Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации, личностного роста детей с ОВЗ, получения ими образовательного и социального опыта

Середина Светлана Анатольевна, воспитатель

Букалова Ольга Александровна, учитель-логопед

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №2

г.Белгород


На сегодняшний день для специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важнейшей задачей является обеспечение  психолого-педагогических условий для успешной адаптации и личностного роста детей.

Большинство исследователей (О.А. Денисова, И.А. Корабейников, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятие новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям дезадаптации. 

Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время в нашем ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Создание оптимальных условий для успешной адаптации и личностного роста, обучающихся с ОВЗ, а так же получение ими образовательного и социально опыта – является для нас главной целью. 

В соответствии с данной целью нами были поставлены следующие задачи психолого-педагогической работы:

1. Психологическое просвещение родителей об особенностях адаптации дошкольников с ОВЗ к условиям группы компенсирующей направленности.

2. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях успешной  адаптации и обогащения его социального опыта.

Основными задачами работы с родителями являются:

- информирование родителей об индивидуально-психологических особенностях дошкольников со средней и тяжелой степенью адаптации,  вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях;

- поиск эффективных способов взаимодействия с детьми ОВЗ;

- создание благоприятной обстановки для всестороннего развития детей с ОВЗ.

Для реализации поставленных задач педагоги и специалисты образовательного учреждения, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку через индивидуальные беседы, родительские собрания, папки-передвижки, проведение для родителей организованных и совместных занятий с детьми.

 Психолого-педагогическая работа для успешной адаптации и всестороннего развития детей с ОВЗ строится при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Мы считаем, что одним из главных факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка с ОВЗ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками.

Игра как одна из граней окружающего мира развивает память, мышление, внимание, речь, помогает усвоить социальные и нравственные нормы. Игра вносит много нового во взаимоотношения детей и взрослых, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.

Основные задачи игр в период адаптации – формировать эмоциональный контакт, доверие детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. 

При подборе различных методов организации работы мы используем игры и упражнения, направленные на снижение уровня тревожности, повышения самооценки («Привет - пока», «Коготки-царапки», «Кленовые листочки», «Догонялки», «Чертим разные фигуры», «Поезд», «Зайка», игры с песком: «Отпечатки наших рук», «Отпечатки кулаков», «Поскользим» и др.), упражнения на сплочение группы и развитие коммуникативных навыков («Давай познакомимся!», «Раздувайся, пузырь!», «Гусеница», «Медведи» и др.).

При проведении игр мы приветствуем проявление детьми спонтанных и естественных реакций. В то же время мы не настаиваем  на активном участии всех детей. 

Иногда мы приглашаем родителей для участия в таких игровых моментах и рекомендуем данные игры для повторения дома. А также предлагаем организовывать игры на тему пребывания ребенка в детском саду.

Мы, считаем важным, использовать музыку, танцевальные движения и рисование, они помогают детям снять эмоциональное напряжение, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроиться на позитивный лад.

В соответствии с ФГОС ДО для формирования детской инициативы и успешной совместной и самостоятельной деятельности воспитанников необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.

При организации предметно-развивающей среды мы руководствовались принципами информативности, вариативности, транформируемости, интеграции образовательных областей, педагогической целесообразности.

Для успешной адаптации и личностного роста дошкольников с ОВЗ пространство группы мы «разбили» на небольшие зоны.

Предметно-игровая зона строится так, чтобы все дети могли участвовать во всем многообразии игр. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений.  Широко используются уголки уединения и ширмы.

Для развития культурных практик изобразительной деятельности детей в группе создана зона изодеятельности. Она включает в себя материалы и оборудование для продуктивной деятельности, иллюстрационный материал, изделия народных промыслов. 

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, а также все компоненты устной речи детям помогает зоны речевого и интеллектуального развития.  В нее входят настольные игры, лото домино, игры на развитие мелкой моторики, развивающие игры, художественная литература для чтения детям, алгоритмы для обучения рассказыванию, картины, иллюстрационный материал, плакаты для рассматривания, конструкторы, логические игры.

Зона театрализованной деятельности способствует формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитию литературной речи, приобщению к словесному искусству. В эту зону включены различные виды театров (пальчиковый, теневой, кукольный), ширма для кукольного театра, атрибуты для костюмов и постановок, игрушки-персонажи, игрушки – предметы оперирования, аудиозаписи литературных произведений, картотека потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества.

Зона экспериментирования включает в себя объекты для исследования (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами), образно-символический материал (наборы картинок, календари природы, погоды, карты и т.д.). 

 Для успешной адаптации и личностного роста детей с ОВЗ  важным условием является развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи ребенка важно фиксировать рисунками. В группе отведено место, где находятся портфолио детей, собираемые совместно с воспитателями. 

Все центры развития в групповой комнате предоставляют достаточную познавательную информацию, их уровень соответствует возрастным и индивидуальным требованиям.

Применение творческого подхода к созданию предметно-развивающей среды в нашей группе дает широкие возможности формирования детской инициативы, способствует речевому и коммуникативному сопровождению детской деятельности.

Все направления психолого-педагогической работы способствовали успешному процессу адаптации старших дошкольников с ТНР, позволили снизить  у детей с ОВЗ тревожность, развить коммуникативные навыки, повысить социометрический статус ребенка в группе. А также сформировать чувство уверенности в окружающем, способствовали сближению детей друг с другом, установлению доверительных отношений между взрослым и ребенком.