Конспект познавательно-игровой деятельности "Удивительный мир насекомых"

Сыровежко Наталья Юрьевна, учитель-логопед

Колосова Елена Александровна, воспитатель

Диановская Марина Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 53 "Сказка"

Челябинская область, город Озёрск


Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Цель: дать детям первичные представления о насекомых, их разнообразии, учить  выделять их главные признаки, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, воспитывать любознательность.

Задачи:

Образовательные:

-расширять словарный запас;

-формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам;

-учить правильно употреблять предлоги В, НА, ПОД

Развивающие:

-развивать речевую и познавательную активность детей, умения сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

-формировать навык исследовательской деятельности.

Воспитательные:

-формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Ход

На доске висит пустая мнемотаблица, рядом стоит почемучкин сундучок.

Учитель-логопед: -Ребята посмотрите, что это? (почемучкин сундучок). Расскажите гостям для чего он нам нужен? (для того чтобы, узнавать, что – то интересное)

Воспитатель №1: - Интересно, о чём сегодня нам хочет рассказать почемучкин сундучок.

Открывается сундук и достаётся знак вопроса, приклеивается в середину таблицы.

Воспитатель №2:-Сегодня мы узнаем, кто такие насекомые.

Присаживайтесь за столы.

1.    Стол (паук, лиса, скворец, муравей).

2.    Стол (краб, медведь, грач, бабочка).

3.    Стол (рак, жук, заяц, ласточка).

Беседа с детьми по картинкам:

- Вы знаете этих животных?

- Назовите их (ответы детей).

- Как узнать кто из них насекомое? (ответы детей)

-Я сейчас вам расскажу, у всех насекомых 6 лап. Так как же узнать кто из них насекомое? (надо посчитать лапы).

- Ребята, а мы будим считать лапы у зайца, лисы и медведя?

Нет. Почему? Потому что мы уже знаем, что это дикие животные.

- Ребята, а мы будем считать лапы у скворца, грача, ласточки?

Нет, потому что мы уже знаем, что это перелетные птицы.

- Ребята, давайте посчитать лапы у паука, краба, рака?

Ребята, давайте посчитаем лапы у муравья, бабочки, жука?

Матвей ты посчитаешь лапки у бабочки, а ты Артем посчитаешь лапы у краба.

-Так кто же из них насекомое? (муравей, жук, бабочка) Почему? Потому, что у муравья, жука, бабочки 6 лап.

-Давайте узнаем, каких насекомых нашли другие ребята. (педагоги и дети выходят в центр с картинками).

Воспитатель №1: - Артем назови свое насекомое (У меня насекомое муравей), (остальные дети называют своё).

- Ребята как мы узнали, что это насекомые? Правильно. Мы считали лапы.

Учитель-логопед: - Сколько у насекомых лап? Правильно 6.Костя достань схему, из сундучка, которая нам рассказывает, что у насекомых 6 лап. (открывается сундук и достаётся первая карточка для таблицы с изображением жука, а на спине у него цифра 6).

Воспитатель №2:- А вы знаете, что насекомые любят прятаться. Пойдемте их найдем. (Дети расходятся к разным тазам искать в природном материале насекомых. Находят, называют. Если ребенок затрудняется назвать насекомое, подсказывают другие дети).

Матвей кого ты нашел? Подскажи ему Никита. Правильно повтори Матвей. А теперь всем вместе.

Воспитатель №1:-Ребята где прятались ваши насекомые? (ответы детей, наши насекомые прятались в коре).

Воспитатель №2: - Интересно, а вы ребята, где нашли насекомых (наши насекомые прятались под камнями).

Учитель-логопед:-Ребята, а где прятались ваши насекомые? (наши насекомые прятались в шишках).

Воспитатель №2:-Как вы думаете, почему они прятались? (ответы детей).

-Правильно ребята некоторые животные питаются насекомыми, это птицы, дикие животные. Какие? ёж, медведь лягушки.

Учитель-логопед:-Давайте поиграем с насекомыми в прятки. (Педагоги выполняют роль хищных животных, а дети насекомых.)

На лужайке у горы,

Разлетелись комары,

Жуки, бабочки, стрекозы.

Сели греться на берёзы.

Берегитесь! Улетайте!

В лапы нам не попадайте! (дети убегают в обручи под музыку, играем 2 раза. Обруч с листьями: бабочка на чём ты спряталась? Обруч с камнями: жук под чем ты спрятался? Обруч с травой: кузнечик в чем ты спрятался?)

Воспитатель №1:-Давайте отметим на нашей схеме, что еще нового мы узнали про насекомых (открывается сундучок и достается карточка с изображением жука под корой).

-Лукас найди в сундучке схему, которая говорит о том, что насекомые любят прятаться (ребенок подбирает подходящую карточку).

