Хочу всё знать!

Лазаренко Ирина Николаевна, воспитатель

УДП ООО ГДУ детский сад "Снежинка"

ЯНАО, г. Новый Уренгой


 Актуальность  опыта.

 

Само  слово  «общество»  произошло  от  латинского  «societas», означающее  «товарищ», «друг», «приятель». Уже  с  первых  дней  жизни  ребёнок  является  существом  социальным, так  как  любая  его  потребность  не  может  быть  удовлетворена  без  помощи  и  участия  другого  человека. Социализация,  или  усвоение  ребёнком  общечеловеческого  опыта,  накопленного  предшествующими  поколениями,  происходит  только  в  совместной  деятельности  и  общении  с  другими  людьми. Именно  так  ребёнок  овладевает  речью, новыми  знаниями  и  умениями; у  него  формируются  собственные  убеждения, духовные  ценности  и  потребности,  закладывается  характер.

Уже  в младшем дошкольном  возрасте  каждый  ребёнок – это  индивидуальность  со  своими  чувствами,  переживаниями. Именно  поэтому  общепринятые  нормы  и  правила  воспринимаются  и  усваиваются  детьми  по – разному. Таким  образом,  восприятие  ребёнком  внешнего  мира,  его  активность  и  устремление  всегда  пристрастны,  так  как  зависят  от  его  желаний, интересов,  потребностей,  настроения.

В  младшем  дошкольном  возрасте  у  детей наблюдается  социальная  восприимчивость  по  отношению  к  взрослым,  это    происходит  по незначительным  деталям (тембр  голоса, выражение  лица, глаз) дети   замечают  изменение  настроения, эмоционального  состояния,  могут  даже  почувствовать  намерения  взрослого  человека. В  то  же  время  по  отношению  к  сверстникам  они,  как  правило,  сохраняют  эгоцентричную  позицию, которую  им  можно  и  нужно  помочь  преодолеть.

Осознание  своей  индивидуальности,  отличия  от  других   должно  сопровождаться  пониманием  того,  что  другой  человек – тоже  индивидуальность, и  если  у  тебя  есть  собственные  вкусы,  интересы,  желания,  стремления,  то  точно  так  же  они  есть  и  у  других. Поэтому  ребёнка  необходимо  учить  социально  - адекватным  формам  самопроявления  и  самовыражения.

Данная система  работы  даёт  возможность  помочь  педагогу раскрыть  ребёнку:

·        окружающий  мир,  сформировать  у  него  представление  о  себе  как  о  представителе  человеческого  рода;

·        о людях,  живущих  на  Земле, об  их  чувствах, поступках,  правах  и  обязанностях, разнообразной  деятельности;

·        на  основе  познания  развить  творческую,  свободную  личность,  обладающую  чувством  собственного  достоинства  и  проникнутого  уважения  к  людям;

·        сформировать  у  ребёнка  мировоззрения – собственного  видения  мира,  «картины  мира».

 

 

 

 

Концепция  опыта.

 

Согласно  христианскому  учению  человек  сразу  был  создан  как  существо  высшее,  разумное,  наделённое  совершенным  телом  и  богатой  душой. По  теории  эволюции  он  постепенно  превращался  в  homo sapiens – человека  разумного – в  результате  развития  мозга, руки, речи.

Человек – высшее  разумное  существо, человек становится таковым  лишь  среди,  себе  подобных. Каждый  отдельный  индивид  становится  Человеком  в  процессе  социализации. Социальный  опыт  сохраняется  и  передаётся  от  поколения  к  поколению,  делая  последующее  поколение  образованнее  предыдущего. Родившись,  человек  сможет  жить  в  человеческом  обществе  лишь  при  условии,  если  сумеет  адаптироваться – приспособиться  к  нему.

Социализация – это совокупность  социальных  процессов,  благодаря  которым  ребёнок  усваивает  и  воспроизводит  определённую  систему  знаний,  норм  и  ценностей,  позволяющих  функционировать  в  качестве  полноправного  члена  общества, а  так  же  это  процесс  развития  во  взаимодействии  с  окружающим  миром. Процесс  социализации  личности, начинаясь  с  детства и  продолжается  всю  жизнь.

К.Д.Ушинский,  Л.Н.Толстой  считали,  что  воспитание  ребёнка  должно  быть  насыщено  содержанием  жизни  взрослых  людей,   введение  его  в  среду,  непосредственно  его  окружающую,  что  должно    было  давать  малышу  ощущение  полного  слияния  со  своим  народом.

Существует  три  позиции  процесса  социализации – от  приспособления  к  изменению,  преобразованию  социального  мира  и  себя  в  нём:

1 позиция – адаптация  к  социальному  миру,  активность самого  индивида  несколько  пассивна,  он  как  бы  является  продуктом  обстоятельств. Сам  по  себе  процесс  приспособления  к  миру,  в  который  пришёл  ребёнок,  безусловно,  очень  важен  и  достаточен  для  становления  индивида  как  социального  существа.

2  позиция – «воспитание»  социального  опыта, это  тоже  важно  для  социализации,  но  недостаточно.

3 позиция – ребёнок  взаимодействует  с  окружающим  миром и  преобразует  его.

С  самого  первого  момента  вхождения  малыша  в  социальный  мир  его  социализация  осуществляется  с  ориентиром  на  третью  стадию: ребёнок  не  становится  преобразователем  потом,  а  является  им  исходно,  и  необходимым  лишь  условия  для  проявления  этой  преобразующей  функции. Содержание  и  объём  преобразований  связаны  с  возможностями  возраста,  а  будут  ли  они  реализованы,  зависит  от  методологии  воспитательной  стратегии, которую  осуществляют  взрослые.

Каждый  индивид  социализируется  по – своему, по  разным  причинам  у  детей  накапливается  различный  социальный  опыт. Это  необходимо  знать,  чтобы  правильно  выстраивать  стратегию  воспитания,  грамотно  осуществлять  индивидуальный  подход  к  детям.

Мы,  взрослые,  предстаём  перед  детьми,  как  носители  социального  опыта,  норм  и  правил  общежития,  знаний  о  мире  и  как  организаторы  процесса  воспитания  и  обучения  ребёнка. Весь  этот  процесс может  происходить  как  стихийно, так  и целенаправленно. Взрослый – носитель ценностей – родитель  и  воспитатель  преднамеренно  демонстрируют  ребёнку  свои  оценки, отношение,  поступки,  делая  себя  образцом  для  подражания,  своеобразным  «наглядным  пособием». Взрослый – организатор процесса  передачи  социального  опыта – где педагог и  родитель осуществляет  свою  профессиональную  деятельность. 

 

Какие  же  факторы  могут  влиять  на  социализацию  ребёнка?

