Есть идея: Библиодайджест по ресурсам Интернет

Топоркова Татьяна Анатольевна, главный библиотекарь методико-библиографического отдела

МБУК "Шебекинская центральная районная библиотека"

город Шебекино Лучшая авторская методическая разработка

Есть идея: Библиодайджест по ресурсам Интернет


Уважаемые коллеги!

 

Представляем вашему вниманию выпуск библиодайджеста «Есть идея!». В нем - самые разные идеи из опыта работы российских  библиотек, «найденные» в ИНТЕРНЕТ - источниках. Очень надеемся, что что-то из предложенного заинтересует вас и будет реализовано в вашей библиотеке, или послужит толчком для рождения новых идей, поможет обновить работу и сделать ее более привлекательной для своих пользователей. Многое зависит от вас самих. Главное, чтобы не было равнодушия. Надеемся, что вас заинтересуют представленные идеи Челябинской, Самарской и Свердловской области, Сибири, других регионов России, которые вы можете использовать в своей работе. Давайте будем вместе удивлять читателей и расти профессионально! Жить с удовольствием, делать с желанием - тогда всё получится.                                                                             

 

 

У современной молодёжи сегодня есть колоссальный выбор для времяпрепровождения. Что же может заставить её прийти в библиотеку? Какой должна стать библиотека, чтобы молодым людям здесь было интересно?

Удивляюсь себе и удивляю других: молодежные социально-культурные акции как маркетинговый ход библиотеки

Молодые люди стремятся к самовыражению, им важно быть активными, интересными, выделяться из толпы. Эти психологические особенности учли сотрудники Интеллект-центра ЦБС г. Ноябрьска (Ямало-Ненецкий автономный округ), предложив молодежи принять участие в акции по продвижению книги и чтения «Шагающая живая книга». Идея акции проста и привлекательна – носить футболки с высказываниями писателей-классиков о духовных идеалах, которые близки и понятны молодым. Например, со словами Н. Гоголя «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»; О. Уайльда «Цель жизни - самовыражение»; А. Пушкина «Я жить хочу, чтоб мыслить» и т.п.

 

«Пушкин в Липецке» (Липецкая областная юношеская библиотека). В г. Липецке была объявлена просветительская акция «Пушкин в Липецке» под девизом «Украсим город цитатами из произведений великого поэта». Написанные мелками на асфальте цитаты появились во дворах, парках, на школьных стадионах и т. д. Фотодоказательства с указанием места, где появилась надпись, горожане размещали в социальной сети ВКонтакте на страничке мероприятия. Такой проект не мог остаться не замеченным и нашёл продолжение в других библиотеках.

 

Цель уличного проекта Челябинской областной юношеской библиотеки «Будет и на нашей улице книга!» направлен на продвижение книги и чтения в городскую среду; ознакомление челябинцев с самой интересной библиотечной информацией; привлечение в библиотеку новых читателей. Этому способствует оформление зон в витражных окнах библиотеки:

· «Афиша месяца» – самые яркие события и акции текущего месяца;

· «STOP-книга!» – продвижение новинок из фондов библиотеки;

· «Анонс мероприятий» с указанием даты и времени;

· «А что у нас есть?» – зона рекламы привлекательных для пользователей услуг библиотеки: Wi-Fi, настольные игры и др.

 

Интересен опыт работы акция «Книги на ветках». В сквере, вблизи гимназии и гуманитарного университета, вместо птиц на ветках прохожие увидели пакеты с эмблемой Нижневартовской библиотечной системы. Книжных «птиц» библиотечные специалисты зарегистрировали на сайте «Буккроссинга» и развесили на деревья. В пакетах находились издания, пропагандирующие здоровый образ жизни, поэзия, классика. Пешеходный тротуар у проезжей дороги превратился в книжную аллею здорового чтения, создающий позитивный настрой для приобщения молодёжи в библиотеки.