Учитель-логопед:-Дети садитесь в круг. Давайте внимательнорассмотрим насекомых. Какие части тела есть у них? (ответы детей).  Какие части тела есть у кузнечика? (усики, глазки, голова, грудка, лапки). А зачем ему такие длинные лапки?У всех насекомых есть голова, грудка, брюшко, лапки, крылья.

Воспитатель №1:Ребята, посмотрите, а у Артема божья коровка. Как называется у неё эта часть тела, кто из вас знает?(усики). А у бабочки есть усики и хоботок. Ваня покажи хоботок у своей бабочки. Зачем бабочке хоботок? (собирать нектар).

Воспитатель №2:- Ребята у кого из вас жуки, покажите нам. Чем они отличаются друг от друга? (они разного цвета, размера, у некоторых есть рога). Для чего жукам рога? (отпугивать врагов).

Учитель-логопед:- Чем еще можно отпугивать врагов? (ответы детей) Посмотрите на божию коровку у неё нет рогов. Чем же она отпугивает врагов?

Воспитатель №1: - А я вам сейчас подскажу, смотрите светофор, о чем говорит красный сигнал – стой идти нельзя, а б. коровка кого цвета? Красная, так чем же она отпугивает врагов? (яркой окраской – показывает божию коровка).

Воспитатель №2: -Ребята посмотрите у кого пчела, а она чем отпугивает врагов? (яркой окраской она предупреждает врагов, а жалом защищается).

-Теперь мы знаем части насекомых, давайте отметим это на нашей схеме. Лева подбери в сундучке схему о частях тела насекомого (крепим на таблицу).

Учитель-логопед:-Ребята пока мы с вами рассматривали насекомых, наступила ночь, ложитесь и закрывайте глазки (включается аудио запись со звуками насекомых).

Воспитатель №1:

- Сверчок за печкою живет
И тихо песенку поет.
Про то что за окном темно,
О том что спать пора давно. (после слов звук сверчка)

Воспитатель №2:

- Расскажи, кузнечик звонкий,
Чем играешь ты на зорьке?
- Мой смычок всегда со мной.
Видишь, крылья за спиной?
Крыло ножкой потираю
Свою музыку играю.

Учитель-логопед:

- Комар надоедливый спать нам мешает,
Он где-то все время пищит и летает,
Но только встаем и включаем мы свет,

Он вдруг исчезает, его нигде нет.
В это время Воспитатель №2  одевает ребенку ободок с изображением осы. Ребёнок имитирует осу –звенит (з-з-з-з).

-Ребята смотрите кто к нам прилетел?

-Я оса,  хотите вместе со мной поиграть? (слова с движением)

Улей
Вот маленький улей, там осы сидят.
(изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались осы — из улья глядят.
(отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело — и осы летят,
(скрестить руки на уровне запястий, а пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Осы летят, ужалить хотят: «З-з-з…»

А вы хотите увидеть где живет оса? Полетели за мной. Полетали и присели за стол.

Воспитатель №1:(показывает детям осиное маленькое гнездо) это настоящее осиное гнездо, осы подвешивают своё гнездо на ветках деревьев или на чердаках. А гнездо у них замечательное похоже на шар,бывают разного размера (показываю большой). А знаете из чего они их делают?

Воспитатель №2: -Из бумаги. Бумагу для изготовления гнезд осы делают сами. Сначала они оскабливают своими челюстями крошечные кусочки дерева, потом пережевывают их смешивают со своей слюной. Из комочков, которые у них получаются, осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домики. На такой бумаге даже писать можно. А теперь давайте попробуем порисовать на бумаге, которую изготовили осы.

Учитель-логопед: -Домики получается теплый. Если на улице холодно, в гнездышке осы жарко, как летом. В этом домике оса – самка откладывает яйца. Остальные осы ухаживают за ней и за личинками, из которых потом появятся молодые осы. Понравилось вам ребята рисовать на такой необычной бумаге? Давайте вытрем наши пальчики.

Воспитатель №1: -Ксюша достань из сундучка схему, на которой изображён домик осы.

Выставляем карточку с изображением домика осы.

Итог:

Ребята посмотрите на схему, и расскажите, что вы сегодня узнали о мире насекомых. Ребята посмотрите на первую схему, о чем мы узнали? (что у насекомых 6 лап).

Учитель-логопед: -А о чем рассказала нам эта схема Матвей? (что насекомые умеют прятаться) А почему они прячутся? (от хищников).

Воспитатель №2: - Посмотрите на схему и назовите какие части тела есть у насекомых.

Воспитатель №1: - А это чей домик нарисован на схеме? Хотите узнать какие домики у других насекомых? (педагог зарисовывает на схеме).

Учитель-логопед:- А что бы вы хотели узнать ещё о насекомых? (педагог зарисовываетсхематично ответы детей). Посмотрите сколько мы с вами узнали нового и сколько нам ещё предстоит узнать.

 

Воспитатель №2: -Посмотрите сколько у нас природного материала, мы предлагаем вам подняться в группу и сделать каждому из вас своё насекомое.