Северные узоры

Тонкушина Ирина Валентиновна, воспитатель

МБДОУ № 25 "Родничок"

г. Сургут


Возраст: группа старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим)

Форма проведения занятия: сюжетно-игровая ситуация.

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты, к быту и традициям края.

Задачи:

Обучающие:

Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, одежда, труд, игры, средства передвижения. Познакомить с орнаментом народов севера. Упражнять в умении ритмично располагать элементы узора.

Развивающие:

Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей, познакомить с особенностями одежды народов Севера, с играми детей ханты. Активизировать словарь детей: хейро, каюр, малица, сапоги-кисы.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Материал к занятию: карта-схема ХМАО-Югра пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь», кукла в национальном костюме, презентация об одежде народов Севера, бубен, изображение солнца и тучки, палочка для игры «Докончи предложение»

Для детей: комплекты заготовок из ткани для украшения (ободок на голову, пояс), элементы узоров (геометрические), солнышки и тучки (по количеству детей)

Предварительная работа: беседы о Севере, о животных, о жилище хантов; работа по пособиям «Моя Югра. Знаю, умею, учусь», работа с веером «Югорские орнаменты»,  знакомство с подвижными играми «Оленьи упряжки», «Хейро»; чтение легенд, сказок северных народностей; раскраски: «Хантыйский костюм», чтение хантыйских сказок, загадок; организация работы с родителями по созданию мини-музея.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

 

 

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

Вместе с детьми в кругу, взявшись за руки

Вижу, у вас прекрасное настроение. Значит, вы готовы к работе. Среди просторов нашей страны есть край, где мы живем, где наш дом родной, где много таких городов, как Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск.

И называется он как?

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

 

Ханты-Мансийский автономный округ.

1 мин

2.

Проблемная ситуация (мотивация)  постановка и принятие детьми цели занятия

 На территории округа проживает много национальностей. Но название он получил благодаря коренным народам… Каким?

А где расположен наш край на карте?

Найдите наш родной город Сургут на карте-схеме.

А что вы знаете о Севере?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Докончи предложение».

На ком палочка остановилась, тот и отвечает:

Когда на юге тепло, на севере…

На юге лето жаркое и длинное, на севере…

На юге леса, горы, степи, на севере-

На юге в лесу люди собирают землянику, малину, на севере…

 На юге люди выращивают хлеб, на севере…

На юге больше лиственных деревьев.

На юге в деревнях для перевозки груза используют лошадь, на севере…

Вы, ребята, много знаете про север, но оказывается есть еще вопросы, которые мы не изучили. Поэтому я вас приглашаю на экскурсию в Старый Сургут, чтобы поближе познакомиться с жизнью народов ханты и манси. Мы посетим музей, вспомним и поиграем в игры юных северян, посетим сувенирную лавку.

Вы готовы? Тогда в путь!

 

 

Ханты и Манси.

Работа с картой ХМАО-Югра

 

Холодно.

Короткое и прохладное.

Реки, озера и болота.

Бруснику, голубику, клюкву.

 

Охотятся, ловят рыбу, разводят оленей.

Ели, сосны, пихты, кедр.

Используют оленей, собак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

3.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Мы отправимся в путь на оленьих упряжках.

Поездка. Игра «Оленьи упряжки».

Все игроки стоят вдоль стены комнаты по двое: один изображает запряженного оленя, другой- каюра, а кто такой каюр?

По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Игра начинается после удара в волшебный бубен.

Вот какие быстрые олени! Мы приехали!

Ребята, скажите мне еще раз: Как называли погонщиков оленей?

Остановка «Старый Сургут».

Ребята, посмотрите, как много здесь народу. Все пришли посмотреть на ледяные фигурки, на елку. Как все нарядно одеты! А вот эти особенно! Их одежда отличается от других (ханты в национальных одеждах). Вы не знаете, кто эти люди?

Правильно, это ханты. (Презентация «Одежда народов Севера»)

Рассмотрим внимательнее их одежду. Из чего она сшита?

Да это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Ребята, а что такое малица?

 

 Долгими зимними вечерами женщины расшивают одежду, рукавицы из оленьего меха, обувь, головные уборы, пояса. Посмотрите на эти детали, пощупайте и скажите, какие они на ощупь (в руки детям дать кусочки меха, ткани, бисер) Что за материалы?