Эти  факторы  мы  можем  разделить  на  три  группы:

 

Микрофакторы – ребёнок  рождается  в  определённой  семье,  у  определённых  родителей,  где  он  и  начинает  приобретать  первый  социальный  опыт. Этот  опыт  зависит  от  духовного  богатства  родителей,  от  моральных  и  жизненных  ценностей  всей  семьи, от  понимания  родителями  ответственности  перед  малышом  за   «качество   социализации»,  которое  они  ему  обеспечат. Расширение  и  обогащение  социального  опыта  ребёнка  происходит  в  процессе  его  общения  со  сверстниками,  с  другими  детьми,  при  посещении  дошкольного  учреждения,  школы.  Всё  это  и  есть  микросреда, благодаря  которой  ребёнок  не  только  получает  информацию  о  социальном  мире,  но  и  приобретает  практику  поведения, отношений,  чувств.

 

Мезофакторы  -  к  ним  относятся  этнокультурные  условия. Этнос  имеет  свои   специфические   черты, которые  и  образуют  его  национальный  характер,  его  менталитет.  Это  и  есть  первоисточник, который  закладывает  кирпичики  фундамента  социализирующейся  личности. Этнокультура  «входит»  в  ребёнка  и  опосредованно,  через  социальное  окружение, т.е.  через  родителей  и  близких  ребёнку  людей,  которые  сами  являются  продуктом  данной  культуры  и  носителями  её  характеристик.

 

Макрофакторы – к  ним  относятся  космос,  планета,  общество,  государство. Именно  они  определяют  то,  что  показывает  сходство  между  людьми,  как  с  точки  зрения  биологического  строения,  так и  с  позиции  общечеловеческих  ценностей.

Таким  образом,  нам  необходимо  знать  и  учитывать  все  факторы  при  организации  педагогического  процесса.

 

Чтобы  воздействовать  на  процесс  социализации  ребёнка  грамотно  и  эффективно,  для  этого  необходимо  было  разработать  определённую  методику,  технологию,  основанной  на  теоретических  и  практических  знаниях.

 

 

Задачи  работы  с  детьми  можно  разделить  на  две  группы:

1группа – задачи,  направленные  на  развитие  ребёнка:

·        Формирование  у  детей  представлений  о  социальном  мире  и  о  самих  себе  в нём;

·        Воспитание  социальных  чувств,  оценочного  отношения  к  окружающему  миру,  событиям  и  явлениям,  фактам,  в  нём  происходящим;

·        Формирование  активной  позиции, оптимистического  мироощущения  и  способности  к  преобразованиям,  творчеству.

2  группа  -  научно – методические  задачи,  направленные  на  разработку  педагогического  механизма  воздействия  на  ребёнка:

·        Разработка  эффективных  методов  и  приёмов,  способствующих  развитию  когнитивной,  эмоциональной  и  поведенческой   сфер  ребёнка  при  ознакомлении  с  социальной  действительностью;

·        Использование  при  построении  педагогического  процесса  всех  видов  деятельности  ребёнка  и  разных  форм  её  организации.

Деятельность  является  условием  и  средством  приобщения  ребёнка  к  социальной  действительности. Ребёнок  имеет  возможность в процессе  совместной  деятельности с  взрослыми  и  сверстниками    быть  не  только  объектом  воспитания,  воздействия,  но  и  субъектом  этого  процесса,  способным  активно  участвовать  как  в  преобразовании  окружающего,  так  и  в  самовоспитании.  В  деятельности,   ребёнок  учится  сопереживанию,  переживанию,  овладевает  умением  проявлять  своё  отношение  и отражать  его  в  разных  доступных  возрасту  формах  и  продуктах  деятельности. Через   целенаправленную  организованную  деятельность  детей  можно  решить  следующие  педагогические  задачи:

1.        Закрепление  формирующихся  оценок,  углубление  знаний,  воспитание  качеств  личности;

2.        Приобретение  ребёнком  опыта  жизни  среди  людей – сверстников,  взрослых; осознание  им  важности  и  необходимости  владения  нормами  и  правилами  взаимодействия  и  деятельности;

3.        Удовлетворение  стремления ребёнка  к  образу  жизни  взрослых,  к  участию  в  ней.

 

Все  виды  деятельности  можно  разделить  на  две  группы:

1 группа – игра,  изодеятельность.

2 группа – предметная  среда, труд, наблюдение, общение.

 

Эффективность  процесса  приобщения  детей  к  социальной  действительности  во  многом будет  зависеть  от  того,  какие  средства  и  методы  будет  использовать педагог  в  своей работе  с  детьми.  Основываясь  на анализ  и  опыт  работы,  рекомендуем  использовать   следующие  средства  и  методы:

 

                                                Социальная  действительность

                                               

                                                 Рукотворный  мир

 

Средства                                 Игрушка

 

                                                 Художественная  литература

 

                                                 Изобразительная  деятельность

Методы

 

повышающие

познавательную

активность

повышающие

эмоциональную

активность

способствующие

установлению

связи между

разными видами

деятельности

коррекция и

уточнение

представлений детей о социаль

ном  мире

-анализ

-сравнение

-моделирование

-вопрос

-конструирование

-повторение

-решение логичес

  ких задач

-эксперименти

  рование

-опыты

-игровые приёмы

-сюрпризные моменты

-элемент новизны

-юмор

-шутка

-приём предложения

-приём обучения

-перспективное планирование

-беседа

-опосредованное переключение на другую деятельность

-повторение

-упражнение

-наблюдение

-эксперименти

рование

-опыты

-переключение на другу деятельность

-обобщение опыта

-объяснение

-уточнение

-ситуация выбора

 

 

 

 

Самостоятельное  значимое  место  в  процессе  социализации  каждого  ребёнка  занимает  детское  общество,  которое  является  отражением  законов  принятых  обществом   взрослых, но  имеет  свою  специфику. Общаясь,  дети  рассказывают  друг  другу  о  том,  что  узнали  от  взрослых, от  других  детей,  что  наблюдали  в  жизни,  видели  в  телепередачах и  т. п. Такого  рода  информация  важна  и  имеет  ряд  достоинств:

·        она  заставляет  ребёнка  думать 

·        заставляет  сомневаться

·        обращаться  за  разъяснением  к  взрослому  или к  другим  детям

т. е.  процесс  принятия  информации,  носит  активный  характер. Преимуществом  информации,  которую  дети  передают  друг  другу, является   её  близость  интересам  ребёнка. Детское  сообщество  является  школой  формирования  социальных  чувств  и  личностных  качеств.  Дети  дошкольного  возраста  особенно  эмоциональны  и  непосредственны  и  в  общении  друг  с  другом  они  выступают  равноправными  партнёрами, каждый  предъявляет  другому,  равные  требования. Детское  общество  способствует  формированию  у  ребёнка  чувств.  Он  имеет  возможность  многократно,  в  разных  жизненных  ситуациях  наблюдать  проявления  чувств  со  стороны  других  детей,  испытывать  на  себе  эти  проявления  и  самому  выражать  чувства  по  отношению  к  сверстникам. Это  способствует  ребёнку  адаптироваться  в  среде  сверстников  и  испытывать  чувства  эмоционального  благополучия. Детское  общество  является  практикой  социального  поведения. Они  постоянно  взаимодействуют,  совершают  поступки,  накапливая  опыт  поведения  в  своей  среде.

