Методическая разработка мероприятия по экологии "Жили были птицы"

Сафаргулова Ольга Николаевна, заведующий сектором Русскинской модельной библиотеки Муниципальное казенное учреждение культуры "Сургутская районная централизованная библиотечная система" Русскинская модельная библиотека

Сургутский район, сельское поселение Русскинская


 

Аннотация

В последнее десятилетие происходит интенсивное воздействие человека на природу, преобразование окружающей среды приводит к природному дисбалансу, экологическим катастрофам техногенного характера. Все эти явления представляют собой не что иное, как последствия прагматического, расточительного отношения человечества к природе. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является разъяснение современной экологической ситуации в мире и стране, регионе, привлечение внимания местного сообщества к экологическим проблемам, побуждение к действиям в области охраны окружающей среды, а также знакомство с литературой о природе. В настоящее время именно библиотеки имеют богатейшую информационную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.

 Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной жизни должны охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все без исключения.

Экологическое воспитание является одним из основных направлений в работе библиотеки. Мероприятия по пропаганде экологической литературы, информационному обслуживанию читателей по вопросам охраны природы, воспитания бережного отношения к окружающему миру постоянно входят в планы работы библиотеки. В библиотеке используются различные формы экологического просвещения, такие как часы экологических знаний, часы информации, беседы, познавательные игры.

Мероприятия на тему экологического просвещения проводятся в течении всего года. Проводятся литературные часы информации, библиотечные ознакомительные уроки о творчестве писателей-природоведов: М. Пришвина, К. Паустовского, Б. Житкова, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова и др.

Самой популярной формой работы остается выставочная деятельность.

Выставка является неотъемлемой частью библиотеки, это своего рода визитная карточка, по ним посетители могут оценить не только разнообразие фонда по данной тематике, но и о подходе и стиле в оформлении. В библиотеке оформлена постоянно действующая книжная вы- ставка "Природа- творец всех творцов"со сменными рубриками, а так же большим спросом пользуется передвижная выставка литературы "Бесценный дар природы".

Одним из направлений в работе библиотеки по экологическому воспитанию является издательская деятельность.

Библиотекарь может подготовить списки литературы по экологии, информационные брошюры, памятки по охране окружающей среды, листовки, обращения, призывы, библиографические указатели и так далее. Русскинская модельная библиотека подготовила буклет "Берегите птиц!", а так же разработали листовку "Человек + Природа = Друзья".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий мероприятия

Цели данного мероприятия:

- экологическое воспитание пользователей-детей;

- расширение кругозора;

- определить взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

- уточнить представления о временах года, расширить и обобщить знания детей о весне, весенних изменениях в природе;

- закрепить названия птиц, знакомство с полезной деятельностью птиц в природе;

- развитие познавательного интереса к птицам;

- воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за всё живое.

Предварительная подготовка:

Разработка сценария

Разработка информационных буклетов "Берегите птиц"

Создание презентации на тему "Перелетные и зимующие птицы"

Оборудование: иллюстрации птиц, аудиозаписи голосов птиц, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация "Перелетные и зимующие птицы", раздаточный материал "Буклет - Берегите птиц".

Действующие лица:

1.                  Библиотекарь

2.                  Мурзилка - пустая голова

3.                  Участники мероприятия

План мероприятия:

1.    Вступительное слово библиотекаря

2.    Уточнение времен года

3.    Показ слайдов соответствующие тематике мероприятия

4.    Игра «Зимующие и перелётные птицы»

5.    Загадки о птицах

6.    Загадки - шутки

7.    Викторина о птицах

8.    Заключительное слово библиотекаря

9.    Раздача информационного материала

 

Ход мероприятия

- Библиотекарь: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня у нас познавательное мероприятие, которое мы посвятим временам года, более подробно остановимся на весне, а точнее узнаем какие изменения происходят с природой с наступлением весны, а так же узнаем о таких важных обитателях природы, как птицы.

