Обучение грамоте "Страна Знаний"

Тюленева Ольга Александровна, воспитатель

МБДОУ д/c №31

город Ульяновск


Цель: закрепить полученные знания  при использовании развивающих  заданий; формировать умение радоваться, достигая цели.

Задачи:

Образовательные: Обобщать и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи; закреплять навык анализа и синтеза предложения.

Развивающие: Развивать фонематическое восприятие,  мышление и речь детей. Отвечать на вопрос  воспитателя полным ответом, развивать связную  речь детей;  зрительное внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные: Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу. Воспитывать любовь к родному языку.

Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, игровые, практические.

Предварительная работа: составление конспекта; подготовка атрибутов к занятию. 

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесные, игровые, практические.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.

Материалы и оборудование: Магнитофон; указка; кассы с буквами; магнитная доска. Фишки: красные, синие, зелёные; фломастеры; конверт с флэшкой; 5 конвертов с заданиями; картинки – задания; шкатулка с медальками для детей. Аудиозапись: голос Королевы Знаний; «Весенняя романтика» 

 

Ход занятия:

Организационный момент. 

Воспитатель:  Ребята посмотрите,  сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся с ними. А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.

 

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем « Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем « Привет!» и « Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- С добрым утром!

Воспитатель:  Ребята, мы с вами в течение года добросовестно трудились, научились правильно произносить звуки, познакомились с  буквами, учимся читать.

 

- Вспомним  наш стишок:     Говорим всегда красиво,

                                    Чётко и неторопливо.

                                                 Вспомним  обязательно,

                                                 Всё  что узнали на занятиях.

 

- Ребята, сегодня утром, когда я пришла  в группу, на столе лежал конверт. Давайте прочитаем, что на нём  написано (читает ребёнок)

«Детям подготовительной  группы №2 «Непоседы»

- Интересно, что же там внутри (ребёнок открывает и достаёт флэшку)

- Давайте послушаем, что же на этой флэшке.

(запись «письма» от Королевы знаний)

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам нужно отгадать загадки о жителях этой страны:

1. Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (ЗВУК)

2. Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (БУКВА) 

3. Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (СЛОГ) 

4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (СЛОВО) 

5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

 

Разминка.

Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

Дети: Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.

- Какие звуки вы знаете?  

(гласные, согласные;  согласные бывают мягкими и твердыми)

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые можно пропеть, при их произношении не встречается препятствий)

- Какой фишкой обозначаются гласные звуки? 

- Какие звуки мы называем согласными? (звуки, при произношении которых встречаются препятствия).

- А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).

Воспитатель: Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ. А-О-У-И-Ы-Э (выполняется упражнение).

Воспитатель:  Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! 

Динамическая пауза: «Прогулка весной» (аудиозапись – весенняя романтика)

 

В Страну Знаний мы идём

                                            Весело и дружно.

                                            Не ленится, не скучать,

                                            Все задания выполнять,

                                            И пятёрки получать.

- Вот и задания, которые приготовила нам Королева Знаний. Если мы выполним задание, то в конверте появится картинка – подсказка, где спрятана награда.

 

1 задание: Поставь ударение в словах. 

                    Подели слова на слоги.

 - А кто мне скажет, что такое ударение? 

(ударение – это выделение слога в слове силой голоса)

- Ребята, как определить, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков)

(пенал, ручка, линейка, тетради, ластик, карандаш, учебник)

Воспитатель: Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. 

 

2задание: Подбери слово к схеме.

(детям даются фишки в определённой последовательности)

Воспитатель: Задание выполнено. А сейчас поиграем с пальчиками.

«Скворечник»

Мы построили скворечник

Для весёлого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки-

Чёрненькие пёрышки.

- Отдохнули, открываем следующий конверт 

 

Воспитатель: 3 задание: Какая схема подходит к предложению

(У каждого на столе листок с заданием)

- Ребята вспомните, из чего состоит наша речь?

- Наша речь состоит из предложений.

- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

-  Предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков.

 - Ребята вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения. Давайте их вспомним.

1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.

3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.

(Нужно прочитать предложения, и определить к каким схемам они подходят)

Воспитатель: Молодцы, выполнили задание. А сейчас поиграем с пальчиками.

«Скворечник»

Мы построили скворечник

Для весёлого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки-

Чёрненькие пёрышки.

4 задание – Составь  предложение: Светит яркое солнце.

(Используя кассы, дети составляют предложение из букв)

 Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и справились и с этим сложным заданием. 

- Сейчас мы отдохнём и сделаем физкультминутку.

Буквы

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела   буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

 (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

 

5 задание: Найди предметы, названия которых начинаются со звука.

(Каждому ребёнку раздаётся картинка, нужно найти предметы с определённым звуком и обвести фломастером)

Воспитатель:  Ребята, все задания вы  выполнили  и получили картинки -  подсказки, где спрятана награда за труд. На первой  картинке, что изображено?

Дети: Детский сад

Воспитатель: Значит сюрприз,  спрятан в нашем детском саду. 

Дети: На второй картинке группа, на третьей письменный стол, на четвертой магнитофон, на пятой шкатулка.

Воспитатель: Но прежде чем её открыть послушаем звуковое письмо от Королевы Знаний.

«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас  снова в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

Воспитатель: Посмотрите ребята, это медали от Королевы Знаний  за ваше старание  «Самый умный» и «Самая умная»

Итог занятия.

Воспитатель: Где мы были сегодня, в какой стране? Чем мы занимались? Что больше всего вам понравилось?