 

Во все времена поэзия занимала особое место в обществе, в духовном мире человека. Во Всемирный день поэзии в центральной библиотеке г. Уфы прошел необычный флешмоб «Поэты в шоколаде». Сотрудники абонемента провели опрос населения с целью выяснить, знают ли они поэзию и готовы ли приобщиться к числу её поклонников. Весёлые разноцветные воздушные шары и яркие жёлтые бантики, улыбки и шоколадки – поощрительные призы – создали у участников акции праздничное настроение. Библиотечные специалисты вручили прохожим буклеты со стихотворениями на любой вкус: о жизни, любви, философские и детские, зарубежных и российских поэтов.

                  

Липецкая областная юношеская библиотека провела фанфикшен-акцию «Сам себе писатель». Фанфикшен – довольно старый литературный жанр, включающий любое произведение, посвященное объекту поклонения и являющееся его продолжением. По содержанию фанфики могут быть различными, написанными в любом литературном стиле. Ведь зачастую читателю интересно узнать, что происходило с героем до или после описываемых событий, а жанр фанфика как раз и позволяет создать свою версию. По окончании акции проводилась творческая мастерская «Сам себе писатель», где были представлены все работы и распределены места, размещение сочинений на сайте Липецкой ОДБ.

Чем гордятся и о чем вспоминают чаще всего мужчины? Конечно, о службе в армии. Воспоминания об этом времени, как правило, зафиксированы в дембельском альбоме, который с любовью и старанием оформляет каждый солдат срочной службы. Дембельский альбом можно назвать самостоятельным жанром «солдатского искусства». МУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» провела необычную акцию «Армейский альбом». В ней могли принять участие все желающие, кто создавал собственный альбом или сохранил альбомы своих родственников. Такие альбомы – не только память об армейском братстве и армии, как школе жизни. Это документальное отражение эпохи, отдельных периодов истории страны и ее армии.

 

Формы работы по продвижению книги и чтения

 

«Читатель изменился. А мы?» Эти слова директора библиотечной системы г. Майами можно считать своеобразной установкой для библиотечных специалистов в целом и для сотрудников Центральной городской библиотеки для детей г. Николаева. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме. Основной задачей нового структурного подразделения библиотеки – абонементной службы книжной навигации, является освоение дополнительных территорий для продвижения книги к тем, кто в силу объективных и субъективных причин не может прийти в библиотеку. Служба осуществляет свою деятельность с помощью следующих форм: «библиосада» (обслуживание воспитанников в детских садах, детских домах, других дошкольных учреждениях); «библиорюкзачков» (обслуживание учащихся младших классов, групп продленного дня, детей из летних школьных лагерей в классах и отрядах); book-боксов «Скорая книжная помощь» (обслуживание организаторов детского чтения педагогов, воспитателей в сервисном режиме, т.е. с доставкой литературы на параллельных носителях информации по заказу педагога в школу или внешкольное учреждение); «библиодесанта» в места, где часто бывает молодежь (медиацентры, бюро по трудоустройству, кафе и т.д.); «абонемента под открытым небом» (где каждый человек, проходящий мимо, может стать читателем без правил и условий);  «библиогастролей» (в отдаленные школы и внешкольные учреждения как с обменом книг, так и со зрелищной библиотечной программой). Среди новых услуг для других групп пользователей – услуги «библиотечного гувернёра» - библиотечная продленка; школа выполнения домашних заданий - в нее привлекаются учителя-пенсионеры, дети-волонтеры, библиотекари-педагоги; летний библиосад, в котором родители на время могут оставить своих детей, а библиотекари организуют для них интересный досуг.  

 

Областная акция «Поэтическая почта: письмо в подарок!» прошла в Вологодской областной юношеской библиотеке области в форме культурно-образовательного флешмоба, приуроченный к 200- летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. На подготовительном этапе, за месяц до акции, библиотекам и школам области были разосланы специально разработанные электронные шаблоны открыток. В них все желающие могли вписать любимые четверостишия Михаила Лермонтова, указав название, год создания стихотворения и имя отправителя. В день рождения поэта, 15 октября, библиотекари, учителя и школьники вышли на улицы своих городов и поселков, чтобы подарить прохожим 2 000 уникальных открыток. «Поэтической почте» удалось выполнить свои задачи — привлечь внимание молодежи и общественности к юбилею великого русского поэта, пропагандировать чтение, а также создать праздничную поэтическую атмосферу в день рождения Лермонтова.

