Моя семья

Яковенко Яна Александровна, педагог-психолог

МБДОУ "ЦРР - Д/С №73"

Ставропольский край, г. Ставрополь


Цель: Выявить состояние эмоционального благополучия ребенка в семье. Способствовать  осознанию детьми родственных чувств, чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьей.

Задачи:

1. Определение понятия «дом», «семья», особенностей «счастливая семья».
2. Коррекция мышления на основе упражнений по выработке позитивного отношения ребенка к семье, к окружающим взрослым.
3. Воспитание любви, уважения, заботливого отношения к членам своей семьи.

Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Материал и оборудование: мультимедия, трафареты торта, картинки, клей, цветная бумага, наклейки, поварские фартуки и колпаки.

 

Содержание

Педагог: Здравствуйте, ребята! Хотите поиграть в игру «Верно - не верно»?

1.     Игра «Верно - не верно»

Цель: актуализировать чувство принадлежности к своей семье.

Ход игры.  Педагогом озвучиваются фразы. Если дети согласны с фразой, то они поднимают обе руки вверх, если не согласны, сидят тихо.

Предлагаемые фразы:

- семья - это все мои друзья и знакомые;

- семья - это Я;

- мои родители могут быть младше меня;

- бабушка – это мама моей мамы;

- дедушка – это папа моего папы;

- семья – это люди которые любят друг друга;

- бабушка и дедушка – это мои родители;

- Я – дочка (сын) мамы и папы;

- всем людям нужна семья.

Педагог: Ребята, вы догадались о чём мы сегодня с вами будем говорить? Предполагаемые ответы: о семье, о родителях, о мамае и папе и т.д.

Педагог:

Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
          К цифре « семь» добавлю «Я»
                                 И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

Ребята, что такое СЕМЬЯ? Предполагаемые ответы: родственники, близкие люди, родители, любимые люди и т.п. Семья – это самые близкие люди, которые живут вместе.У детей есть родители, которые очень любят своих детей. Даже когда родители сердятся, они волнуются и переживают за вас.

Для чего людям нужна семья? Предполагаемые ответы: чтобы чувствовать, что их любят; чтобы всем было хорошо; заботиться, лечить, кормить, защищать друг друга и т.п. Вспомним вместе, из кого состоит семья?

1.    Отгадывание загадок на уточнение понятия «семья».

Педагог:

Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1. Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет? (МАМА)

2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,
Это наш любимый (ПАПА)
3. Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили (СЕСТРУ)
4. Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный (БРАТ)

5. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
– Это наша ( БАБУШКА)

6. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш (ДЕД)

( по мере отгадывания загадок, макет дома заселяется членами семьи)

Педагог: Как же хорошо, ребята, когда семья большая и дружная, согласны?!

Папа для мамы сажает цветок;

Мама для папы готовит пирог;

Бабушка гладит Катины платья,

Катя стирает рубашки для братьев.

Младшему все мастерят самолёт,

Весело дома работа идёт.

А почему? Это очень понятно.

Радостно делать друг другу приятно!

 

Педагог: Ребята, у каждого из нас есть День Рождения! Как вы думаете, у Семьи есть свой День рождения? Предполагаемые ответы: да, нет, не знаем, наверное и т.п. Днем рождения Семьи считается день, когда мама и папа поженились.

Как мы празднуем День рождения? Предполагаемые ответы: приглашаем гостей, родственников, гуляем в парке, аниматоры приходят, одеваем красивую одежду, танцуем, задуваем свечи на торте, получаем подарки и т.п.

Хотите испечь торт для своей семьи? Тогда отправляемся на кондитерскую фабрику «Шоколадница», где нам помогут испечь самый вкусный и красивый праздничный торт! Кондитеры испекут нам три коржа, соберут из них торт, а мы его украсим.

( звучит музыка, дети надевают шапки поворов и фартуки)

Педагог: Ребята, прежде чем начать работу, любой кондитер всегда моет руки. Помоем вместе руки?

