Конспект занятия по познавательному развитию "День космонавтики"

Хабарова Оксана Валерьевна, воспитатель

МБДОУ №40 "Детский сад компенсирующего вида"

г.Кемерово


Цель: Формировать представление детей о космосе, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
-  углублять знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы, о деятельности людей по освоению космоса;

развивать любознательность, расширять кругозор детей, развивать память, внимание, логическое мышление, конструктивные и творческие способности, стремление узнать новое;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину в области освоения космоса.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин о космосе, беседы: «Что такое космос?», «Покорение космоса», «Дорога к звездам», загадывание загадок о космосе, чтение художественных произведений, изучение схемы солнечной системы и ее планет.

Оборудование: магнитофон, плакат «планеты Солнечной Системы», фото Ю. Гагарина, А. Леонова, наборы геометрических фигур.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня, 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Как вы думаете, почему мы отмечаем этот праздник?

Дети: 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек - Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Действительно, Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» успешно облетел вокруг Земли.

- А как называются космические корабли, вы узнаете отгадав загадку:

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на …(ракете)

Воспитатель: Давайте мы с вами тоже отправимся в космическое путешествие, но чтобы совершить путешествие, предлагаю построить ракету.

Д/упражнение «Собери ракету»

Дети из геомерических фигур выкладывают картинку.

Физминутка.
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути,
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

Воспитатель: Молодцы! Космонавты готовы к полету. Ключ на старт. Отправляемся в полёт. Нам пора начать отсчёт: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0

Звучит аудиозапись с голосом Ю.Гагарина…ПОЕХАЛИ!

- Вот мы и на космической станции. Ее называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете? (иллюминатор)

Воспитатель: Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, что мы можем увидеть?

Дети: Планеты, Луну, кометы, спутники, Солнце.

Воспитатель. Что вы можете сказать о Земле? Какая Земля?

Дети. Голубая, далекая,красивая.

Воспитатель: Расскажите о планетах, которые вы знаете. 

Ребенок читает стихотворение:

Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.

Воспитатель: - Как называется единственный спутник нашей планеты? (Луна)

Воспитатель: Правильно – Луна. На Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.

В 1965 году наш земляк, Алексей Леонов, впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.

В космос летали не только лётчики-космонавты, но и учёные, врачи. Многие космонавты летали в космос не один раз и работали там по несколько месяцев.

Воспитатель. Как вы думаете, какая работа у космонавтов?

Дети. Трудная, интересная, важная, опасная.

Воспитатель. Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.

Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов?

Дети: Еда космонавтов находится в тюбиках!

Воспитатель: А как называется специальный защитный костюм космонавта? (Скафандр).

Воспитатель: Скафандры бывают 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле. Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.

         Ребята, перед вами лежат картинки планет, звезд, ракет, комет – всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос.

         Дети под руководством педагога приклеивают картинки на нарисованное ночное небо.

Воспитатель: Вот и подошко к концу наше путешествие в космос. Нам пора отправляться на Землю, ведь на ней нас ждет еще много интересного. Повзрослев, вы ребята, обязательно создадите новые космические станции, могучие корабли, сделаете нашу страну сильной, мощной, славной и продолжите освоение космоса!

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему в след миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

 

Детям раздаются космические раскраски.