Задача  воспитателя  является  забота  о  микроклимате  в  группе,  о  воспитании  положительных  взаимоотношений,  уважения  к  каждому  ребёнку,  об  организации  содержательной  деятельности,  а  также  общения  между  детьми.

 

Теоретическая  интерпретация.

 

Социально  неуверенные  дети – это  дети, не  умеющие  гармонично  взаимодействовать  сами  с  собой,  с  социумом, с  внешним  миром.  В  педагогической  и  психологической  литературе  социальная  неуверенность  описывается  как:

·        некоммуникабельность,

·        застенчивость,

·         тихость,

·        забитость,   т. е. как  гипоактивность.

 

Проходя  сложный  путь  социализации, ребёнок подвергается  частым воздействиям   окружающей  действительности, которая  выступает  как  стрессор  длительного  действия, источающий запас  адаптационной  энергии.  Это  дезорганизует  психику  и  поведение. Для  снятия  напряжения, выхода  из  конфликтной  ситуации  ребёнок, так  же  как  и  взрослый, вынужден  применять  различные  способы  психологической  защиты. При  этом  основная  функция  психологической  защиты – сохранение  позитивного  образа  «Я», ограждение  сферы  сознания  от  негативных,  травмирующих   личность  переживаний, снижение  тревоги  и  повышение  самооценки.

Выделяется  четыре  составляющие  позитивного  образа  «Я»:

Я – защищённый, находящийся  в  безопасности, благополучный, здоровый.

Я -  самостоятельный, независимый, свободный, в чём – то превосходящий  других.

Я -  умный,  знающий, компетентный,  контролирующий  ситуацию.

Я -  красивый, принимаемый,  любимый,  «неотразимый».

Социально  неуверенные  дети – это  дети, не  умеющие  гармонично  взаимодействовать  сами  с  собой,  с  социумом, с   внешним  миром. Социальные  проблемы  порождаются  внутриличностными  проблемами.  Ребёнок, который  плохо  приспособлен  к  жизни,  не  стремится  самостоятельно  найти  способы  решения  любых  жизненных  задач, а  хочет  получить  готовые  ответы  без  собственных  усилий. Он  ориентирован  не  на  процесс, а  на  результат. Именно  поэтому  необходимо  помочь  ребёнку  приобрести  свой  собственный  опыт  побед  и  неудач. Тогда  (а  затем  у  взрослого  человека)  формируется  осознанный,  гармоничный  выбор  способов  жизни. А  это  даёт  социально  уверенное  поведение,  социально – компетентное  самоощущение  в  любых  жизненных  ситуациях.

Самооценка  ребёнка, отношение  к  себе  и  восприятие  себя  во  многом  определяют  его  поведение  и  успеваемость. Ребёнок  будет  чувствовать  себя  счастливым, будет  способен  лучше  адаптироваться  и  преодолевать  трудности  только  в  том  случае,  если  будет  иметь  положительное  представление  о  себе, т.е.:

·        чувство  собственной  значимости

·        уверенность  в  способности  к  какому – либо  виду  деятельности

·        убеждённость  в  импонировании  другим  людям

 

Любая  деятельность  имеет  определённую  цель. Способность  ребёнка  достичь  её  даёт  чувство  уверенности  в  своих  силах. Успех  приводит  к  осознанию  собственной  компетенции. 

Ребёнок  оценивает  себя  «глазами»  социума. Важно  обратить  внимание  на  развитие эмоциональной восприимчивости; пробуждение  понимания  отношений  и  ситуаций;  приобретение  положительного поведенческого  опыта. Главная  задача  помочь  детям  приобрести  опыт  социально  уверенного  поведения  и  развить  в  процессе  их  социальные  способности.

Если  ребёнок  не  имеет  успеха  и  позитивного  навыка  в  общении,  в  решении  социальных  конфликтов  или  в  преодолении  неудач, то  он  не  может  быть  сильным  как  психически,  так  и  физически.

 

Социально  компетентное  поведение  обеспечивает  ребёнка:

·        умением  проявить  волю, принять  собственное  решение

·        умением  самокритично  и  рефлексивно  наблюдать, оценивать  собственное  поведение

·        контролировать  своё  состояние  и  освобождаться  от  социального  страха  в  общении  с  другими

·        умением  управлять  блокирующими  чувствами – ненависть, агрессия, гнев и  устранять  их

·        проявлять  самоутверждающее  поведение  и  реализовать  его  без  агрессивного  самоутверждения

·        адекватно  воспринимать  похвалу

·        узнавать  конфликтную  ситуацию и  развивать  стратегию  по  её  устранению

 

Одно  из  условий  эффективной  работы – планирование  и  интенсивность  игровых  занятий,  которые  носят  сюжетно – тематический  характер  и  построены  с  учётом  мотивационного  компонента  деятельности  детей.

Продолжительность  занятий:

                                    Младшая  группа – 20 – 25  мин.

                                    Старшая  группа -   30 – 35  мин.

 

Вторым  условием  является   - формирование  у  ребёнка  первых  представлений  об  окружающем  мире,  формируется  умение  устанавливать  простейшие  взаимосвязи  и  закономерности  о  явлениях  окружающей  жизни, а  также  самостоятельно  применять  полученные  знания  в  доступной  практической  деятельности. Решение  этой  задачи  осуществляется    в  повседневном  общении  с  детьми   через  следующие  виды  деятельности:

·        Наблюдение

·        Беседа

·        Игровая  деятельность

·        Трудовая  деятельность

·        Чтение  произведений художественной  литературе

Работа  распланирована  на  6  блоков, в каждом  решаются  определённые  задачи  в  соответствии  с  названием, и  реализуется  через  определённую   деятельность.

 

1        блок    -    «Семья»

2        блок    -    «Детский  сад»

3        блок    -    «Родной  город»

4        блок    -    «Наша  Родина»

5        блок    -    «Труд  взрослых»

6        блок    -    «Предметный  мир»

 

Результативность  работы  с  детьми  по  данной  теме  можно  проследить  по  диагностическим  картам.

 

Одна  из  важнейших  задач  педагогов – формирование  у  детей  уверенности  в  себе  и  в  своих  силах, а  также  позитивного  отношения  к  себе  и  к  окружающему  миру. Помочь  детям  приобрести  опыт  социального  поведения  и  развить  в  процессе  общения  их  социальные  способности.