Обратите внимание на обувь. Как называлась национальная обувь хантов?

Из чего она сшита?

В такой одежде и обуви даже можно полежать или поспать на снегу- не замерзнешь.

 

Посмотрите на эти орнаменты, на что они похожи?

Покажите пожалуйста их на веере «Югорские орнаменты».

 

 

 

 

 

У ханты существует много запретов, связанных с одеждой. Ребята, может вы знаете какие- то запреты?

 

 

 

 Как вы понимаете слова «остаться без души»?

 

 

 

А что еще делают ханты из меха?

 

Верно, чум строят из оленьих шкур.

Из оленьего меха делают и игрушки (показываю на слайде некоторые изделия из меха).

 

Интересно, а в какие еще игры играют хантыйские девочки и мальчики?

 

Игра «Оленьи упряжки».

 

Каюр это погонщик оленей, запряжённых в нарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каюр

 

 

 

 

 

Ханты

 

 

 

Из меха оленя

 

Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь. В них на Севере и ходят и работают.

 

 

 

 

Мех, ткань, бисером, на ткани вышивали орнамент

 

Сапоги-кисы.

Кисы сшиты также из оленьего меха.

 

 

Все элементы очень разные, каждый имеет своё название: «солнце», «рога дикого оленя», «шишка», «медведь», «заячьи уши».

Присмотришься внимательнее и правда – вот «рога дикого оленя», а вот заяц ушки свои навострил.

 

Изношенную одежду ханты развешивают на деревьях. Одежду нельзя бросать на землю- человек может «остаться без души».

 

Одежда у хантов это часть самого человека, а если не аккуратен с одеждой, то и в душе непорядок.

 

Чумы делают из оленьих шкур, игрушки, украшения из меха

7

мин

 

Физкультминутка.

Мы поиграем еще в одну игру, она называется «Хейро», т.е «Солнце». Предлагаю всем встать в круг, взяться за руки и идти по кругу приставным шагом, руками делаем равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорим: «Хейро». Ведущий – солнце, сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах.

Веселая игра?

Игра Хейро»

3 мин

 

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Ребята, обратите внимание на столы, что вы видите?

У меня есть элементы одежды и узоров народов севера. Посмотрите есть пояски для мальчиков и ободки для девочек. Но они какие-то скучные, чего им не хватает?

 

Я предлагаю вам украсить их.

Посмотрите сколько разных элементов на наших веерах. Ваша задача выбрать узоры и украсить пояса и ободки.

Детали одежды: пояс и ободок

 

 

 

 

Не хватает узоров, цвета, орнамента

2 мин

 

Самостоятельное применение уже имеющихся знаний (выполнение работы)

В ходе совместной деятельности показать и объяснить принципы накладывания элементов орнамента - ритмичное повторение 1-2 элементов по всей поверхности предмета. 

 

Дети выполняют аппликацию «Северные узоры»

По окончании работы похвалить ребят.

Какие красивые получились у вас изделия! Молодцы!

Выбирают на своё усмотрение элементы одежды и украшают их

8 мин

7.

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

  Дети, пора возвращаться домой.

А обратно мы поедем на лыжах. Представим, что у нас в руках лыжные палки, на ногах лыжи. А теперь отправляемся в обратный путь.

  Ребята, мы снова в группе. Но вначале я хотела бы опять поиграть с вами в игру «Докончи предложение».

Наша зимняя одежда - теплая куртка и сапоги, а у хантыйских детей?

У нас погонщик оленей, а у хантыйцев?

У нас солнце, а у хантыйцев?

Вот сколько новых слов мы сегодня узнали!

Имитация ходьбы на лыжах.

 

 

 

 

Игра «Докончи предложение»

 

 

Малица, сапоги-кисы

Каюр

Хейро

3 мин

8.

Рефлексия

Ребята, посмотрите на доску. На доске изображение солнца-Хейро. Предлагаю вам поместить свое маленькое солнышко рядом с Хейро, если вам занятие понравилось, если вы узнали много нового для себя. Рядом с тучкой- если на занятии вам было скучно, не интересно.

-Всем спасибо за занятие!

 

1 мин.