2.Физминутка "Мою руки".

Мыло бывает разным-преразным:

(намыливаем руки)

Синим, зеленым, оранжевым, красным...

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Но не пойму, отчего же всегда

(удивляемся, разводим руки в стороны, приподнимаем плечи)

Черной-пречерной бывает вода?

(расслабляем мышцы тела).

Педагог: Ребята, наш праздничный торт будет состоять из трех ярусов. Каждый ярус предназначается для определенных членов семьи. Первый ярус самый большой. Он для тех, с кого начинает свое существование любая семья. Как вы думаете, для кого этот ярус? Предполагаемые ответы: мама и папа, родители.

Ребята, первый слой у нас будет для родителей, мамы и папы. Пока первый корж печется, вспомним, какие же ваши поступки огорчают или радут родителей. Поиграем?

3.Игра «Хорошо - плохо».

Ход игры. Детям предлагается разделиться на пары и внимательно слушать. Когда педагог называет плохой поступок, дети в паре отворачиваются друг от друга. Когда педагог называет хороший поступок, дети, взявшись за руки, кружатся в паре.

Предлагаемые ситуации:

- подмели пол;

- разбросали одежду;

- помогли помыть посуду;

- подрались в детском саду;

- потеряли ключи от машины;

- готовите с папой сюрприз маме на 8 марта;

- не хотите собирать игрушки;

- обнимаете маму и говорите как сильно ее любите;

- перебегаете дорогу сами, там, где ездят машины.

Педагог: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. У нас готов первый ярус торта. А кому же мы посвятим второй ярус? Кто в семье самый опытный, надежный помощник? Предполагаемые ответы: бабушка, дедушка, прабабушка.

Второй ярус мы посвящаем бабушкам и дедушкам, которые всегда и во всем стараются помочь нам. Пока корж будет печься, поиграем?

4. Упражнение «Близкие люди».

Детям демонстрируются два изображения (веселая бабушка, грустный дедушка). Педагог поддерживает беседу с помощью наводящих вопросов:

- Что вы видите?

- Как вы думаете какое настроение у бабушки (что она чувствует)?

- Почему? Что произошло?

- Какое настроение у дедушки? Как вы думаете, что огорчило дедушку?

- А может ли настроение у дедушки измениться?

- Что мы можем сделать для того, чтобы настроение у бабушки и дедушки никогда не портилось?

Педагог: Ребята, будем стараться всегда помогать своим бабушкам и дедушкам, радовать их своими поступками, окружать заботой и любовью?!

Вот и готов второй ярус торта. Остался третий, последний ярус? Для кого он? (Кто в семье самый весёлый и задорный, самый любопытный, шумный и самый младший?!) Предполагаемые ответы: для детей, для меня, для братика, сестрички).

Третий ярус для детей. Наш торт почти готов, осталось только украсить его. Украсим?

(Индивидуальная работа за столами, украшение торта)

5. Рефлексия

Педагог: Ребята, если коржи торта будут по отдельности, то торт не получится большим, красивым и торжественным. Так и в семье. Семья только тогда будет крепкой и дружной, если все члены семьи будут любить друг друга, уважать, помогать и поддерживать в трудную минуту!

Хочется пожелать, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра, - близких и родных людей.

6. Завершение

Педагог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже!».

Педагог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «Мы тоже!»

Педагог: «Я дарю вам улыбку»

Дети: «Мы тоже»

Педагог: «Я радуюсь»

Дети: «Мы тоже!»

Педагог: «Я прыгаю от счастья!»

Дети: «Мы тоже!»

Педагог: «Я вас люблю!»

Дети: «Мы тоже!»

Педагог: «Я вас обнимаю!»

Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу.

Педагог: «Ваше настроение отличное?» (ДА!!!)

Приятных всем нам эмоций!

 

До свидания!