Проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Шаповалова Елена Егоровна, воспитатель

Сага Ирина Николаевна, воспитатель

МБДОУ № 30 г. Азова

город Азов


      Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
                Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
                Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. 
               Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

      Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, которая открылась ему однажды как чудо.

      Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего  города, края, их  достопримечательности.

      Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Необходимо помочь ребенку открыть красоту, приобщить его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувства привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

 

I – этап проекта

(организационно-подготовительный)

 

Целью нашей работы является совершенствование нравственно-патриотического воспитания, развития личностной культуры ребенка, как основы его  любви к своей малой Родине.

Для достижения этой цели нами были определены следующие задачи:

1.     формировать интерес каждого ребенка к  истории своего родного края;

2.      Развивать эмоционально – ценностные отношения к дому, улице, городу;

3.     Развитие интереса к фольклору, традициям, обычаям, промыслам Донского края;

4.     воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство любви и привязанности к своей малой Родине.

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой, долгосрочный.

Срок проекта: 2017-2018 учебный год.

Участники проекта: дети 6-7 лет  группы № 9, воспитатели, родители.

Методы работы: наглядные, словесные, практические.

Приемы работы: показ, рассматривание, объяснение, разъяснение, рассказ.

Принципы работы: научность, доступность, систематичность, наглядность

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Ожидаемый результат:

1.     Дети имеют представление о городе и родном крае, в котором они живут. Знают, что это их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за нее.

2.     Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

3.     Имеют представление об исторических памятниках Донского края и города.

4.     Проявляют интерес к родному краю, его традициям, быту, фольклору.

5.     Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Формы работы:

- с детьми: беседы, НОД, экскурсии, прогулки, наблюдение, чтение художественной литературы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), праздникихудожественное творчество.

- с родителями: консультации, беседы, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений.

II – этап проекта (основной)

План работы по реализации проекта

 

№ п/п

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

1

Социально-коммуникативное

Познание

РечевоеХудожественно-эстетическое Физическое

Игровая

С/р игры: «Семья», «Мой дом - моя крепость», «Военные профессии», «Моряки», «Солдаты», «Военные

2

 

Коммуникативная

Беседы: «Что  такое дружная семья?», «Я живу в дружной семье»,

«Расскажи о семье», «Родной город», «Почему город Азов самый красивый», «Наша Родина – Россия», «Главный город нашей Родины», «Герои земли русской», «Награды России», «Климатические зоны России», «Полководцы России», «Какие народы живут в России», «Москва – столица России», «Русская одежда», «Игрушки на Руси», «Какие предметы быта вы знаете?», «Кем мой папа служил в Армии», «Освобождение Азова», «Что такое быть мужчиной», «Наша Армия. Рода войск», «Праздник Победы», «Они сражались за Родину», Домашние заготовки «Улица, на которой я живу»

3

 

Восприятие художественной литературы

Я. Аким «Кто кому кто?», В. Осеева «Сыновья», стихи об Азове, С. Баруздин «Страна, где мы живем»,

М. Лермонтов «Москва! Москва! Люблю тебя, как сын…», русские народные пословицы, поговорки, колыбельные,

былины о русских богатырях, Б. Никольский «Рядовой Башмаков», В. Косовский «Будущий мужчина», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», чтение стихов о Победе,

Т. Шапиро «Была война», «Я в солдатики играю»,

В. Степанов «Приходят к дедушке друзья», Е. Благинина «Шинель», И. Гамазнов «В дозоре», отгадывание загадок о семье , доме, казаках

4

Коммуникативная, познавательно-исследовательская

 Сит.разговор: «Как бы мы жили много лет назад (русская изба)», «Как узнать в каких войсках служит солдат»

Составление творческого  рассказа: «Матрешка – символ России», «Мой папа», «Что я знаю об Армии»

5

 

Коммуникативная, познавательно-исследовательская

Рассматривание фото: «Моя семья», старинные семейные фотографии, «Памятники и обелиски героям, павшим за Родину»

Рассматривание репродукций: Ф. Арбузов «В родной семье».

Книги о России, Москве, Азове.

Рассматривание герба и флага города  Азова, Ростовской области и России.