 

 

Всю  работу  с детьми  по  формированию  социальной  уверенности  можно  разделить  на  два  направления:

 

·        Социальные  способности                                      

·        Социальные  навыки

 

Социальные  способности:

1.     Положительный  образ «Я»: доверие, уверенность – если ребёнок доверяет себе, то в  его  действиях  проявляется  уверенность  как  стремление  к  достижению  положительного  результата.

 

2.     Способность  к  восприятию  другого  человека (других  людей) -  предполагает  внимание, интерес  к  нему; умение  видеть, слышать, чувствовать другого; умение  понимать его, сопереживать ему.

 

Социальные  навыки:

1.     Умение  устанавливать  контакты  и  действовать  в  различных  

     коммуникативных  ситуациях – устанавливать  связь, вступать  в  

                      контакт  с  другими  детьми, объединяться, договариваться,

                      спрашивать, обращаться  с  просьбой, объяснять, излагать  

                      собственное  мнение  и  слушать  другого, дискутировать.

 

                 2.  Умение  реализовывать  самоутверждающие  способы  поведения -

                 проявляется в  осознании  и  выражении  своих  желаний,  чувств и 

                 эмоций, в  умении  предъявлять  требования,  разрешать  

                 конфликты  и  проблемы.

 

Для  достижения  эффекта  в  работе  необходимо  опираться  на  внутреннюю  активность  ребёнка, учитывать  интересы  детей, стремление  к  познанию  нового, на  подражание  как  врождённый  механизм  развития.

Занятия  проводятся  через  игровую  деятельность, для  этого  необходимо  создать  комфортный  психологический  климат  и  благоприятную  предметно – пространственную  среду. Занятия  носят  развивающий  и  профилактический  характер. В  содержании   учтены  возрастные  особенности  психики: образное  мышление, преобладание  эмоционального  компонента  в  опыте, ведущий  вид  деятельности. Работа  проводится  в следующих  этапах:

1.     Объединение, эмоциональное  сближение  детей.

2.     Развитие  системы  восприятия.

3.     Развитие  социальных  способностей.

4.     Развитие  социальных  навыков.

 

Условия  эффективной  работы:

·        Интенсивность  занятий.

·        Предварительная  работа с  детьми  перед  занятиями (чтение, рассказывание, беседа, изготовление  атрибутов).

·        Последующая  работа (повторение  игр и упражнений, художественная  деятельность  детей, беседы).

 

 

Проводя  занятия  необходимо  избегать  высказываний  с  целью  воздействия  на  поведение  ребёнка: приказаний, распоряжений, угроз, предупреждений, нотаций, наставлений, поучений.

Следует  ограничить  разъяснения, что  и  как  надо  делать  ребёнку, необходима  поддержка,  успокоение «не  переживай», «не  стоит  расстраиваться  из-за  этого».

Взрослый  должен  побуждать  детей  к  сотрудничеству  в  проблемных  ситуациях. Нужно  быть  помощником  ребёнку  в  поисках  выхода  из  проблемной  ситуации.

 

Внутренняя  позиция  взрослого  по  отношению  к  ребёнку:

 

·        нужно  хотеть  услышать  ребёнка.

·        нужно  желать  быть  полезным  ребёнку  в обретении  уверенности в  себе.

·        нужно  быть  готовым  принять  чувства  ребёнка, не  оценивать  и  не  осуждать  их.

·        нельзя  пытаться  сделать  всё  самому  за  ребёнка  и  нужно  искренне  верить  в  его  возможности  самому  разрешить  свои  проблемы.

·        ребёнка  необходимо  воспринимать,  как  самостоятельную  личность.

 

Решающим  фактором  в  создании  благополучного  психологического  климата  на  занятиях – это  эмоциональное   состояние  педагога, его настроение, интерес. Необходимо  быть  терпеливыми, внимательными  и  доброжелательными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный  план 

кружка 

«Хочу  всё  знать!»

 

 старшая  группа

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Проходя  сложный  путь  социализации, ребёнок подвергается  частым воздействиям   окружающей  действительности, которая  выступает  как  стрессор  длительного  действия, источающий запас  адаптационной  энергии.  Это  дезорганизует  психику  и  поведение. Для  снятия  напряжения, выхода  из  конфликтной  ситуации  ребёнок, так  же  как  и  взрослый, вынужден  применять  различные  способы  психологической  защиты. При  этом  основная  функция  психологической  защиты – сохранение  позитивного  образа  «Я», ограждение  сферы  сознания  от  негативных,  травмирующих   личность  переживаний, снижение  тревоги  и  повышение  самооценки.

Выделяется  четыре  составляющие  позитивного  образа  «Я»:

Я – защищённый, находящийся  в  безопасности, благополучный, здоровый.

Я -  самостоятельный, независимый, свободный, в чём – то превосходящий  других.

Я -  умный,  знающий, компетентный,  контролирующий  ситуацию.

Я -  красивый, принимаемый,  любимый,  «неотразимый».

Социально  неуверенные  дети – это  дети, не  умеющие  гармонично  взаимодействовать  сами  с  собой,  с  социумом, с   внешним  миром. Социальные  проблемы  порождаются  внутриличностными  проблемами.  Ребёнок, который  плохо  приспособлен  к  жизни,  не  стремится  самостоятельно  найти  способы  решения  любых  жизненных  задач, а  хочет  получить  готовые  ответы  без  собственных  усилий. Он  ориентирован  не  на  процесс, а  на  результат. Именно  поэтому  необходимо  помочь  ребёнку  приобрести  свой  собственный  опыт  побед  и  неудач. Тогда  (а  затем  у  взрослого  человека)  формируется  осознанный,  гармоничный  выбор  способов  жизни. А  это  даёт  социально  уверенное  поведение,  социально – компетентное  самоощущение  в  любых  жизненных  ситуациях. Любая  деятельность  имеет  определённую  цель. Способность  ребёнка  достичь  её  даёт  чувство  уверенности  в  своих  силах. Успех  приводит  к  осознанию  собственной  компетенции. 

Ребёнок  оценивает  себя  «глазами»  социума.  Важно  обратить  внимание  на  развитие эмоциональной восприимчивости; пробуждение  понимания  отношений  и  ситуаций;  приобретение  положительного поведенческого  опыта. Главная  задача  помочь  детям  приобрести  опыт  социально  уверенного  поведения  и  развить  в  процессе  их  социальные  способности.

 

Одно  из  условий  эффективной  работы – планирование  и  интенсивность  игровых  занятий:

 

Первый  раздел  «Я  мир» (для  детей  3-4 лет) – занятия  направлены  на  помощь  ребёнку  в  осознании  себя,  своих  ощущений  и  своих  взаимоотношений  с  миром  через  обогащение  сенсорного  опыта.

