Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: "Ознакомление со свойствами бумаги"

Буслаева Лариса Ивановна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 32 "Тополёк"

город Пятигорск, Ставропольский край


  Программное содержание:

 -  дать первоначальные знания об изобретении бумаги. 

 - помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. 

 - учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения. 

 - активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги. 

 - воспитывать наблюдательность, внимание. 

  Предварительная работа:

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги; 

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги. 

  Оборудование: на каждого ребенка несколько разных видов бумаги, ножницы, стакан с водой, подносы, простые и цветные карандаши. 

  Ход занятия.

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага».

С.Михалкова

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности

Пока ничья не тронула рука...

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?...

- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) 

- Верно, о бумаге. 

Но сначала послушайте небольшую историю: 

- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. 

- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. 

- Какого цвета бумага? 

- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, рифленая) 

- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой… шершавой. 

- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей) 

- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.

- Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)

- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)

- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. 

Значит, бумага мнётся.

- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). Таким образом, бумага легко мнётся и не разглаживается, не становится такой, как прежде.

Физминутка: «Что произойдет?»

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша.

А под крышей – мы с тобой!

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше,

А потом сложи другой.

Кто же вышел? Вышли гуси,

Вот один, а вот другой.

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук).

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

   Воспитатель раздает ножницы.

- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей) 

- Вся ли бумага режется? 

Выяснилось, что бумага легко режется ножницами. 

- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получается, бумага хорошо рвётся. Вывод: бумага рвётся, режется, мнётся.

- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (Ответы детей). 

- Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (Мокрая). 

- Потяните пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Что произошло с бумагой? (Бумага размокла и расползлась). Вывод: бумага намокает в воде и разрывается, она непрочная. 

- Возьмите простой карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Что вы видите? Значит, на бумаге можно рисовать, писать.

 

- А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги). 

  Итог занятия.

- Что сегодня мы рассматривали на занятии? 

- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

Выводы: 

 - бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая;

 - бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму;

 - бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная. 

- А теперь подумайте и скажите, для чего людям нужна бумага? Что можно изготовить из бумаги?(Ответы детей). В конце можно предложить детям вместе с воспитателем сделать из цветной бумаги красивые цветочки.