Альбомы:   «Русская одежда», «Одежда казаков Дона», «Знаменитые люди города Азова»

Энциклопедии «Военная техника» и «Военные самолеты»

6

 

Коммуникативная, познавательно-исследовательская

Презентации: «История жилища казаков Дона»,

«Достопримечательности города Азова», «Ордена и награды», «Культура и быт на Дону»

7

 

Восприятие музыкальных композиций

Песня «Лучше папы друга нет», русские народные песни,  гимн России, О. Тухманинов «День Победы», марши и песни военных лет

8

 

Изобразительная, конструктивная

Рисование: «Дом моей мечты» (палочками на песке), «Моя Родина», «Роспись тарелочек», «Наша Армия родная»,  «Я с папой», «Мой папа в армии служил», «Родная страна», «Салют» (рис. на асфальте)

Лепка: «Пограничник с собакой», «Военная техника»,  «Столовая утварь»

Аппликация:  «Город вечером»

Раскраски «Матрешки», «Предметы быта».

«Сложи шеврон» (изгот. игры)

Игры с конструктором «Мой дом», «Ракетостроители»

9

 

Игровая, коммуникативная

Д/и: «Кто есть кто?», «Собери герб и  флаг родного города», «Домашний адрес», «Путешествие по улице Московской», «Кто знает город, тот называет», «Назови город на букву…», «Военные профессии»

Наст.игры: «Морской бой», «Военные профессии», «Поле битвы»

10

 

Познавательно-исследовательская

Экскурсии: в библиотеку,

краеведческий музей,  по улице Московской, сквер «Памяти героям ВОВ»

11

 

Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная

НОД: «Путешествие по родному городу», «Казачий край», «Азов во время ВОВ», «День защитника Отечества»

12

 

Коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие  музыкальных произведений, конструктивная

Итоговые мероприятия по темам: «Мой Азов», «Военная техника» (выставки рисунков и поделок), генеалогические древа семей, фотовыставка «Профессии родителей», «Мой папа солдат», «История России», «Герб России» (конкурс творческих работ),  «Масленица» (фольклорный  праздник), «День защитника Отечества», «День Победы»

13

 

Игровая, двигательная

Ежедневная тематическая ритмичная зарядка, физкультминутки, подвижные игры: «Коршун», «Жук», «Веревочка», «Утенок»

 

Итоги проекта:

 

       В ходе проекта, у детей раскрылись патриотические чувства, активизировался словарный запас, память. Дети с большим желанием участвуют в ролевых играх: «Наша Армия сильна» и т.д. Они научились узнавать знакомые здания и улицы родного города; стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города, с помощью экскурсий закрепили названия улиц. Расширили знания детей о Доне. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о казаках, проживающих на территории Ростовской области, закрепили знания о символике Российской Федерации и Ростовской области, её значении. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, с традициями Донского казачества. Родители принимали активное участие в реализации проекта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе

 

Тема«Наш край».

 

Задачи:

1. Образовательные:

- Приобщать детей к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом;  знакомить детей с казачьими играми закрепить знания о казачьей кухне.

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

2. Развивающие:

- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.

- Развивать чувство цвета, формы и композиции, строя узор, чередуя декоративные элементы.

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: рубель, скалка; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

-Развивать творческий потенциал в художественно-изобразительной деятельности.

3. Воспитательные:

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям;

- Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма.

 

Методы:

- словесный (объяснение, пояснение).

- наглядный (рассматривание, демонстрация).

- игровой (подвижная, дидактическая игра)

 

Приемы:

- вопросы (побуждающие познавательную активность)

- словесный образец педагога;

- смена деятельности детей.

 

Материалы и оборудование: кисти разных размеров, тычки, краски гуашь, альбомные листы, карандаши, иллюстрированный материал, наглядные пособия.

 

Предварительная работа: беседы, показ демонстрационного материала.

 

Наглядный материал о реке Дон, иллюстрации с изображением жилища казаков.

Ход занятия:

 

Воспитатель начинает занятие с показа наглядного материала о реке Дон и чтения стихотворения:

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети:

Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: Дети, а откуда пошло название реки Дон? А я вам сейчас расскажу легенду:

В далекие времена в неизвестной в то время реке утонул сын бога Марса Танаис, после его стали звать Дионис, и теперь реку Дон назвали в честь Диониса.

Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом расселялись на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Воспитатель: А кто знает, чем занимались казаки?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Воспитатель: А, вы знаете как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).

Дети: Курени.

Воспитатель: Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила.

Воспитатель: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками. Воспитатель всех приглашает в горницу.(показывает изображения горницы, печи) Подойдем к печке. Что вы видите?

Дети: чугунки(картинки)

Воспитатель: посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает на картинках). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье. Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Хотите поиграть?