 

Второй  раздел  «Я  и  другие» (для  детей  4-6  лет) -  занятия  ориентируют  на  развитие  умения  воспринимать  сверстников, социальной  перцепции.

 

Третий  раздел «Один  и  вместе» (для  детей  6-7  лет)  - занятия  помогают  организовать  работу  по  формированию  некоторых  социальных  навыков  детей,  умение  сотрудничать.

 

Каждый  раздел  включает  несколько  циклов  занятий. Каждое  занятие  носит  сюжетно – тематический  характер  и  построено  с  учётом  мотивационного  компонента  деятельности  детей.

Продолжительность  занятий:

                                    Младшая  группа – 20 – 25  мин.

                                    Старшая  группа -   30 – 35  мин.

 

Вторым  условием  является   - формирование  у  ребёнка  первых  представлений  об  окружающем  мире,  формируется  умение  устанавливать  простейшие  взаимосвязи  и  закономерности  о  явлениях  окружающей  жизни, а  также  самостоятельно  применять  полученные  знания  в  доступной  практической  деятельности. Решение  этой  задачи  осуществляется    в  повседневном  общении  с  детьми   через  следующие  виды  деятельности:

·        Наблюдение

·        Беседа

·        Игровая  деятельность

·        Трудовая  деятельность

·        Чтение  произведений художественной  литературе

Работа  распланирована  на  6  блоков, в каждом  решаются  определённые  задачи  в  соответствии  с  названием, и  реализуется  через  определённую   деятельность.

 

1        блок    -    «Семейный  очаг»

2        блок    -    «Весёлый  улей»

3        блок    -    «Город  моего  детства»

4        блок    -    «Родина  моя»

5        блок    -    «Все  работы  хороши»

6        блок    -    «Предметный  мир вокруг  меня»

 

Результативность  работы  с  детьми  по  данной  теме  можно  проследить  по  диагностическим  картам.

 

 

 

Расписание кружка

 

 

Работа организуется  и  проводятся каждую  пятницу  в  16.00  часов.

 

 

 

 

Перспективное  планирование

 

 

 

 

 

месяц

тема

количество  занятий

сентябрь

«Семейный  очаг»

1

 

«Весёлый  улей»

1

октябрь

«Город  моего  детства»

1

 

«Родина  моя»

1

ноябрь

«Все  работы  хороши»

1

 

«Предметный  мир  вокруг меня»

1

декабрь

«Все  работы  хороши»

1

 

«Весёлый  улей»

1

январь

«Город  моего  детства»

1

 

«Родина  моя»

1

февраль

«Семейный  очаг»

1

 

«Весёлый  улей»

1

март

«Семейный  очаг»

1

 

«Предметный  мир  вокруг меня»

1

апрель

«Город  моего  детства»

1

 

«Родина  моя»

1

май

«Все  работы  хороши»

1

 

«Предметный  мир  вокруг меня»

1

 

 

 

Используемая  литература

 

 

1.     Социально – психологическая  адаптация  ребёнка  в  обществе. С.И.Семенака.

2.     Начало  социальной  педагогики. В.А.Никитина

3.     Введение в социальную  педагогику. А.В.Мудрик.

4.     Программа  воспитательной  работы. Г.В.Козлова.

5.     Развитие  социальной  уверенности  у  дошкольников. М.М.Безруких

6.     Социально нравственное  воспитание детей  5-7  лет. И.Ф. Мулько.

7.     Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В.Алёшина

8.     Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника Л.В.Куцакова.

9.     Беседы с дошкольниками о профессии. Т.В.Потапова

10.                       Культура  поведения. С.О.Николаева.

11.                       Что  было  до….  О.В. Дыбина.

12.                       Чудеса древнего мира. Л.Н. Гилигузова

13.                       Первобытные  люди. Л.Н. Гилигузова

14.                       Дошкольнику об  истории  и  культуре  России. Г.Н.Данилина

15.                       Культура  поведения. С.О.Николаева.

     16.Теория  и  методика  ознакомления  дошкольников  с  социальной  

          действительностью. С.А.Козлова.

     17.Подвижные  игры  и  игровые  упражнения. Пензулаева Л.И.

     18.Развитие коммуникативных способностей. Чернецкая Л.В.

     19.Тренинг по сказкотерапии.  Зинкевич – Евстигнеева.

     20.Тренинг развития личности дошкольника. Калинина Р.Р.

     21.Сказки  на  сцене. Дзюба П.П.

     22.Тематические дни и недели в детском саду. Алябьева Е.А.

     23.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Солодянкина О.В.

     24. Я – ты – мы (социально – эмоциональное развитие дошкольника).

           Князева О.Л.

     25.Экологический  букварь. Рянжин С.В.

     26. Знакомим с конвенцией  о правах  ребёнка. СоловьёваЕ.В.

     27.Общение педагога с родителями в ДОУ. Зверева О.Л.

     28.Родительские собрания в ДОУ. Зверева О.Л.

     29.Красный, жёлтый, зелёный. Воронова Е.А.

     30.Неизведанное   рядом. Дыбина О.В.

     31.Подумаем вместе. Серемяжко Е.И.

     32. Родительские собрания. Алоева  М.А.

     33. Воспитательная  работа в начальной  школе. Кульневич С.В.

     34. Сказка в гости  к  нам  идёт. Пашнина В. Н.

     35.Праздник  хорошего  настроения. Пашнина В. Н.

     36.Воспитание.  Осиповой М.П.

   

    

 


Месяц

Неделя

Тема

 

ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ЗАДАЧИ

Сентябрь

 

1,2

«Семейный  очаг»

 

1.Беседа:

- с детьми о членах семьи

-об обязанностях членов семьи

-о заботе взрослых членов семьи о  детях

-где работают взрослые члены  семьи

- мальчики – настоящие мужчины

-девочки – первые помощники   мам

2. Чтение

-«Печенье» В.Осеевой

3. Рассматривание семейных  фотоальбомов

4. Создание герба своей  семьи

5. Организация выставки гербов семьи

6. Занятие: «Мужчины и женщины в семье»

7.Сюжетно ролевая игра «Семья»

8.Рисование «Я  и моя  семья».

 

 

 

Учить  составлять рассказ  о  своей  семье. Расширять знания детей о членах семьи и о, их обязанностях. Уточнить  знания о, обязанностях  детей  в  семье. Закреплять  знания  кем  работают  родители.  Привлечь  к  организации  фотовыставки  «Моя  семья». Расширять  знания  о  поведении  и  поступках  мужчин  и  женщин.

Углублять  знания  правил  сюжетно-ролевых игр. Учить  распределять  роли. Совершенствовать  навыки  рисования.

 

3,4

 

 

 

 

«Весёлый  улей»

 

1.Экскурсия  по  группе и по детскому саду.

2.Знакомство с работой:

- помощника воспитателя

- заведующей детским садом

- завхоза

-методиста

3.Беседа:

-о детском саде

4.Работа на участке детского сада.

