Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Теплая водичка, или поможем ежику умыться"

Полякова Олеся Анатольевна, воспитатель

ЧДОУ "Детский сад №199 ОАО "РЖД"

г.Красноярск


Цель: Расширение представлений о свойствах воды;

Задачи:

Обучающие:  Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной; закреплять культурно-гигиенические навыки;  формировать первоначальные представления о фильтрации воды;

Развивающие: Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; развивать чувство взаимовыручки;

Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Образовательные области:  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Используемое оборудование: Тазики с горячей и холодной водой, емкости для смешивания воды по количеству детей, ковши для набирания воды, салфетки, дидактическая игрушка Ежик, прозрачные пластиковые стаканы, воронки, мерный кувшин.

Демонстрационный материал: Таблица (схема) результатов проведения опыта.

Планируемые результаты: Получение теплой воды детьми путем смешивания для комфортного умывания Ежика, отфильтрованная от крупных частиц вода.

Структура НОД

 

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей

1.Мотивация

 

Воспитатель спрашивает:

-Ребята, подскажите, какое время года сейчас у нас? (Весна). Что происходит на улице с приходом весны? (Тает снег, становится грязно, лужи, ярче светит солнце, теплеет и т.д.) А какие животные просыпаются от спячки с приходом весны? (медведь и еж).

-(Стук в дверь). Ребята, мне кажется, кто-то стучится, прислушайтесь! Точно, к нам кто-то пришел, пойду, посмотрю кто это?  Появление Ежика.

-Посмотрите, вы узнаете, кто это? (Это наш ежик из уголка экспериментирования). Но что с ним произошло, как вы думаете?

 (дети высказывают предположения о том, что могло произойти на улице с ежиком). Ежик, обрадовавшийся приходу весны, побежал прогуляться на улицу и там испачкался.

 -Как вы думаете, что нам теперь делать с ежиком? (дети предлагают умыть его)

- На столах стоят тазики с водой. В каком тазике можно умыться ежику? Потрогайте аккуратно руками тазики с водой сбоку. Какая вода в них? (холодная и горячая) 

-В какой воде приятнее умываться в горячей или холодной? (ни в той, ни в другой), а почему? (В холодной воде умываться плохо, можно простудиться, неприятно, замерзнут руки, грязь плохо отмывается. В горячей воде плохо умываться, т.к. можно обжечься, получить ожог, тоже неприятно)

-Можно ли помочь ежику?

Коммуникативная: отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательская: Определяют свойства воды (горячая, холодная). Рассуждают, отвечая на вопросы.

 

Постановка исследовательской задачи (проблемная ситуация)

Дети выдвигают гипотезы:

-Подождать пока горячая вода остынет( но это долго)

-Поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (тоже долго)

 -Смешать холодную и горячую воду (это быстро и легко)

Познавательно-исследовательская: Предлагают варианты решения проблемной ситуации.

 

Уточнение плана исследования

-Итак, ребята, чем мы будем сейчас заниматься и для чего? (Получать теплую водичку, чтобы умыть ежика)

Коммуникативная: отвечают на вопросы, рассуждают.

Выбор оборудования

-Что необходимо нам взять, чтобы каждый из вас смог получить теплую водичку? Для чего необходим каждый предмет? (ковш или кружка - для набирания воды, емкость/контейнер/глубокая тарелка, в которой будем смешивать воду, салфетки - для вытирания капелек воды, если она прольется)

Коммуникативная: отвечают на вопросы, рассуждают.

Уточнение правил безопасности

-Ребята, расскажите ежику какие правила мы должны соблюдать при работе с водой? ( Не проливать, аккуратно набирать воду, не торопиться, не толкаться)

Коммуникативная: отвечают на вопросы, рассуждают.

Проведение эксперимента

-Ну а теперь приступаем к работе!

-Ребята, у всех получилась теплая вода? Вам самим приятно в такой водичке умываться? (да). Теплую воду получили, что теперь делаем? (нужно умыть ежика). Как вы думаете, удобно ежику будет умываться в ваших тазиках (емкостях)? Почему? (неудобно, мало места). Что можем сделать? (перелить всю теплую воду в один большой таз и умыть ежика). 

-Умываем ежика, проговаривая стишок:

«Водичка, водичка, умой ежику личико!

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!»

-Ребята, ежик вам говорит большое спасибо, он так рад, что наконец-то пришла весна и просит рассказать ему стих (или физ.минутку)  про весну? Расскажем и покажем   стихотворение о весне (физ.минутку)?(да)

-«Солнышко, ведрышко, гори, гори ясно,

Чтобы не погасло, прилетели птички, побежал ручей и расцвел подснежник ( Чем пахнет подснежник, как вы думаете?-весной. Сделаем глубокий вдох, выдох (дых.гимнастика) …И пришла весна!!»

-Присаживайтесь на стульчики.

-Скажите, после того, как ежика умыли, какая стала вода? (грязная). Что мы можем сделать с грязной водой? Куда мы можем ее использовать? (вылить, но лучше полить цветы, ведь воду нужно беречь). Можем ли мы сделать воду снова чистой? (нет/а возможно, можем) Как? (попробовать отфильтровать с помощью салфеток, сложенных в несколько раз). Давайте попробуем. Мне нужен один помощник, им будет тот, у кого на стульчике есть спец. знак-наклейка!

-Ищем! Выходит один ребенок. Остальные смотрят и наблюдают, что произойдет с грязной водой.

- Фильтруем воду. Сравним воду.  Стала чище? (Возможно). Давайте попробуем еще раз. (Вода все равно мутная, но осадок на салфетке остается, значит, она все же становится чище). Ребята, Ежик предлагает пробовать нашу воду профильтровать еще раз, но попозже, вечером и посмотреть, что произойдет с водой. Продолжим наши наблюдения и фильтрацию или польем цветы? ( Часть воды - на полив цветов, а часть- на фильтрацию). У нас получится  с вами длительный эксперимент.

 

Двигательная: в процессе самостоятельной работы( набирают воду и смешивают).

 

 

 

Игровая: умывают ежика в игровой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательская: Предлагают варианты решения проблемной ситуации.

 

Анализ (обобщение) результатов исследования.

-Давайте подведем итог нашей работы.

Что мы с вами делали в начале? (Получали теплую воду). Как? (смешивая горячую с холодной). Как в кране можно получить теплую воду? (открыть синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно. Что мы делали в конце экспериментирования? (Пытались отфильтровать воду (очистить), но она осталась мутной, продолжим наш опыт дальше).

- Предлагаю после занятия каждому из вас записать, зарисовать результаты нашего эксперимента в таблицах.

 

Коммуникативная: Дети делают выводы.

 

 

 

 

Изобразительная: рисуют результаты в таблицах.

Рефлексия

Воспитатель благодарит и хвалит детей за старание. Организует уборку рабочих мест.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд: самостоятельно убирают свое рабочее место.