 

В библиотеках города Липецка был реализован проект «12 месяцев для чтения». Цель данного проекта – продвижение книги и чтения, а также повышение информационной культуры читателей. В течение каждого месяца публичные библиотеки  максимально раскрывали ту или иную часть своих фондов и проводили мероприятия по соответствующей тематике. Каждый месяц тематика была разной. Все это позволило активизировать работу муниципальных библиотек и повысить интерес к чтению.

 

В рамках Единого Дня «Библиотечного лета-2015» в ЦДБ г. Челябинска была организована необычная выставка - выставка-серпантин. Серпантин из книг проходил через читальный зал, абонемент и заканчивался в фойе библиотеки. Красочно оформленная бесконечная полка со звуковыми и визуальными эффектами в 58 томов, привлекала внимание читателей не только своей композицией, но и способствовала приобщению к чтению буквально на ходу.

 

Новые формы продвижения русской классической литературы в молодежную среду предлагают специалисты Интеллект-центра ЦБС г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь реализуется арт-проект «Открытый кабинет классики», организованный как зона свободного чтения. В воссозданной атмосфере писательского кабинета XVIII-XIX столетий представлены произведения классиков, пинакотека, экспозиционно-предметный ряд. Выделена зона для просмотра видеофильмов. В Интеллект-центре реализуется также уникальный проект «Кабинетные размышления о классиках – избранные вопросы для молодых современников». На интерактивном стенде «Задай свой вопрос классику!» молодые люди пишут вопрос, а сотрудники Центра, как ответ на него, создают видеофильм. 

 

«В рамках Года литературы, в г. Красном Холме прошёл районный конкурс «Любимая буква». Участникам конкурса было предложено изготовить и представить на Дне Краснохолмского района любимую букву. Специалисты центральной библиотеки из подручных средств (коробок, бумаги и скотча) смастерили букву «Б», символизирующую библиотеку. На городском празднике площадка библиотеки вызвала большой интерес у публики. Желающих сфотографироваться с буквой, и принять участие в литературных играх и конкурсах было много.  

 

Семейное чтение, как любая деятельность требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нужно, чтобы ребенок оторвался от телевизора и взялся за книгу или слушал, что ему читают родители?

Для приобщения родителей к проблемам семейного и детского чтения в библиотеке г. Аппатиты создана «Родительская BOOK-беседка», которая подскажет как увлечь ребёнка чтением и как сделать, чтобы чтение стало удовольствием и потребностью. Вниманию пользователей предложены рекомендательные списки «Прочитайте эти книжки своей дочке и сынишке», информационные памятки «Семейное чтение: как вырастить книгочея», «Прививка счастья – чтение!», дайджест «Детское и семейное чтение в Интернете», «Приглашение в библиотеку» и др.

 

Одной из форм раннего приобщения к чтению и книге в Сланцевской центральной городской детской библиотеке являются «воробьиные» дискотеки – «Топотушки», которые проходят по субботам. Под музыку и в танце читают стихи, играют, разыгрывают сказки. Особенный восторг у детей вызывает взрыв из воздушных шариков во время игры «Шарики-стишарики»,  где малыши сразу вспоминают известные строчки из стихов детских писателей и желание читать вместе с родителями возникает неизменно.

 

Проект «Читающий садик»

Проект можно считать универсальным, поскольку его можно провести и в любом детском саду, и в летнем лагере. Он может длиться несколько дней, несколько месяцев или круглый год! В проект входит несколько мероприятий:

· утренние пятиминутки: рассказ о прочитанной дома книге;

· дневные и вечерние литературные громкие чтения;

· арт-выставка «Краски прочитанной книги»;

· фотовыставка «Читающий садик»;

· «Детский книгохолл»;

· «Экран прочитанных книг»;

· Дни информации «Здравствуй! Я – новая книга!»,  «Забытые книги желают познакомиться!».