5. Показать мальчикам, как они могут помочь девочкам во время одевания на улицу – одеть пальто.

5.Шефская помощь ясельной группе.

6.Придумывание герба группы.

7.Рисование «Мой детский сад».

8.Организация выставки  «Детский сад глазами детей»

 

 

Учить  шефствовать  над  детьми  из  младшей  группы. Учить  мальчиков  ухаживать  за  девочками  во  время  одевания  верхней   одежды. Углублять и  расширять  знания  детей  о  помещениях  детского  сада  и  участках, помочь  увидеть  изменения. Закреплять  знания  о  труде  работников  детского  сада.  Воспитывать  желание  во  дворе  детского  сада    поддерживать  порядок. Вызвать  желание  у  детей  создать  герб  группы. Продолжать  развивать  фантазию  и  отображать  в  рисунке. Учить  использовать  для  рисования  весь  лист  бумаги.

Октябрь

1,2

 

 

 

 

«Город   моего  детства»

1.Целевая прогулка по близлежащим улицам – переход через улицу.

2.Занятие:

- «История возникновения родного города».

-«Новый  Уренгой – город на севера. Герб города».

3.Беседа:

-о городе, в котором живут дети.

-о названиях улиц города.

-о памятниках родного города.

- о достопримечательных местах города.

4.Изготовление макета  микрорайона  города.

5.Конструироание -  «Мой город».

6. Рисование – «Город  в будущем»

7.Настольная  игра – «Спешим в детский сад» -ПДД.

8.Прсотр  видеозаписи  о  быте  коренного  народа  города.

 

Учить  создавать  макет города  и микрорайона. Познакомить  детей с историей  возникновения города, в котором  они живут, с названием улиц и микрорайонов. Продолжать  расширять  знания  детей  о  коренном  народе  города. Расширять  знания  детей  о достопримечательных  местах  города. Углублять  знания  детей  о  ПДД. Совершенствовать  навыки  конструирования. Продолжать  развивать  фантазию и  воображение.

3,4

 

 

 

 

«Родина  моя»

 

 

 

 

»

 

1.Беседа:

-«Как дети провели лето».

-«города России».

-о русских народных сказках.

-русские народные песни.

-о памятниках страны – Могила Неизвестного солдата, Юрию Долгорукову, М.В.Ломоносову.

2.Рассматривание иллюстраций о природе России.

3.Рассматривание предметов народно-прикладного искусства – хохломская роспись.

4.Русские народные игры.

5.Занятие:

-«Страна, в которой мы живём».

-«Москва – столица России. Герб Москвы».

-«Московский Кремль».

-«Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн».

6.Рассматривание кукол в русской национальной одежде.

7.Рассматривание карты России – природа страны.

8.Дидактическая игра  «подбери костюм герою»

9.Прослушивание аудиозаписи гимна России.

10.Просмотр видеозаписи  природа России.

 

 

Углублять  знания  детей  в  символике  страны. Знакомить  детей  со  столицей  России – г. Москва и  с  её  достопримечательностями. Помочь  увидеть   красоту  природы  России. Вызывать  желание  детей  рассказать,  как  провели  отпуск (в  каких  городах  были,  какая  природа). Расширять  знания  о  предметах  народно – прикладного  искусства.  Знакомить  с  талантами  русского  народа. Расширять  знания   русских  народных  игр. Продолжать  знакомство  с  бытом  русского  народа  и  национальной  одеждой.

Ноябрь

1,2

 

 

 

 

«Все  работы  хороши»

1.Беседа:

-о труде сотрудников детского сада.

-о труде взрослых в городе и в селе.

-о профессиях.

2.Дидактичесое упражнение

-«Кто что делает»

-«Кто где работает».

-«Угадай где и кем я работаю».

3.Занятие:

-«Как выращивают хлеб».

-«Экскурсия на почту».

-«Знакомство с трудом работников швейной промышленности».

4.Чтение:

-«Почта» А.С.Маршак.

-«Что я видел» Б. Житков.

5.Хозяйственно – бытовой труд  «Чистый детский сад»

6.Рисование «Я  буду работать….»

 

Учить  понимать  значимость  и  необходимость  труда.  Учить  проявлять  свои  трудовые  способности  в  коллективном  труде.  Учить  планировать  и  распределять  трудовые  обязанности  между  собой. Расширять   знания  о  труде  взрослых. Воспитывать  уважительное  отношение  к  труду.  Знакомить  детей  с  художественной  литературой  о  труде. Расширять  знания  о  необходимых  предметах  для  труда. Воспитывать  фантазию  и  воображение.

3,4

 

 

 

 

«Предметный  мир   вокруг  меня»

1.Рассматривание предметов в группе (материалы из которых сделаны предметы).

2.Дидактическая игра:

-«Разложить предметы по общим признакам».

-«Отвечай быстрее» - обобщающие понятия: обувь, одежда, головные уборы.

-предметы народно - прикладного искусства.

-«Что лишнее»  - названия материала.

-«Закрепление названий тканей»

3.Занятие:

-«Знакомство с классификацией транспорта»

-«Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная»

4.Целевая прогулка к перекрёстку – наблюдение за работой светофора.

5.Игровое упражнение «Не ошибись» - классификация транспорта.

6.Чтение:

-«Лён» Л.Кона.

-«Откуда стол пришёл» С.Я.Маршак.

7.Аппликация «Включи светофор».

8.Ручной труд «Летит, плывёт, едет» - транспорт

 

Учить  использовать  в  речи  обобщающие  понятия. Учить  различать   предметы  по  признакам. Продолжать  знакомить  с  материалами,  из  которых  сделаны  окружающие  предметы. Расширять  знания  о  транспортных  средствах. Углублять  знания  ПДД. Знакомство  о  происхождении  предметов. Воспитывать  любознательность. Совершенствовать  умения  и  навыки  в  аппликации  и  в  ручном  труде.  Учить  отображать  знания  в  детских  работах.

Декабрь

1,2

 

 

 

 

 «Все  работы  хороши»

 

1.Чтение:

-«Наши  мамы, наши папы» Г.Браиловской.

-«Первый день»А.Алексина.

2.Дидактическая игра:

-«Угадай, кем я работаю»

-«Хозяюшка»

3.Словесная игра:

-«Кто что делает».

4. Занятие:

-«Знакомство со строительными профессиями».

-«Экскурсия в школу».

-«Все работы хороши»

5.Беседа:

-о труде учителя.

-люди искусства.

-о труде врачей

6.Целевая прогулка по близлежащим улицам.

