Экологическая мозаика

Рябкова Светлана Сергеевна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида"

Мурманская область, г. Мончегорск


Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Цель экологического воспитания в ДОУ 

– это формирование экологически

воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим

сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в

природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.

Задачи экологического образования в детском саду: 

• развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием  ведущих взаимосвязей в мире;

• развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе;

• развитие  положительного  опыта  эмоционально-чувственного  восприятия природы, эстетического видения ее;

• развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно- значимых экологических ценностей.

 

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,  интересуется  причинно-следственными  связями,  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система  экологического воспитания.  Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть  реализовано  двумя  путями:  через  основную  программу,  которую  разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего дошкольного периода.

Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности.

Какое же значение имеет  уголок природы?                                                                       Экологическое образование прослеживается во всех образовательных областях: социально-коммуникативном  развитии,  познавательном  развитии,  речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии.                                                                                        Технологии  формирования  экологического  сознания  дошкольников происходит: в процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры, труда и т.д. сознание ребенка  обогащается  запасом  конкретных  представлений  о  природе,  об ответственности  человека  за  ее  состояние.  

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

 

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарно-эпидемиологическими  правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

СанПиН 2.4.1.3049-13  

 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. 

 п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Всех обитателей уголка природы можно подразделить на постоянных и временных. Постоянные обитатели - Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах  иметь таблички с названием.

В 1 младшей группе педагог привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями. Рекомендуют такие растения с крупными листьями и ярко цветущие. 

В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Педагог знакомит с комнатными растениями, привлекает к уходу и показывает.  Дети должны знать название  2-3 комнатных растений.

В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает,  как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.

В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.

 В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие, а также цветы с разными условиями произрастания.  Дети должны знать названия 6-7 растений. Знакомим, что в зимнее время полив проводим реже, весной размножение растения (листом). 

 

 Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала. 

Зимой: Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)  Ветки деревьев и кустов в вазах;  Экибаны, поделки детей

Весной: Ветки деревьев и кустарников в вазах; Ящики с рассадой; для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Летом: букеты цветов в вазах

Можно сделать «сухой» аквариум».

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Требования при организации в ДОУ уголков природы:

• уголок природы должен быть ярким и красочным;

• стеллажи, полки обязательно закреплены;

• календарь природы в каждой возрастной группе;

• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

  Критерии оценки уголков природы. 

• соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

• разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;

• наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

• эстетичное оформление уголка природы;

• место размещения уголка природы и его доступность;

• создание условий для игр - экспериментирования;

• отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;

• наличие сезонного материала.

Экообразовательный  процесс  строится на основе образного видения и практического освоения мира природы и требует от ребенка способности  фантазировать, чувствовать, а не только мыслить . Включает личность ребенка в такие виды деятельности, создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на формирование субъективного  отношения к природе. 

Существуют следующие технологии формирования экологически правильного отношения к природе:

«вчувствование» - формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой);

Игровые  экологические тренинги, направленные на развитие сенсомоторной культуры детей , формирование социальных качеств, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением действия от их имени , , («Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика и др.);                                                                                                                         диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности, сопереживание и сочувствие природным объектам; диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные  и  невербальные  (посредством  мимики  и  жестов,  средств изобразительного искусства, музыки, танца); 

экологические  упражнения —  постоянно,  систематически  совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.

 

Существуют такие методы накопления опыта в экологической деятельности,

как: мини-дискуссии, суть его - в целенаправленном, упорядоченном обмене идеями, суждениями, мнениями по конкретной проблеме с целью принятия общего решения;

метод «хорошо-плохо» направлен на выявление противоречий в объекте, явлении;

метод «фокальных объектов» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания;

метод «синектики» - «объединение разнородных элементов» (метод аналогий) и

т.д.

Обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Цель игровой

технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то

специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре

волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей

с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты,

гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы. И это зависит от нас взрослых.