 

«Идеи для библиотечных полуночников»

Уже стали традиционными участие библиотек в ежегодных фестивалях чтения. Предлагаем примерные программы проведения Библионочи.

«Ночь разгона книжной пыли» в библиотеке М. А. Шолохова Волгоградского муниципального учреждения культуры была представлена действами:

·        в Литературном казино ««Book-Vegas»;

·         на танцевальной площадка в стиле стиляг;

·        в Библио-кафе «Дело в шляпе» (читались стихи или вспоминались произведения, где важную роль играли шляпы, шляпки, панамки, была оформлена выставка со шляпами 50-х годов, которые можно было примерить);

·        в Магическом салоне гостей встречала Пиковая Дама, которая по картам (в виде карт – писатели и литературные герои) рассказывала людям об их судьбе;

·         в роли «Живые книги» выступали бард, искусствовед и общественный деятель;

·        - на площадке «Минута славы» - каждый желающий мог показать свои таланты;

·         на территории «Библионочи» действовала своя валюта – библиобаксы, которые можно было обменять в обменной лавке на сувениры (майки и магнитики с символикой Библионочи).

·         

 

В программу «Библионочи» Самарской юношеской библиотеки входили:

 

 

·        шоу песочной анимации,

·        рэп-чтения «Мастер слова» (исполнение стихов классиков в стиле рэп);

·        молодежный литературный турнир «Библиотека открывает таланты»;

·         мастер-классы: по декупажу, изготовлению авторских книжных закладок, украшений из пластиковых бутылок и т.д.

·        турнир по настольным играм,

·        супер-лотерея «Бук-корзина»;

·        «Литературная мафия» по произведениям Лермонтова, Гоголя.

 

Пушкинская Библио-Ярмарка 

Главным «инициатором» и вдохновителем «Литературной ночи» в Центральной Городской детской библиотеке им. А. М. Горького для всех участников стал великий поэт земли русской Александр Сергеевич Пушкин. В эту Ночь в библиотеке были открыты всевозможные интерактивные площадки: лавки, павильоны, балаганы и даже уличный кинотеатр. Каждый посетитель Библио-Ярмарки, независимо от возраста и читательских предпочтений, смог найти здесь нужный "товар", а также "людей посмотреть и себя показать":

·        на «златом крыльце» Библио-Ярмарки, открытой площадке перед библиотекой работал «Уличный кинотеатр» и буккроссинг "Бери-читай". 

·        на главной ярмарочной площади у книжного Лукоморья, под раскидистой кроной «зеленого дуба» «кот ученый» помогал ребятам принять участие в Открытом микрофоне "Читаем Пушкина вслух". Громкое чтение лучших произведений сопровождалось загадками, костюмированным представлением Кота, Бабы Яги.

·        в Павильоне мастеров прошли мастер-классы на любой вкус: «Цветочная мозаика», «Там, на неведомых дорожках», «Будь здорова, книжка!» и др.

·        на абонементах развернулся Шатер чудес и каждый, кто входил в него, был вовлечен в литературный круиз "Мимо острова Буяна..." с играми, забавами, каруселями, состязаниями.

·        привлекали внимание «Мастерская Марья-искусница» и «Мастерская Кота ученого» и др.

 

Детский отдел Гаврилово-Посадской городской библиотеки пригласил ребят и их родителей на «Сказки доброй ночи или пижамная вечеринка». Ребята и их родители, принявшие участие в этом мероприятии, должны были переодеться в домашнюю одежду и обуть домашние тапочки, чтобы встретиться с королевой Ночи, Мудрой Девой, фрейлинами - Соня и Бессоница. Вспоминали колыбельные песни, отгадывали загадки, а после Фрейлина Бессонница устроила небольшую пижамную вечеринку. В завершении библиосумерек все посетители получили на память «Заповеди крепкого сна».