-Какое сегодня число, месяц?

-Дети: 15 декабря, зима!

-Библиотекарь: Правильно! Но всем людям в зимнюю пору хочется скорейшего приближения чего? (ответы детей)

-Библиотекарь: Конечно же весны! И мы сегодня поговорим именно о весне, вспомним какая она - весна, мысленно погреемся

- Библиотекарь: Послушайте загадку:

От сугробов меньше тень.

Всё длинней и ярче день!

Зверям в спячке не до сна -

Будит их сама весна!

-Библиотекарь: А сколько всего времён года? Какие? (показываю картинки)

Весна прекрасное время года. Какие изменения вы заметили на улице? В природе, в лесу, с людьми, птицами? (ответы детей)

Библиотекарь: А сейчас я вам немного расскажу о том как меняется природа с наступлением весны.

С приходом весны природа успевает измениться до неузнаваемости, начинает пробуждаться от зимней спячки. Заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи, начитает сходить с земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоемам. С наступлением тепла мы можем увидеть как начинается ледоход. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке.  Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье. Вскоре после появления проталин пробуждаются деревья, мы можем это заметить по тому как набухают почки и постепенно появляются листочки. Это только малая часть того как пробуждается природа после зимней спячки.

Кстати для натуралистов весна начинается с прилетом грачей.

А сейчас давайте представим что мы попали в лес (запись голосов птиц)

 - Что вы слышите? (ответы детей)-(пение птиц)

А вы знаете какие птицы бывают? (перелётные и зимующие)

- Библиотекарь: А сейчас давайте вспомним, какие птицы бывают перелетными, а какие зимующие.

Показ презентации о перелетных и зимующих птицах (Слайд 1 - 22)

(После показа слайдов появляется Мурзилка - пустая голова) Всем привет! А что это вы тут делаете? Что обсуждаете?

Дети: О весне, о том как все меняется вокруг с приходом весны, а еще о птицах  перелётных и зимующих.

Мурзилка: Я тоже знаю пролетных и замерзших птиц - это коза, овечка, собака, свинья.

-Библиотекарь: Ай, ай, ай,что ты, Незнайка, видишь, дети над тобой смеются. Как ты думаешь почему?

Мурзилка: Откуда мне знать. Я молодец, всё сказал как надо.

-Библиотекарь: Ребята, ну-ка помогите Мурзилке. (дети называют перелётных птиц) Почему вы думаете, что это птицы? Какие характерные особенности птиц?.

Дети: Птицы летают, у них есть крылья, головка, клюв, перья.

-Библиотекарь: А Незнайка кого назвал?

Дети: Домашних животных, они летать не умеют.

Мурзилка: Ой, ребята, мне так стыдно, что я ничего не знаю. Можно я вас послушаю.

-Библиотекарь: Ребята, расскажите, почему птицы делятся на перелётных и зимующих.

Дети: Всё дело в различи питания птиц. Птицам, питающимся насекомыми, приходится улетать в тёплые края. Потому что им зимой нечего кушать.

-Библиотекарь: А каких насекомых вы знаете? (мухи, комары, жуки, бабочки) Что делают насекомые зимой? А весной?

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

(К солнышку выкладывают перелётных птиц, к снежинке -зимующих)

- Библиотекарь:  Много разных птиц живёт в наших садах, лесах. На территории России живёт более 700 видов различных птиц. Каждая птица живёт по своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая на земле, третья вообще семенами питается. Одни птицы гнёзда на сучке вьют, другие в густой траве их прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят.

- Русский народный календарь богат событиями, связанными с птицами, особенно весной. Март называют грачевником, так как именно в этом месяце прилетали грачи. Много весенних праздников было связано ч птицами. Птиц называли свистульками, выпекали специальное печенье в виде жаворонков, пускали с крыш домов бумажных птичек. В апреле на праздник Благовещения выпускали птиц на волю. Люди делали всё, чтоб привлечь птиц к своему дому. Наши предки были очень внимательны к птицам и очень наблюдательны. Пернатые обитатели помогали им узнать о тех или иных природных явлениях. Например, трясогузок в народе называли ледоломками.

