Методическая разработка "Создание системы эффективного взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС"

Чернова Александра Юрьевна, педагог-психолог

ГБОУ СОШ №22 СП-д/с №28 "Ёлочка"

г.о.Чапаевск, Самарская область


       Анализ нарушений условий безопасного развития детей показывает, что они появляются, в основном, на почве семейных конфликтов. Поэтому важнейшей проблемой современной педагогической практики является улучшение качества семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей. Её решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической поддержки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных и социальных функций. 

         Внедрение ФГОС предполагает более дифференцированный подход к вопросам семейного воспитания, учёт социального статуса, микроклимата семьи, родительских запросов и степени заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  

         Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи. Важность  этого взаимодействия отмечали в своих трудах  К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для нас являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности.    

       Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.  В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи  (Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова); раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей  (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова); предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй  ( Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина). Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик обращают внимание на содержание работы с семьей (единство в работе  ДОО и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи; индивидуальные и  групповые формы работы с родителями).

          Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы:

- поддерживается  положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

 -  обязательно учитывается  индивидуальность каждого ребенка;

-   родители самостоятельно и осознанно выбирают  формы и направления в развитии и воспитании ребенка;

- происходит укрепление внутрисемейных связей; 

- даётся возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье;

 - учитывается тип семьи и стиль семейных отношений.

         Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.  Вашему вниманию предлагается опыт работы педагогического коллектива СП-д/с №28 «Ёлочка» г.Чапаевска по созданию условий психолого-педагогической поддержки семей воспитанников старшего дошкольного возраста. Предлагаемые направления, формы и содержание  работы с родителями помогут педагогам ДОО выстроить оптимальное взаимодействие в системе «педагог-родитель».

        Мы заложили в основу организации взаимодействия ДОО с семьей следующие принципы: 

 - преемственности согласованных действий;

- обратной связи; 

- сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности воспитанников;

- индивидуального подхода к каждой семье.

       Эти принципы, а также  изменение подходов к организации и содержанию взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, позволили нам создать не только обновлённую модель  систему взаимодействия, но и  сделать  её комплексной и эффективной.

   Практическая направленность сопровождения  предполагает:

1) активное взаимодействие всех педагогов ДОО с родителями воспитанников;

2) активное участие родителей в жизни ДОО;

3) возможность обмена опытом семейного воспитания;

4) возможность получения родителями знаний по детской педагогике и психологии;

5) охват проектом большого количества родителей воспитанников;

6) вклад родителей и педагогов в развитие образовательной среды учреждения.

     Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в 2-х направлениях: информационном и практическом. 

      Информационное направление  представлено традиционными формами:   папками-передвижками, информационными стендами, листами, буклетами, памятками, устными журналами и инновационными формами – общая газета ДОО (электронный вариант), групповые газеты (печатный вариант), лифлет-холдерами.

   Общая и групповые газеты имеют похожую структуру, но разное содержание. Общая газета ДОО освещает значимые события ДОО, помещает универсальные советы и рекомендации педагогов, медицинских работников для всех возрастов воспитанников; групповые газеты (в печатном варианте) – освещают события группы,  дают рекомендации, советы сообразно возрасту воспитанников данной группы.

  Лифлет-холдеры – универсальные устройства, они  удобны тем, что родители имеют возможность не только ознакомиться с каким-либо материалом в ДОО, но и взять экземпляр себе для чтения дома, а затем вернуть на место.

     Практическое направление. Его основная задача – обучить родителей навыкам позитивного общения, развития и воспитания своих детей посредством практических занятий. Инновационные формы практического направления представлены творческими площадками специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей-логопедов),  творческими группами родителей и Детским календарём Т.Н.Дороновой.

     На  творческих площадках специалисты используют различные формы  взаимодействия с родителями: коучунги, практикумы, мастер-классы, тренинги, наполняют их интересным и, по возможности, инновационным содержанием: метафорические карты, хроматические карточки, художественные картины,  интерактивные формы работы с песком, краской и др. – педагог-психолог;  мнемотаблицы, моделирование,  комментированое рисование, развитие познавательно-речевого развития посредством кинетического песка  и др.  – учителя-логопеды; развивающие игры Воскобовича,  Зайцева, Никитиных;  современные конструкторы (различные виды конструкторов LEGO и др.), игры с пуговицами, цветными дорожками и др. -         учитель-дефектолог.

   Творческие площадки специалисты планируют не менее 3 раз в год. Проводят их, приглашая всех желающих родителей, или определённый состав родителей. Специалисты могут проводить эти площадки как совместно, так и индивидуально.

        Творческие группы родителей предполагают обмен опытом  семейного воспитания, организацией развивающей среды для детей дома: например, создание домашней библиотеки, домашней мастерской, организацией семейных прогулок и т.д. Творческие группы невелики по своему составу: 4-5 заинтересованных определённой темой родителей из группы. Они собираются 3-4 раза в год, чтобы обсудить свои находки и достижения. Они могут также обмениваться своим опытом с родителями  других творческих групп или  делиться опытом на родительских собраниях в своей группе, либо по приглашению родителей в других группах. 

      «Детский календарь» Т.Н. Дороновой -  эффективное средство взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Педагоги обучают родителей работе с календарём, родители – детей, дети – делятся впечатлениями с  педагогами и друг с другом. Детский календарь удобен тем, что каждый день распланирован и предлагает родителям и детям различные варианты совместных занятий. Важно не забывать об итогах работы с «Календарём». Этому способствуют общие и индивидуальные выставки работ, обсуждения в группе между детьми, на собраниях, в газетах, творческих группах родителей и т.д.

      Таким образом, созданная нами система взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников  позволяет осуществлять оптимальную психолого-педагогическую поддержку семьи, всесторонне повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для родителей воспитанников обеспечены оптимальные условий для личностного роста, саморазвития и самореализации. Созданы оптимальные условия для изучения и обмена опытом семейного опыта воспитания и развития  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Давыдова О.И.,Маейер А.А.,Богославец Л.Г.Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера,2012. – 128 с. 

2.Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

3.Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

4.Крылова Н.М. Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

5.Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС. http://serpumc.ucoz.ru/publ/uchebnyj_process/organizacija_vzaimodejstvija_s_roditeljami_v_sootvetstvii_s_fgos_do/2-1-0-6

6.Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов /Сост.Т.В.Цветкова./ – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.