Я, мои читатели и библиотека

Артемьева Наталия Ивановна, библиотекарь, учитель

ГБОУ "Нижнекамская школа №23"

г. Нижнекамск, Республика Татарстан


      Библиотечный день – он не похож один на другой. И это мне очень нравится. Я не знаю, каким будет мой сегодняшний читатель, что приведёт его в библиотеку. «Что предложить тебе, мой читатель, чем заинтересовать, чтобы взволновать твою юную душу?»  От того, понравится ли тебе выбор книги, сделанный вместе со мной, зависит многое.

Как сказала А. Ахматова:

«А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад».

Мое профессиональное кредо: «Заставить ребенка любить книгу невозможно. Поэтому надо построить работу так, чтобы он полюбил книгу и чтение».

         Еще в далеком детстве, не умея читать, я записалась в детскую библиотеку. И  тогда выбрала  себе профессию библиотекаря. А потом школа, Казанский государственный институт культуры, и,   удивительный, добрый, волшебный мир - библиотека.

         Стаж работы в библиотеке 32 года, 24 года, из которых работа в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.  В нашей школе учатся  и воспитываются 172  учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Как построю свою работу, так и будет моя жизнь, легкой  и радостной, просыпаясь по утрам в предвкушении возможности окунуться в любимое дело.

         Я знаю, что школьная библиотека занимает важное место  в работе школы для детей с ОВЗ. Она входит в число воспитательных учреждений, способствующих социокультурной реабилитации детей, и является полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Задачи и функции библиотеки направлены на выполнение темы школы: "Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС". Еще в середине 19 века В.А. Сухомлинский писал: «школа – это, прежде всего книга, а воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».

Для воспитанников с особыми потребностями школьная библиотека – это первая библиотека, практически единственный доступный культурный центр. Библиотека должна стать своеобразной «духовной скорой помощью», аптекой для души, ведь не зря их так называли в древности, зная, что книги способны лечить души. Работа библиотекаря в школе для детей с ограниченными возможностями  требует много времени, энергии, чуткости, терпения, доброты, больших душевных затрат, но она нужна и приносит положительные результаты, окупается осознанием своей профессиональной востребованности, творческими достижениями детей, незначительными со стороны, но такими замечательными для самих читателей, библиотекаря и родителей.

В условиях школьной библиотеки воспитанники получают интересные формы реабилитации. Все мы родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон и часто желаем вернуться в детство. Поэтому  моя школьная библиотека – это территория чтения и детства. Я не готовлю врачей, учителей, инженеров, а прививаю любовь к книге, к чтению, расширяю кругозор читателей, создаю условия для отдыха души, даю радость и удовольствие от общения  с книгами.

Эффективной организационной формой общения с моими  читателями являются библиотечные уроки, регулярно проводимые в классах,  массовые мероприятия  и конкурсы, оформление в библиотеке книжно-иллюстративных выставок и обзоры по ним, индивидуальные беседы.

         Мои читатели особенно любят, когда библиотекарь создает условия для игры, игра сближает читателей, помогает раскрыться иначе, нежели в учебе. Проводимые игры способствуют творческому развитию, тренируют память, развивают речь, воображение и чувство юмора. Особенно нравятся инсценировки сказок, викторины, загадки.

Школьная библиотека – служба сказочного добра и знаний, где у читателей есть возможность окунуться в мир чтения, получить знания и психологическую поддержку. Для моих читателей библиотекарь несет любовь, добро, учит размышлять, фантазировать и является сказочным волшебником.

Моя библиотека в школе – это маленький сказочный «Читай-город», где живут герои книг и их «добрая книжкина учительница», так прозвали  меня мои благодарные читатели. Я их встречаю каждый день с улыбкой и радостью, и хорошо,  что они у меня есть и будут.  Я понимаю свою нужность. Как не уйти от себя, так истинному библиотекарю невозможно отказаться от своей работы. 

Я люблю свою работу,  счастлива в своей профессии, и у меня есть небольшие заслуги в моей деятельности, потому что школьный библиотекарь всегда в стране знаний, в стране поисков и ответов на бесконечные «почему?».

Мой дом родной – библиотека,

Я каждый день спешу сюда,

И полки книг моих - как дети,

С утра приветствуют меня.

Звенит звонок, спешат ребята,

Кто книгу взять, кто книгу сдать,

А кто-то хочет посидеть,

В окно большое посмотреть

И новостями поделиться.

А время мчится, мчится, мчится.

Мой дом родной – библиотека.

Ты жизнь моя, судьба моя.

Профессии своей любимой

Не изменю я никогда.

 

 

Прилагается презентация.