Комплекс игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи, на тему: "Мой город - Санкт-Петербург"

Кравцова Мария Андреевна, учитель-логопед

ГБДОУ №25

г.Санкт-Петербург


 

           В настоящее время, знакомство детей с историческим и культурным наследием своего народа и города в частности, приобретает актуальность и становится для образовательного пространства Санкт-Петербурга приоритетным.

Живя, в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, дети очень мало знают о его культуре и истории. Дети, имеющие общее недоразвитие речи, не способны в полном объеме усвоить весь материал по знакомству с городом без специальных коррекционных методов и упражнений. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи, относится формирование у них связной монологической речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов  (восприятия, внимания,  памяти, воображения), создает дополнительные  затруднения  в  овладении связной монологической речью.

 

 В связи с этим я решила включить в свою работу комплекс игр и упражнений по формированию лексико – грамматического строя речи тему знакомства с родным городом, вести коррекционную работу, направленную на преодоление речевого нарушения, на основе воспитания юного петербуржца. На мой взгляд, это будет способствовать преодолению речевого нарушения и формированию настоящего юного петербуржца.

 

         В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о ведущем виде деятельности - игре. Именно в игре ребенок становится активной личностью, только в игре можно осуществить связь времен, воспитывать петербуржца в лучших традициях.

Опираясь на психологические особенности детей, на начальном этапе работы задачей является: накопление первоначальных знаний детей о городе. В связи с этим необходимо знакомить детей с реками и каналами, мостами, садами и парками, дворцами и скульптурами, улицами города, ближайшими станциями метро, т.е. стараться давать только доступный материал.

Опираясь на общие основы формирования связной речи детей с общим речевым недоразвитием, свою работу, также необходимо строить по трем этапам, включающим коррекционно-образовательные задачи:

подготовительный этап, направленный на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка;

основной этап, включающий все виды обучения рассказыванию (пересказ, рассказывание по картинам, описание предметов, рассказывание с элементами творчества). 

этап подготовки к обучению грамоте, главной задачей которого является обучение детей чтению, звуковому анализу и синтезу, профилактика дисграфии и дислексии.

Задачи по формированию гендерных и гражданских чувств:

Возраст

Задачи

средний дошкольный возраст

4-5  лет

1. Знакомить ребенка с достопримечательностями города, названиями улиц, на которых живут дети, и находится детский сад, названия ближайших станций метро, главной улицы района, ближайшего парка и т.д)

2. Воспитывать любовь к родному городу.

 

старший дошкольный возраст

5-6 лет

1.Воспитывать любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.

2.Расширение представлений о родном городе, его достопримечательностях и истории. Воспитание чувства любви к нему и гордости за него.

старший дошкольный возраст

6-7  лет

1.Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, преданности Отечеству, своему народу.

2.Приобщение детей к славянской народной культуре.

3.Воспитание на самобытной культуре русского народа.

 

Н.В.Нищева Комплексно образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет.

В группе имеется уголок по патриотическому воспитанию, который включает в себя:

Литература

Дидактические игры

Настольные игры

ØГодовой план по Петербурговедению.

Ø Иллюстрации СПБ.

Ø Детям о музеях Петербурга» О.Н.Алексеева «Паритет» 2012 г.

ØПодбор рассказов о Петербурге

Ø«Детям о СПБ» Гурьева Н.А. Паритет 2012

 

Ø«Лото - Санкт –Петербург».

Ø«Третий лишний».

ØИгра – путешествие по Санкт –Петербургу (развитие речи)

Ø 

 

ØКнига – игра с наклейками «Санкт –Петербург» Невский проспект. В.К.Дмитриев.

ØПазлы «Виды Петербурга».

ØТрафареты СПБ.

 

 

Для успешной реализации задач подготовительного этапа работы была разработана игра – путешествие «Санкт – Петербург», с учетом лексических и лексико-грамматических упражнений, для индивидуальных занятий.

Варианты игры:

·        Лексические упражнения: 

 

«Найди похожее» (развитие зрительно – пространственного гнозиса, внимания)

«Узнай о чём это» (см.приложение)

 

·        Лексико-грамматические упражнения: 

 

«Посчитай соборы, реки» (формирование числительных с существительным,

-автоматизация звука «С», «Ц» и «Рь» в начале слова (один собор, два собора…,1 церковь, две церкви..)

«Закончи фразу» (развитие памяти, внимания)

«Чего не стало» (употребление Родительного падежа)

«Мой, моя, мои» (согласование существительных с местоимениями)

 (Картинки: собор, грифоны, дворец, крепость, площадь, крейсер.  Ребенок подбирает местоимение, затем приклеивает к карте, потом наоборот логопед называет местоимение, а ребенок подбирает существительное и приклеивает).

«Какое здание, дом?» (образование прилагательных от существительных)

• из кирпича – кирпичное, кирпичный…
• из камня – 
• из дерева –

У нас в городе много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:
• На улице – уличный
• В театре – 
• На вокзале – 

·        Связная речь:

Составь рассказ о нашем городе по плану:
• Как называется наш город?
• Какая главная улица нашего города? В честь кого она названа.
• На какой улице живешь ты. Что расположено на твоей улице (магазины, кафе, детский сад, другие учреждения)

Логопед предлагает поиграть в игру “Продолжи предложение”.

(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.

 

Пазлы «Собирайка» (обучение объединению предметов, их частей, расширение словаря по теме «Санкт-Петербург»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

«Узнай о чем это?»

·        Фараона голова, остальное - тело льва. Что за странные творенья? Не одно, а целых два? (Грифоны с золотыми гривами)

 

·        Кто был мастер на все руки, Не зевал от лени-скуки, Сам отличный мореход, Основал Российский Флот? (Петр 1)

 

·        Кто скорее догадается, Как постройка называется, Где кораблик в небесах Раздувает паруса? ( Адмиралтейство)

·        Только ночью отдыхают Залы Зимнего дворца. Посетители музея прибывают без конца. (Эрмитаж)

·        Крепость на Неве лежит, В небе тонкий шпиль блестит. Стала первой, стала главной Крепость в честь Петра и Павла. ( Петропавловская крепость)

 

«Продолжи фразу и найди»

«Петропавловская…..»

«Исаакиевский..»

«Васильевский…»

«Медный….»

«Невский..»

«Русский…»

«Летний…»

«Театральная…»

«Дворцовая..»

«Спас на..»

 

«Крейсер ..»