- Библиотекарь: Проверим, как вы запомнили птиц, отгадаем загадки:

                        В серой шубке перьевой

                        И в морозы он герой.

                        Скачет, на лету резвится

                        Не орёл, а всё же птица (воробей)

На шесте -дворец

Во дворце- певец

А зовут его … (скворец).

Вокруг ствола большой сосны

Шишки на снегу видны-

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный … (дятел).

Алый низ и чёрный хвост

Воробья побольше рост.

Толстый клюв раздался вширь

До чего красив … (снегирь).

Ночью в рощах и лесах

Уханьем наводит страх.

Страшен дикий крик и силен-

Так кричит огромный … (филин).

Синих крылышек красу

Разглядеть нельзя в лесу.

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком … (сойка).

                        Не страшны ему метели,

                        Гнёзда вьёт зимой на ели.

                        Крик его отрывист, прост,

                        Криворотый, красный … (клёст).

У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова).

                        Хвост с узорами

Сапоги со шпорами

Песни распевает

Время считает. (петух)

Библиотекарь: Загадки-шутки. А сейчас проверим, какая у вас смекалка.

- Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

- Петух снес яйцо. Кому достанется одно? (никому, петух не несёт яйца)

- Может ли страус назвать себя птицей? (нет не умеет говорить)

- Что будет делать ворона, прожив три года? (жить 4-й)

- От чего плавает гусь? (от берега)

- Почему утка плавает? (по воде)

- На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)

 

Библиотекарь: Викторина

Каких птиц называют «гражданами мира»? (голуби)

Назовите птицу, глотающую ежа вместе с колючками? (филин)

Какие птицы не умеют летать? (куры, пингвины, страус, киви)

Какие животные летают? (летучие мыши)

У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвин, скопа)

Какая птица может двигаться по стволу дерева только вверх? (дятел)

Какая птица умеет бегать по оре дерева и вверх и вниз головой? (поползень)

Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает? (филин, сова)

А какая сова живёт у нас в школе? (ушатая)

Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

- Библиотекарь: мы немного поиграли, все загадки отгадали, а теперь я вам прочитаю стих о том какую пользу приносят нам птицы, и для чего их нужно беречь.

                        О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деверья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синица дай ты сала,

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды

И зацветут кругом сады.

Среди зелёно той листвы

Их песенку услышишь ты.

- Библиотекарь: Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни вредных насекомых и их личинки уничтожают. Другие мышей-полёвок ловят. Третьи семена сорняков поедают. Да и какой же лес, если там не поют птицы. Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.

В конце мероприятия всем участникам были розданы памятки "Берегите птиц!"

Список используемой литературы:

1. Дмитриев, Ю. Д. Птицы [Текст]  / Дмитриев Ю. Д. - Москва : АСТ : Олимп, 1998. - 414, [2] с. : ил. - (Соседи по планете).

2. Зелёная планета [Текст] / авт. текста Э. Паруасьен; худож.: Б. Алюни, М. -К. Лемайор, И. Лекен; пер. с фр. А. Васильева. - М.: Махаон, 2007. - 27 с.: ил. - (Энциклопедия Знатока).

3. Бабенко В. Птицы с окраин / В. Бабенко, Е. Фадеева // Филя. -2016. - № 1. -С. 12-15.

4. Бабенко В. Ква-Ква / В. Бабенко, Е. Фадеева // Филя. -2016. - № 3. -С. 8-11.

Электронные ресурсы:

1.  Пение птиц. http://muz-color.ru/?s=ПЕНИЕ+ПТИЦ

2. Пробуждение природы после зимы. http://muz-color.ru/?s=Пробуждение+природы

 

3. Загадки о птицах. http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ptic-dlya-detej-70-luchshix.html