Картотека тематических бесед с детьми

Сорока Л.А., воспитатель

Кустова Н.В., воспитатель

Литвинова А.Н., воспитатель

МБДОУ "Детский сад №31 комбинированного вида"

город Гатчина


Пояснительная записка.

 

Вашему вниманию предлагается сборник методических материалов для планирования работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендован он всем тем, кто работает с детьми данного возраста, а главное, он будет полезен тем, кто заботиться о расширении словарного запаса детей с ТНР. Ведь именно

правильно построенная беседа, продуманные вопросы способствуют активному вхождению в лексическую тему, обогащению их знаний и накоплению лексического материала. Материал систематизирован по блокам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

 

 

Во время беседы проследить за тем, правильно ли дети строят фразы и предложения, правильно ли они согласовывают прилагательные и числительные с существительными. Развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в рассказе.

 

ВЕСНА

Тема: «На нашей улице весна»

Вопросы к теме.

·       Какие признаки наступившей весны ты заметил на своей улице, на участке детского сада, на воскресной прогулке в парку?

·       Расскажи, как ранней весной изменяется снег. А что с ним происходит потом?

·       Расскажи, как ранней весной изменяется снег. Что с ним происходит потом?

·       Отчего тает снег весной?

·       Как ты думаешь, почему весной день становиться длиннее? С этим связано и повышение температуры воздуха (потепление), и таяние снега.

·       Как называется процесс таяния льда на реках? Почему его так назвали?

·       Отчего в весеннем небе так много кучевых облаков? Их гораздо больше, чем зимой или летом. И почему их назвали «кучевые»?

·       Расскажи, почему весной начинается активный рост растений? Чем это вызвано? И почему зимой они росли, а как будто спали?

·       Отчего на деревьях и кустарниках набухают почки?

·       Какие первые весенние цветы ты знаешь?

·       Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края?

·       Какие насекомые появляются первыми весной? А где насекомые были зимой?

Тема: «Весна. Весенние цветы»

Вопросы к теме.

·       Какие признаки вы можете назвать.

·       Какие цветы первые появляются в лесу?

·       Какие цветы обычно дарят на 8 марта?

·       Назовите весенние цветы, какие вы знаете.

 

 

 

 

Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Вопросы к теме.

·        Какие приметы весны вы знаете?

·        Почему весной день становится длиннее?

·        С чем связано потепление и таяние снега?

·       Почему весной на небе много кучевых облаков?

 

Тема: «Перелетные птицы»

Вопросы к беседе.

·          Каких перелетных птиц, улетающих от нас осенью и возвращающихся весной, ты знаешь?

·          Как ты думаешь, почему птицы осенью нас покидают? По-твоему, что страшнее для птиц зимой – холод или голод?

·          Чем питаются перелетные птицы?

·          Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края? Как ты думаешь, какие весенние перемены в природе позволяют птицам вернуться в родные края?

·          Есть перелетные птицы, которые прилетают к нам осенью и зимуют с нами. Знаешь ли ты таких птиц, которых мы часто видим зимой, но не встречаем летом?

·          А почему оседлые птицы остаются у нас на зиму? Чем они питаются?

·          Как меняется поведение оседлых птиц весной?

·          Чем занимаются птицы после перелета?

Можно предложить детям игру «Да-нет» или «какая птица» с использованием наглядного материала: ребенок из подгруппы выбирает одну из птиц, изображения которых разложены на столе. Дети задают ему вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет»:

- Эта птица перелетная? (Эта птица оседлая?)

- У нее грудка красная7 (Белая, желтоватая и т.д.)

- У нее крылья заостренные? (У нее крылья закругленные?)

 

 

 

 

 

Тема: «Семь цветов радуги»

Вопросы к теме.

·       Мы говорим «Семь цветов радуги», «Краски разных цветов», «Цветные карандаши», и в то же время – «Полевые цветы», «Букет цветов». Как ты думаешь, почему для обозначения различных вещей используют одно слово «цвет»?

·       Вспомни, какие государства и сколько существуют в великом царстве растений?

·       Какую пользу приносят нам травы и цветы?

·       Как ты считаешь, красота цветов приносит людям какую-то пользу или она бессмысленна, бесполезна?

·       Какие лекарственные растения и цветы ты знаешь? Какие болезни они лечат?

·       Вспомни, пожалуйста, сказки, стихи, истории, в которых цветы и травы играют важную роль.

А теперь попробуй сам сочинить сказочную историю, в которой бы участвовал твой любимый цветок.

При проведении беседы нужно обратить особое внимание на то, насколько полно  и точно дети отвечают на поставленные вопросы, поощрять применение эпитетов и образных выражений.

 

Тема: «Праздник Победы»

Вопросы к теме.

·        Что вы знаете об этом празднике?

·        Над кем мы одержали победу?

·        Для чего каждый год вся страна празднует этот праздник?

·        Что такое военный парад?

·        Кто такие ветераны?

·        Расскажите о своих родственниках-ветеранах.

 

 

 

 

 

 

Тема: «Моя семья»

Вопросы к теме.

·       Как ты понимаешь слово «семья»?

·       Сколько человек в твоей семье?

·       Есть ли у тебя братья и сестры?

·       Где живут твои дедушка и бабушка?

·       Кем тебе приходится мамина мама? А мамин папа?

·       Кто старше – ты или мама? Мама или дедушка?

·       Кто самый младший в вашей семье? Кто самый старший?

·       Какие ты знаешь сказки, где живут бабушка и дедушка?

 

 

 Тема: «Мебель»

Вопросы к беседе:

·        Назовите то, на чем мы сидим, на чем пишем, где храним вещи, что стоит в комнате и т.д

·        Как назвать все одним словом?

·        Из чего они сделаны?

·        Какие инструменты нужны, чтобы изготовить мебель?

·        Назовите профессии.