Виртуальное путешествие "Заповедные места ХМАО"

Крючкова Анастасия Константиновна, главный библиотекарь

МКУК «СРЦБС» Белоярская детская библиотека

ХМАО-Югра, гп. Белый Яр

Проблема экологического воспитания давно вышла на первый план, и с каждым годом ей уделяют всё больше и больше внимания. На протяжении многих лет формирование экологической культуры является одним из приоритетных направлений в работе Белоярской детской библиотеки. Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры — дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и фундамент осознанного отношения к окружающему миру. Поэтому необходимо своевременно воспитывать в детях уважение ко всем формам жизни, создавать правильное представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Следует помочь детям осознать умом и почувствовать сердцем свою связанность, родственность с природой, ответственность за неё.

Работа по экологическому просвещению читателей в Белоярской детской библиотеке ведётся систематически и направленно: формируется фонд экологической литературы, ведётся совместная работа с образовательными учреждениями посёлка, оформляются книжные выставки, проводятся массовые мероприятия по экологии, организован экологический клуб «Лесовичок», партнёром которого является МДОУ детский сад «Соловушка».

Основная цель экологической работы библиотеки - формирование через книгу и информацию экологического сознания и экологической культуры детей.

Задачи: содействие развитию интереса к познанию окружающего мира через книги и периодические издания; привлечение внимания детей к экологическим проблемам.

 

Организация и работа детского экологического клуба «Лесовичок»

на базе Белоярской детской библиотеки

 Цель создания клуба: формирование начал экологической культуры, передача экологических знаний.

Задачи: с помощью книг и журналов развивать интерес к познанию окружающего мира, привлечь внимание детей к экологическим проблемам, прививать им любовь к природе ко всему живому.

Формы и методы работы: книжные выставки, экологические часы, викторины, экологические сказки, игры, беседы, праздники, использование видео и аудиозаписей, демонстрация слайдовых презентаций.

Заседания клуба проводятся на протяжении всего года 1 раз в месяц. Продолжительность занятия 45-60 минут. В библиотеке оформлен уголок для чтения, представлена книжная выставка экологической тематики.

Возраст: дети дошкольного возраста (5-7 лет)

Символ клуба: игрушка Лесовичок

Дата образования: 1 апреля 2012 г.

 

Девиз клуба:

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, поля и речки,

Это всё для нас навечно!


С целью
воспитать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание и познакомить с заповедниками, расположенными на территории ХМАО – Югра, экологическому клубу «Лесовичок» было предложено отправиться в виртуальное путешествие «Заповедные места ХМАО». На протяжении всего мероприятия ребята узнавали новые факты о природе родного края. Короткие видеоролики познакомили детей с заповедниками, которые находятся на территории ХМАО. Участники клуба «Лесовичок» словно по-настоящему совершили путешествие и посетили заповедные места «Малая Сосьва», «Юганский заповедник», «Нумто», природные парки «Сибирские увалы» и «Самаровский чугас». Дошкольники узнали, какие животные и растения занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства в заповедниках, что интересного есть в этих местах, чем они известны, кто ещё там обитает, как себя нужно вести в заповеднике и многое другое. В качестве физической разминки для ребят были проведены игры «Мы в заповеднике шагаем» и «Запрещается-разрешается». Дети с большим удовольствием участвовали в беседе, делились своими знаниями, задавали вопросы, комментировали видеосюжеты, презентацию, играли. Благодаря виртуальному путешествию дошкольники еще раз вспомнили, что заповедник - это место, где природа живёт по своим законам!

 

 

 

 

Сценарий виртуального путешествия «Заповедные места ХМАО»

Экологический клуб «Лесовичок»

 

Под аудиозапись звуков леса библиотекарь читает произведение Н. Сладкова «Друг или враг». [СЛАЙД 1]

 

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой. Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг? «Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь». «На охотника не похож, — думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь». «Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что». «Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!» «Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!» «Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну». Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю! И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же… [СЛАЙД 2]

 

Ребята, скажите, пожалуйста, по каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разрушает муравейники)

А по каким делам узнают врагов леса? (ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит, мусорит)

Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться.

Человек живет в природе, и от нее зависит жизнь человека. Скажите, ребята, а от человека зависит состояние природы, её красота? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

А всегда ли человек помогает природе? (ответы детей)

- А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.) [СЛАЙД 3]

Люди могут приумножить природу, а могут погубить то, что осталось. Очень много примеров, когда человек наносил огромный вред растительному и животному миру. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон создать в нашей стране заповедники. Скажите, ребята, кто знает, что такое заповедники? (ответы детей) [СЛАЙД 4]

Это то замечательное место, где охраняются государством цветы, ягоды, травы, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, в общем, растения и животные. Заповедник - это место, где природа живёт по своим законам! Здесь звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды и грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Сюда приходят только на экскурсию, где любуются красотой и знакомятся с богатством заповедных мест. [СЛАЙД 5]

Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? (ответы детей) Главная задача всех заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают, к сожалению, по вине человека. Заповедную территорию люди не только охраняют, но и изучают. 

Скажите, ребята, как называется профессия человека, который работает в заповеднике? (Охотовед или егерь)

А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, кормит животных и птиц) [СЛАЙД 6]

Ребята, а какие заповедники России вы знаете, про какие когда-нибудь слышали? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Башкирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский).

Кто из вас знает, как называется самый первый заповедник России? (Баргузинский)

А как называется самый большой заповедник России? (Большой Арктический)

 

Молодцы, я очень рада, что вы столько знаете о заповедниках. А кто мне скажет, как называется наш край, в котором мы живём? (ХМАО-Югра)

А вы знали, что на территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники!? И сейчас мы с вами отправимся в виртуальное путешествие, чтобы познакомиться с этими охраняемыми местами поближе, а поможет нам в этом презентация, которую я подготовила специально для вас.

