороной березы. Белилами наносим линию на освещенную сторону ствола березы.

Изображаем на стволе наросты, используя сепию и кисть белка №00

Изображаем линию берега, где расположена береза

 

4.Кистями (белка №2 и белка№00) добавляем ветки березы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Цветовой круг» - основной инструмент для комбинирования цветов в изобразительном творчестве.

(Береста обладает окрасом, для  которого лучше подходят цвета в теплой гамме)

 

 

 

 

 

 

Разбавлять пигменты  водой – это значит сделать цвет легче, размыть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добиваемся плавного перехода насыщенного цвета к менее насыщенному цвету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель: создание условий для  актуализации представлений о собственном творческом росте;

Задачи:

- развивающая:

- развитие адекватной критики к своей работе;

- развитие уверенности в своих творческих силах;

- развитие речи.

 

 

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает выставку в кабинете.

Ребята, покажите ваши работы. Чему вы научились на уроке? Какие трудности возникли, как справлялись? Чем понравилось (не понравилось) занятие? Что запомнилось больше всего? Вы довольны результатами своей работы? Представьте, что это не ваша работа, что бы вы изменили в ней?

 

 

 

5. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия

Цель: развитие творческой  перспективы  и рефлексия собственной деятельности

Задачи:

- создать условия для осмысления перспектив учебной цели,

- создать условия для построения планов на будущее.

 

Деятельность обучающихся

 

Отвечают на вопрос

 

 

Деятельность педагога

 

Спрашивает: «Ребята, как вы думаете, почему надо серьезно подходить к выполнению творческой работы?»

«Как вы думаете, что вы вырабатываете в своем характере, когда решаете творческие задачи?»

 

Акцентирует внимание учащихся: «Таким образом, всю работу, которую вы выполняете (творческую, учебную) надо делать хорошо, т.к. приобретенные знания, умения и навыки будут помогать вам в дальнейшей жизни»

Предлагает ученикам подумать дома над  возможными вариантами изображения пейзажа.

Спасибо вам, ребята за вашу работу.

Примечание

 

Примерные ответы: трудолюбие,  аккуратность,

усидчивость,  способность достигать своей    цели,   развитие творческого мышления,

пространственного воображения,                                      

мелкую моторику рук.