 

 

 

Конкурсы, которые можно организовать в библиотеке:

 

 · «Угадай строчку» — литературный вариант конкурса «Угадай мелодию» – «Я угадаю эту строчку из Гамлета с двух слов!», Назовите первую строчку басни «Ворона и лисица» и т.д.

· Музыкально-творческий конкурс "Фестиваль одного жанра" -  исполнение стихотворений в разном жанре (рэп, роман, джаз и т.д.) или наоборот: исполнить разные стихотворения в стиле рэп.

· Конкурс "Литературная дуэль" – знание литературных произведений;

· Конкурс для зрителей "Книжный аукцион" - угадывать различные предметы книжных героев, к примеру, курительная трубка (Шерлока Холмса), зонтик (Мэри Поппинс) и т.д.

· Конкурс "Блиц-опрос"- задавать вопросы можно как по одной книге, так и по произведениям одного автора.

· Конкурс "Актёрского мастерства" - изображение книжного героя с помощью  мимики и жестов.

· Конкурс "Марья-Искусница" – вышивка, рисунок портретов сказочных героев.

· Читатель в книгах" - измерение своего роста в книгах в библиотеке. Номинации "Самый большой", "Самый маленький"

· Конкурс фотографий с книгой "Пойман за чтением" в номинациях, которые придумали библиотекари из Омска (смотри: http://lib.omsk.ru/libomsk/node/624 ): "Пойман за чтением", "Читаем и загораем!" , "Книга на двоих" , "Чтение на улицах большого города", "С книгой в лето", "Мама, почитай!", "Чтение без помех" , "Читают все: и ребята, и зверята!".

· «Самый читающий класс» – побеждает класс, где наибольший процент обхвата, посещений в библиотеку.

· «Самая читающая семья» – награждается семья, которая записана в библиотеку в полном составе и постоянно посещает её.

· Лучшая инсценировка семьи – семье показать отрывок из какого-нибудь произведения или сказку.

· Презентация в пользу книги, чтения, библиотеки – на самую лучшую презентацию о книге.

· Буктрейлер года – сделать небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

· «Мы читаем и рисуем» – на лучший рисунок по литературному произведению.

· «На лучший библиотечный слоган» – придумать слоган, девиз, призыв в пользу чтения, книги, библиотеки.

· «На самую красивую самодельную закладку для книги» – в работе можно использовать различный материал: бумагу, картон, пластик, металл, стразы, дерево, ткань, нить, проволоку и т.п.

· «Закладка — загадка» – задать интересный вопрос к прочитанной книге, который написать на самодельной закладке.

· «Лучший отзыв» – написать отзыв к прочитанной книге.

· Лучший чтец – тему для чтения выбрать любую: классика, сказка, стихотворение, ужастик, детектив и т.д.

· Конкурс на лучшее сочинение «Книга в моей жизни»

· На лучший костюм литературного героя – обязательное условие – защита своего костюма: прочитать отрывок из произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники ИНТЕРНЕТ ресурсов:

 

https://www.google.ru

http://www.apatitylibr.ru/dl/metod_consult/have_idea.pdf

http://www.apatitylibr.ru/dl/have_idea_2.pdf

http://metod.cit-vbg.ru/files/bibl_.pdf

http://www.detlib.nnov.ru/node/786

http://www.vmo.rgub.ru| lib_activity/practice/belgotod_2.php.

http://www.kryub.in.ua/novosti/vystavki/novogodnee-nastroenie.html

http://cbs-ars.ru/index.php/kollegam/

http://www.yarsklib.ru/download/_material_kkmb/0001.pdf

mbuk-tsbs-s-molodezhyu-arsenevskogo-gorodskogo-okruga

http://www.tambovlib.ru/

http://filial-17.blogspot.ru/2015/03/blog-post.html

http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=3766

 

Материалы сборника  пятой и шестой Межрегиональных Школ инноватики.