[СЛАЙД 7]

Один из заповедников нашего края -  Малая Сосьва. Как вы думаете, почему у него такое название? (ответы детей) Назван он так потому, что расположен в долине реки, которая так и называется, Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его территории очень много болот, лесов и мало озёр. В лесах растут такие деревья, как сосна, пихта, кедр, ель, лиственница и берёза. В этом заповеднике сохранился такой вид редкого животного, который обитает возле водоёмов, это западносибирский, еще его называют североазиатский, речной бобр. Бобр занесён в Красную книгу. Скажите, ребята, кто знает, что это за книга? (ответы детей) Правильно, это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений, птиц и животных. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть.

Давайте посмотрим небольшой видеосюжет про тех, кто обитает в заповеднике «Малая Сосьва». (просмотр видеосюжета) [СЛАЙД 8/9]

Смотрю, вы устали сидеть на одном месте, поэтому давайте немного разомнемся.

 

[СЛАЙД 10] Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

 

[СЛАЙД 11] Ещё один заповедник, который находится на территории нашего округа - это Юганский заповедник. Слышали о таком? (ответы детей) Он был основан чуть позднее, чем «Малая Сосьва», 31 год назад. А причиной тому послужило то, что в 70-ые гг. прошлого века люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, это поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Как вы думаете, почему этот заповедник называется Юганским? (ответы детей) а называется он так, потому что он находится в бассейне реки Большой Юган (от слова «Юган»). Давайте посмотрим видеосюжет об этом заповеднике. (просмотр видеосюжета) [СЛАЙД 12]

[СЛАЙД 13] На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. Животный мир заповедника состоит из 36 видов млекопитающих. Из птиц, числящихся в списке Красной книги, на территории встречается чёрный аист. Также в Юганском заповеднике можно встретить большую выпь. Вы когда-нибудь слышали про это животное? (ответы детей) в водоёмах водится елец, щука, окунь, ерш, пескарь и др. Среди редких видов можно выделить налима и нельму. Ребята, как вы думаете, можно ли ловить рыбу в озёрах заповедника? (ответы детей) а рубить деревья или ломать ветки? (ответы детей) Правильно, ребята, конечно этого делать нельзя. А только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей) [СЛАЙД 14]

Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей его природе.

Давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которой мы вспомним, как нужно себя вести по отношению к природе. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «запрещается» или «разрешается» это делать. [СЛАЙД 15]
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

 

[СЛАЙД 16] Заповедники и национальные парки ХМАО – это природные богатства округа. Здесь обязательно стоит побывать, чтобы обогатить свои знания и насладиться величием первозданной красоты. Среди национальных парков ХМАО стоит еще обратить своё внимание на заповедник «Нумто». Слышали про него? (ответы детей) Почти со всех сторон он окружен месторождениями в стадии разработки. До сегодняшних дней этот край остаётся малоизученным. Он таит в себе много таинственного и неизведанного. Парк был создан как памятник природы, который призван сохранить богатство края, стать резервуаром традиционной культуры и наследием для будущих поколений.

[СЛАЙД 17] Еще есть в наших краях природный парк «Самаровский чугас». Данный объект был организован в январе 2001 года. Это было связано с тем, что бурная хозяйственная деятельность человека в 70-х годах повлекла за собой разрушение экосистем, в том числе кедровых лесов. Чтобы сохранить природные экосистемы и историко-культурное наследие, по инициативе общественности и был создан «Самаровский чугас».

[СЛАЙД 18] Природный парк «Сибирские Увалы» интересен своим животным и растительным миром. На его территории обитает 120 видов птиц, три из которых занесены в Красную книгу. Из растений большой интерес представляет лобария лёгочная, относящаяся к исчезающим.

Заповедники ХМАО, наряду с заказниками и природными парками, – это национальное достояние округа. Кто однажды побывает в этих краях, никогда о них не забудет.

[СЛАЙД 19] Ребята, скажите, пожалуйста, с какими заповедниками нашего округа мы с вами сегодня познакомились? Чем они интересны и известны? Кто там обитает? Как называет людей, которые работают в заповеднике? А вы запомнили, как себя нужно вести в охраняемых местах? А только ли в заповеднике нужно себя так вести?

Я благодарю вас за внимание! Надеюсь, вам наше виртуальное путешествие понравилось. Берегите природу! До новых встреч!

 

Используемая литература:

  1. Библиотека и экология: Вып. 3 / Экологический фонд Ханты-Мансийского авт. округа; Гос. Центральная окр. б-ка. – Ханты-Мансийск, 2001. – 49 с.
  2. Загадки. Скороговорки. Считалки / Худож. А. Люханов. ─ М. : Астрель, 2001. ─ 63 с. ─ (Русские народные загадки).
  3. Лаврова, С.А. Занимательная ботаника для малышей / С. А. Лаврова. ─ М. : Белый город, 2008. ─ 144 с. : ил.
  4. Чертков, С. Загадки малышам / С. Чертков. ─ Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2010. ─ 8с. ─ (Серия «Читаем детям»).

 

 

 

Электронные источники:

 

  1. Ютуб // Телерадиокомпания Север / Точка на карте – Юганский заповедник [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ceo1SlNtmvA
  2. Ютуб // Пять самых больших и красивых заповедников России [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TlJl0FCP7lE
  3. Всемирный день окружающей среды // День эколога. [Электронный ресурс]. URL:

http://pandia.ru/text/78/217/60881.php 

 

 

 

 

 

 

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

(И.П. Поляков)