8.Конструирование «Мы строители»

 

 

Учить  свои  знания  о   труде  отображать  в  играх. Продолжать  знакомить  с  профессиями  через  дидактические  и  словесные  игры.  Расширять  знания  о  значимости  взрослого  труда  различной  профессий. Воспитывать  интерес  к  работе  своих  родителей.  Совершенствовать  навыки  конструирования.  Воспитывать  фантазию  и  воображение.  Продолжать  воспитывать  любознательность.  Знакомить  с  ближайшим  социумом.

3,4

 

 

 

 

 «Весёлый  улей»

 

1.Изготовление новогодних игрушек для малышей.

2.Организация выставки гербов группы.

3.Беседа о труде работников детского сада:

-прачечной

-дворника                                                                        

-кастелянши

-повара                                                                             

-кладовщик

4.Экскурсия по территории  детского сада

5.Ручной труд – ремонт книг для детей младшей группы.

6.Составление письма заболевшему другу

7.Хозяйственно – бытовой труд  - уход за животными и растениями в зелёном уголке детского сада.

8. Украшение группы к празднику.

9.Подготовка и проведение  новогоднего утренника  совместно с родителями.

 

 

Учить  организовывать  выставки. Продолжать  расширять  знания   о  работе  сотрудников  детского  сада. Продолжать  совершенствовать  навыки  разговорной  речи. Вызвать  желание  у  детей  изготовить  новогодние  игрушки  для  украшения  группы. Воспитывать  желание  заботиться  о  друге. Совершенствовать  навыки  ручного  труда и хозяйственно - бытового. Вызвать  желание  участвовать  и  проявить  свои  творческие  способности  в  организации  и  проведении  новогоднего  утренника. Формирование  детско – взрослого  коллектива  через  совместную  деятельность.

Январь

1,2

 

 

 

 

 «Город   моего  детства»

 

1.Беседа:

- ПДД – безопасность в городе.

-как вести себя на улицах города.

- о жизни народов Севера

- о  традициях  коренного  народа.

- знакомство с  элементами  одежды  коренного  народа.

2.Занятие:

-«День Защитника Отечества».

-«Что такое музей».

3.Дидактическая игра – «Узнай, где я нахожусь».

4.Целевая прогулка по близлежащим улицам.

5.Ручной труд – строительства города из макетов.

6.Дидактическая игра – «Найди свою улицу и дом».

7.Рассматривание иллюстраций с видами  родного  города.

8.Экскурсия  на  озеро.

9.Посещение музея, знакомство с народом Севера.

10.Лепка «самолёт хорошо а, олени лучше».

11.Прослушивание  аудиозаписи  песен  народов  севера.

 

Продолжать знакомить с  родным  городом  и  с  традициями  коренного  народа. Учить  ориентироваться  в  нём. Уточнять  знания  о  достопримечательностях  города. Познакомить  с  содержанием  термина  - музей.  Учить  составлять  рассказ об  истории  города,  используя  иллюстрации  с  видами родного  города. Расширять  знания  о  ПДД. Продолжать  совершенствовать   навыки в  создании  макетов. Совершенствовать  навыки  в  лепке. Развивать  фантазию  и  воображение.

3,4

 

 

 

 

«Родина  моя»

 

1.Организация выставки изделий народно-прикладного искусства.

2.Занятие:

-«История России – царь Пётр 1»

-«Не  даром помнит вся Россия…»(1812г.)

3.Рассматривание иллюстраций:

- с видами г. Санкт-Петербурга.

-с изображениями воинов  времён 1812г.

4.Беседа:

-о памятниках защитникам Отечества  - Покровский  собор, Казанский собор, К. Минину, Д.Пожарскому, Василий Блаженный, Царь – колокол и Царь – пушка.

-о русских традициях - проводы в армию, Масленица.

5.Чтение:

-«Окся - труженица» Н.Емельянова, В.Челинцева.

6.Организация  стенда  - «Знакомьтесь, город Санкт Петербург».

 

 

 

Учить  подбирать  материал  и  организовывать  выставки. Познакомить  детей  с  городом  Санкт – Петербург, а  так  же  продолжать  знакомить  с  историей  России.   Познакомить  детей  с  памятниками  защитникам  Отечества.Углублять  знания  о  традициях  праздников. Продолжать  воспитывать  патриотизм  к  Родине. Познакомить  с  жизнью  народов  севера  и  с  художественной  литературой  о  жителях  севера.

 

 

Февраль

1,2

 

 

 

 «Семейный  очаг»

 

 

1.Беседа:

 - о труде детей в семье, об их обязанностях

- о мамах, бабушках

- с родителями – о воспитании   девочек  и  мальчиков

- о членах семьи, кто служил в армии

- о празднике 8 Марта

2. Рассматривание семейных   фотоальбомов

3. Чтение:

- «У бабушки дрожат руки»  В.Сухомлинского

- «Точка» Н.Артюховой

4. Знакомство с родословным древом

5. Изготовление сувениров ко Дню защитников

Отечества – выжигание по дереву

6.Создать древо каждого ребёнка.

 

 

 

Учить  уважительному  отношению  к  окружающим  людям. Продолжать  уточнять  знания  об  обязанностях  детей  в  семье  и  всех  членов  семьи.   Знакомство  детей  с  родословным  древом. Воспитывать  интерес  к  родословному  древу  своей  семьи. Закреплять  знания  о  традициях  праздников  23 февраля  и  8 Марта. Вызвать  желание  изготовить  сувениры  для  членов  семьи. Знакомство  с  новыми  художественными  произведениями.

3,4

 

 

 

 

 «Весёлый  улей»

 

 

1. Изготовление сувениров к 8 Марта для девочек и сотрудников детского сада.

2. Организация утренника к 8 Марта.

3. Беседа с детьми о детском саде.

4.Составление плана детского сада.

5.Работа на участке детского сада.

6.Целевая прогулка:

- к соседнему детскому саду.

-по территории детского сада.

7. Развлекательная игра «Найди  в детском саду…»

8.Викторина  совместно со старшей группой, тема  «История детского сада»

 

 

 

Учить  составлять  план – схему  здания  детского  сада. Учить  проявлять  творческие  способности  в  изготовлении  сувениров. Расширять  знания   о  детском  саде. Воспитывать  уважительное  отношение  к  работникам. Продолжать  учить  поддерживать  чистоту  во  дворе  детского  сада. Совершенствовать  сотруднические  способности    с  детьми  из  другой  группы.

 

Март

1,2

 

 

 

 «Семейный  очаг»

 

1.Изготовление сувениров для мам и бабушек к 8Марта

2.Беседа:

- о мамах

- о том, как поздравили мам и бабушек с 8 Марта.

- о вежливом отношении  к членам  семьи.

- о родственниках, которые воевали.

-о бабушках и дедушках.

3. Педагогические ситуации

4. Рассматривание семейных фотоальбомов

5. Чтение:

- «Как Вовка бабушек выручал» А.Барто.

-«Смородинка» Е.Пермяка.

