Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Казимирова Юлия Олеговна, учитель-дефектолог

МКДОУ д/с "Родничок"

г.Слободской Кировской обл.


                                                                                                                                                              Слепой и слабовидящий специально должны

                                    быть обучены тому, что зрячий постигает сам.      

                                                                   Л.В. Выготский.

 

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из первых мест.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т.д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях. В основу игр и упражнений по ориентировке в пространстве положена практическая направленность, обеспечивающая слабовидящим детям самостоятельность действий. Обучение ориентировке в пространстве строится по этапам.

1 этап: формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле.

Большое значение при обучении имеет главная точка отсчёта – собственное тело. Все предметы в пространстве дети воспринимают прежде всего по отношению к самим себе и своему телу: справа - слева, спереди – сзади, сбоку – вверху – внизу и т.д. Поэтому овладение знаниями о теле человека и его частях является главной задачей в процессе обучения ориентировке в пространстве. Здесь можно использовать следующие упражнения:

-«Возьми игрушку в левую (правую) руку»;

-«Топни правой (левой) ногой»;

-«Застегни верхнюю пуговицу»;

-«Положи в левый карман»;

-«Покажи где голова, спина, уши и т.д.»;

2 этап: совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов. Игры: «Найди такой предмет», «Что я загадала» и т.д.

3 этап: развитие ориентировки в микро и макропространстве «от себя», выделяя различные ориентиры (световые, звуковые, цветовые, тактильные), двигательные ощущения. Здесь берём игры:

- «Куда покатился мяч»;

- «Бравый солдат»;

- «Рассади гостей»;

- «Диктанты по клеточкам»;

- «Узнай фигуру на ощупь», «Подбери предмет к фигуре» и т.д.

4 этап: формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами их заместителями                                             (моделирование).

Другой точкой отсчёта при ориентировании являются предметы пространственной среды: в помещениях – столы, шкафы, двери; на участке, улице – ориентирами служат здание детского сада, деревья, клумбы, спортивные сооружения и т.д. Можно использовать такие игры и упражнения:

- «Расскажи, что где находится»;

- «Найди такой предмет»;

- «Путешествие по группе»;

- «Сравни два предмета»;

- «Нарисуй свою комнату»;

- «Составь изображения на фланелеграфе» и т.д.

5 этап: обучение ориентировке в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой. Можно использовать упражнения:

-«Найди, что спрятала в кабинете, группе, коридоре, на участке (по схеме)»;

-«Найди по схеме, куда села бабочка»;

-«Дойди до флажка»;

-«Найди дорогу до своего домика» и т.д.

6 этап: обучение умению самостоятельно составлять схемы окружающего пространства. Мы используем следующие упражнения: «Нарисуй группу», «Нарисуй путь от группы до зала», «Спрячь игрушку и нарисуй схему» и т.д.

При обучении ориентированию и мобильности необходимо  развивать у ребёнка пространственное мышление. Так же важно, чтобы дети знали основные характеристики окружающих их предметов; цвет, форму, величину, фактуру. Чем большим числом образов предметов будет оперировать ребёнок, тем легче ему ориентироваться в пространстве. Обучение ориентировке и мобильности тесно связано с формированием мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а так же с воспитанием смелости и уверенности в своих силах.  

                                                                     

Литература:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Москва «Экзамен» 2003.

Т.И.Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки»  Ростов – на – Дону «Феникс» 2008.