Игра«Гори-гори ясно, чтобы не погасло»

Воспитатель: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети:

В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки

казаки и казачки любили праздники и очень были гостеприимными людьми. Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом- солью.

Воспитатель: Ребята, как одевались раньше казаки? Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?

Дети: На казаке широкие штаны.

Воспитатель: Правильно, эти штаны еще называют шаровары. Как вы думаете, для чего им широкие шаровары?

Дети: Чтобы удобнее было садиться на коня.

Воспитатель: Верно, в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета.

Воспитатель: А из каких материалов шили одежду казаки?

Дети: Из атласа и бархата.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Дидактическая игра«Разрезные картинки».

А сейчас, ребята я хочу проверить, как вы запомнили части костюма казака.

Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Какие детали украшали одежду?

Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.

Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?

Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?

Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Воспитатель: Как украшались рукава рубах?

Дети: Рукава украшались орнаментом, вышивкой.

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Давайте рассмотрим, какими рисунками украшалась одежда.

А теперь предлагаю украсить свой костюм орнаментом (дети рисуют).

Воспитатель: но в наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.

Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о черной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.

Итог:

Воспитатель:

-Ребята вам понравилась наша экскурсия?

-Что нового узнали?

-Какие новые слова запомнили?

-Что вам больше всего понравилось?

Теперь я уверена, что наши предки гордились бы вами.

Приложение 2

Традиции Дона

       «Понимать свое происхождение, понимать свое предназначение» - это выражение, пожалуй, наиболее полно отражает весь смысл изучения донских традиций, обычаев, культуры и искусства, а также явлений, связанных с жизненным кругом.

Фольклор

       Суть народного творчества донских казаков как нельзя лучше отражает его определение, как «фольклор ремесленников военного дела». Он богат на суровые военные и походные песни, хотя есть в нем и немало других: плясовых, любовных, обрядовых, семейных и т.д. Нужно упомянуть и об устном фольклоре донских казаков: преданиях, былинах, поговорках, сказках. Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, инициацией, свадьбой, проводами, обрядами погребения.

Рождение

       Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе - родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение  и почет к старшим воспитывался с рождения.          Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

      Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку- будущему воину и защитнику своей земли - ружье или шашку.

Инициация

       В шесть лет мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту – символ настоящего казака.

Свадьба

      Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX в. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе  предшествовало несколько этапов:

       Смотрины: церемония знакомства будущих мужа и жены;

      Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство.    После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

      Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы;

      Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками- прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты.   

      За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко.

      После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

      Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданное за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. 

      В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

       Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. В прочем и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Донская кухня

       Традиции вкусной кухни и гостеприимства  испокон веков живет на Дону.

      Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном, даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется, пара-тройка способов, как быстро накрыть стол.  Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Настоящим донским блюдом считается уха, рецептов приготовления которой невероятное множество.

      Легенда гласит, что сам Николай II оценил это блюдо. Уху для Императора, объезжавшего свои земли, готовил казак Василий Кедров. Его уха была известна во всей округе. Угощение очень понравилось царю, который не оставил без внимания казака и щедро наградил его золотой медалью за храбрость, проявленную в Японской войне.  

Проводы на войну

      Защита Родины – дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Народные костюмы

      Со старины глубокой одевались казаки, во что попало, а главным образом в одежду, взятую в добычу.

Штаны, изобретенные еще скифами, являются важным элементом казачьего костюма. Без них невозможна жизнь конника.

      Особое значение имели казачьи лампасы, а существовали они, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

       Мужской костюм казаков включал рубаху. Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет. Он представлял собою кафтан с перехватом,  с клиньями.

       Обязательной принадлежностью традиционного типа одежды был зипун. Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи.

      Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами.

      Чекмень и чапан — также старинная верхняя одежда казаков, преимущественно халатообразная. Парадный чекмень носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка.

       Одежда жен казачьей старшины отличалась восточной пышностью и богатством. Основную часть костюма составляло платье — кубелек, — напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. Лиф платья застегивался серебряными или позолоченными пуговицами Параллельно им шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служил лишь украшением. Пояс (татаур), надеваемый выше талии, состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.

      В летнее время женщины, выходя из дома, надевали каврак — халат из шелка или парчи. Шубы у казачек бытовали длинные, азиатского покроя, в виде широкого, запахивающегося халата.

 

       Носили казаки и башмаки — кожаную обувь с ремнями, изготовленную из телячьей кожи. Летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве и всегда шерстяные чулки собственного изготовления.