Консультация для педагогов "Развитие речи детей 6-7 лет"

Татьяна Николаевна Ткаченко, воспитатель

МБДОУ "ЦРР - детский сад №15"

г. Михайловск


ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

У детей этого возраста она сформирована и нуждается в некотором закреплении и уточнении.

Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического слуха). Уровень развития речевого слуха позволяет детям 6 – 7лет:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции слов, в

согласовании слов в предложении (соцветие…, аквариум…, у меня 5 яблок);

- определять наличие определенного звука во фразе (мама идет в магазин);

- выделять из фразы слова с заданным звуком;

- подбирать слова на определенный звук.

Речевое дыхание. У детей сформировано правильная речевое дыхание (с коротким вдохом и длительным выдохом). Дети могут произносить на одном вдохе фразе, состоящую из 6 – 8 слов.

Звукопроизношение.

Ребенок 6 лет в норме владеет правильным произношением всех звуков речи. Но еще у некоторых детей имеются недостатки, выражающиеся в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие.

Словопроизношение.

Детям доступно произношение слов сложной звуко–слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы не торопясь, соблюдая нормы литературного произношения, изменяя в зависимости от высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп). Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных звуков (экскаватор, оркестрант).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ РЕЧИ

Лексический объем речи. Объем словаря детей различен. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он

воспитывается. Средний объем словаря к 7 годам достигает 5000 слов.

Активное расширение словаря идет за счет развития познавательно сферы. Словарь детей уточняется, активизируется на основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет фамилия, имя, отчество близких людей, определяет их родственные и общественные отношения (кто кому и кем приходится). Они также называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде всего это касается предметов, которые находятся в их непосредственном окружении (дома, в саду, о дворе…). Называют объекты живой природы (животных, растений), их части, повадки животных, изменение в жизни растений. Продолжается синонимами, антонимами, омонимами. На 7- м году жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды). Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматического строя речи. Дети этого возраста достаточно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Дети хорошо образуют и употребляют прилагательные сравнительной степени (добрый – добрее); употребляют все предлоги выражающие

пространственные отношения. Дети могут допускать ошибки при образовании существительных в родительном падеже множественного числа.

В самостоятельной речи дети часто употребляют предложения сложной

конструкции.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

С детьми продолжается работа по обучению связной речи (диалогу,

монологу). Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении

родным языком: освоение произносительной стороны, словарного состава,

грамматического строя. В этом возрасте дети достаточно хорошо владеют

диалогической речью, которая остается ведущей и социально значимой для

ребенка речевой формой. Однако на 7–м году жизни необходимо

продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознано выстраивать диалогическая взаимодействие в

повседневном общении. Продолжается обучение детей составлению монологических текстов.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте

закладываются в ходе естественного развития речи ребенка. Высокий уровень речевого развития ребенка является надежным, прочным фундаментом для его последующего обучения. Нарушения фонематического

слуха приводят в школе к различным видам аграфии, дисграфии; дети

испытывают трудности в различении сходных по звучанию фонем, звонких и

глухих звуков, что затрудняет овладение грамотой. В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. Детям предстоит расширить

свои представления о звуках, более серьезно заняться звуковой и слоговой

структурой слов, познакомиться с понятиями (предложения и слово).

 

Необходимо продолжать работать по подготовке руки к письму (правильный захват карандаша, ручки; работа мышц руки, развитие мелкой моторики, координации движений пальцев руки).