-«Твоя мама» В.Донникова.

6.Лепка «Дом  для  моей  семьи».

7.Разучивание песен о бабушке.

8.Проведение утренника к 8Марта совместно с родителями.

 

 

Создавать  для  детей  искусственные  педагогические  ситуации. Учить  детей  ориентироваться  и  принимать  решение. Привлечь  детей  к  организации  праздников  и  поздравлений  23  февраля  и  8  Марта. Закреплять  желание  детей рассказывать  о  членах  семьи.  Продолжать   воспитывать  вежливое  и  уважительное  отношение  к  членам  семьи. Вызвать  желание  детей  рассказывать,  как  они  помогают  дома  взрослым. Знакомить  с  новыми  художественными  произведениями. Воспитывать  у  детей  интерес  к  людям,  которые  воевали. Совершенствовать  навыки  лепки.

3,4

 

 

 

 

«Предметный  мир   вокруг  меня»

 

1.Занятие:

-«Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы».

-«Предметы, которые нас окружают».

2. Беседа:

-история зеркала.

-зубная щётка.

-возникновение красок.

3.Дидактическая игра:

-«Найди пару» - бытовая техника.

-«Подбери пару» - стекло и пластмасс.

-«Найди свой домик»-классификация транспорта.

-«Кому что нужно» - предметы одежды.

-«Подбери мебель» - классификация мебели.

-«Найди нужный дорожный знак».

-«Какой бывает одежда»

4.Опытно – экспериментальная деятельность.

5. Игра на восприятия -  «Узнай  по  звуку»

 

 

Учить  определять  цель  в  опытно – экспериментальной  деятельности  и  использовать  в  работе  опорные  карты. Помочь  приобрести  навыки  в  организации  и  проведении  опытов. Продолжать  знакомить  о  происхождениях  предметов. Расширять  знания  о  материалах,  из  которых  сделаны  окружающие  предметы. Знакомить  с  бытовой  техникой  и  её  функциями. Углублять  знания  о  транспортном  средстве.  Воспитывать  любознательность.

Апрель

1,2

 

 

 

 

 «Город   моего  детства»

1.Занятие:

-«Встреча с прекрасным» (музей).

-«Архитектура родного города».

-«Конкурс знатоков родного города»

-«День космонавтики».

2.Целевая прогулка по близлежащим улицам.

3.Упражнение в ориентировки – схема микрорайона.

4.Беседа:

-о ПДД – светофор.

- о памятниках города.

- о  девизе  города «Чистый  город, чистая  улица, чистый  до».

5.Рассматривание иллюстраций , фотографий с видами родного  города.

6.Чтение:

-«Рассказы  о  народах  севера»

7.Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»,  «Что лишнее?» (быт народов Севера).

8.Лепка – «Мост – достопримечательность  города», «Космодром».

9.Сюжетно ролевая игра «Пешеход и дорога»

 

Познакомить  с историей  и  значимостью  праздника  «День  космонавтики». Воспитывать  патриотизм  к  своему городу. Углублять  знания  детей  о  музеях   и   достопримечательностях  города.  Закреплять  умение  ориентироваться  по  схеме  микрорайона, где  живут  дети. Закреплять  знания  ПДД. 

Воспитывать  интерес  к  художественной  литературе, помочь  понять  содержание  произведения. Продолжать  развивать  диалогическую  и  монологическую  речь. Развитие  воображения  через  лепку.

3,4

 

 

 

 

 «Родина  моя»

 

1.Занятие:

-«Мы все – жители планеты Земли».

-«Литературная викторина по русским народным сказкам».

-«Фольклорный праздник»

-«День Победы».

2.Беседа:

-о России.

-о национальных традициях русского народа – хлебосольство, именины.

-о народно – прикладном искусстве – рассказ о создании матрёшки.

4.Чтение:

-«Поезжай за моря – океаны» М.Исаковского

-«Привет, Россия!» Н.Рубцова.

5.Театрализация  русских  народных сказок.

6.Просмотр видеозаписи «День  Победы»

7.Встреча с ветеранами войны.

8.Прослушивание аудиозаписи военных  песен.

 

Продолжать  расширять  знания  о   традициях  праздников. Продолжать  прививать  интерес  к  художественной  литературе.  Расширять   знания   о  народно – прикладном  искусстве. Знакомить  с  праздником  -  «День  Победы». Знакомство   с  детьми  героями  войны. Воспитывать  уважительное  отношение  к  воинам. Помочь  понять  значение  победы  в  войне. Закреплять  знания  о  традициях   и  быте    русского  народа. Воспитывать  любознательность.

 

 

Май

1,2

 

 

 

 

«Все  работы  хороши»

1.Беседа:

-о происхождении профессий

- о труде хлеборобов весной.

-как хлеб появился на нашем столе

-о профессии полярников.

2.Чтение:

-«Как самолёт в поле работает» И.Винокурова.

-«Дозор» З.Александровой.

-«Челюскинцы» А.Ляпидевского.

-«Дождь из семян» Ю.Крутогорова.

3.Занятие:

-«Служба пограничника».

-«Экскурсия в школьную библиотеку»

4.Игровое упражнение  «»Кто,  где  работает»

5.Целевая прогулка по близлежащим улицам.

6.Дидактическая игра «Где, какая нужна профессия?»

7.Рисование «Дорисуй».

8.Ярмарка профессий.

 

Учить  планировать  свой  труд  и  добиваться  положительного  результата.  Учить  детей  ориентироваться  в  значимости  и  в  выборе  профессии. Знакомить  о  происхождениях  профессий.  Продолжать  воспитывать  уважительное  отношение  к  труду. Воспитывать  желание  при  возможности  помочь  взрослым.  Продолжать  знакомство  с  художественной  литературой  о  труде.

3,4

 

 

 

 

«Предметный  мир   вокруг  меня»

1.Дидактическая игра:

-«Лото «Подбери предмет» -название материалов.

-«Отвечай быстро»-классификация транспорта.

-«Ателье» - название тканей.

-«Что предмет рассказывает о себе?»

-«Раздели предметы на группы»

2.Беседа:

-где можно купить разные продукты.

-история создания книги.

-история создания ложки, вилки

-история транспорта.

-история глобуса

3.Занятие:

-«Откуда пришла книга»

-«Как надо относиться к книге»

4.Чтение:

-«Мир вещей» Т.Д.Нуждиной

5.Загадки о бытовой технике.

6.Аппликация – «Мой  глобус».

7.Ярмарка вещей.

 

Продолжать  учить  классифицировать  предметы. Закреплять  знания  о происхождениях, свойствах  и  качествах  окружающих  предметов. Закреплять знание  обобщающих  понятий.  Развивать  разговорную  речь.  Обогащение    словарного  запаса. Учить  свои  знания  о  вещах  использовать  в  игровой  деятельности. Развивать  воображение.