Мир вокруг меня

Лазаренко Ирина Николаевна, воспитатель

УДП ООО ГДУ детский сад "Снежинка"

ЯНАО, г. Новый Уренгой


АКТУАЛЬНОСТЬ  ОПЫТА.

 

Родившийся ребёнок - это самостоятельный человек, а значит, он свободен, развиваться так, как запрограммировано его природой. Взрослым не нужно ему мешать. Их главная задача помогать ему расти, развиваться, обретать понимание своего места в жизни. В  детском возрасте происходят  существенные  изменения  в  жизни ребёнка, которые закладывают основы его социализации, т.е. усвоение им социального опыта и формирования  готовности  к его  преобразованию.

Мир детства – таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают, многое чувствуют, но у них мало опыта. И они приобретают этот опыт в своей деятельности, в своих играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий  мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили  с  собой в жизнь замечательные качества, приобретённые в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь.

Игра – вечный спутник детства. Это – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – это способ научиться  тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях.

Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в то же время они исследуют, экспериментируют, обучаются.

В основе в работе с детьми преследуются гуманистические цели, направленные на достижение  максимально  возможного  благополучия ребёнка, развития его потенциальных  возможностей.

Формирование положительных качеств у ребёнка, развитие  отношений между детьми зависит от позиции взрослых, от отношения родителей к организации игровой деятельности. Родители, педагоги  могут выполнять роль инициаторов, наблюдателей, консультантов, рядовых участников, авторов. Взаимодействие педагогов, детей и их родителей будет более плодотворным, если оно строится на основе сотрудничества.

 

Идея  проекта  - помочь ребёнку  стать  счастливым  человеком. 

Счастье – это положительное эмоциональное состояние человека, которое создаётся самой личностью и взаимосвязано с обществом, его социальным, политическим и экономическим развитием.

Чтобы человек был счастливым, ему одновременно надо и много и  очень  мало. Необходимо два условия: во-первых, здоровье; во-вторых- деятельность, которой он мог бы заниматься в своё удовольствие, на благо других без вмешательства извне.

Задача проекта – помочь ребёнку стать практически    деятельной личностью.

 

Задача преследует два направления:

Ø    Создание условия для развития у ребёнка таких качеств, как надёжность и трудолюбие.

Ø    Создание условий для развития практика  – ориентированной личности является формирование у детей чувства уважения к своей и чужой собственности.

 

 Работа  по  проекту  предполагает  три  направления:

Ø    Социальная адаптация – позволяет организовать воспитательную работу, дополняя и создавая у ребёнка целостную картину восприятия мира и влияние на его улучшение.

Ø    Творческое развитие -  обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие,  познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения в разнообразную игровую деятельность.

Ø    Развитие организаторских способностей и задатков – психические свойства личности.

Проект основан на следующих принципах:

Ø    Принцип реализации самых разнообразных детских интересов;

Ø    Принцип развития в каждом  ребёнке стремления стать лучше, знать больше, стремления преодолеть себя, столкнувшись с трудностями;

Ø    Принцип качественных изменений, происходящих с каждым в коллективе;

Ø    Принцип сотрудничества ребят при подготовке и проведении общественно полезных дел;

Ø    Принцип становления коллектива.

 

 

Тип проекта:   Познавательно - игровой, долгосрочный (три года, групповой)

 

Участники  проекта:  педагоги, родители, дети 5-7 лет

 

Проект состоит из  трёх  игр:

 

Ø    «Дружба»;

Ø    «Кто в доме хозяин»;

Ø    «Таинственный остров».

Игра  «Дружба» - направлена на создание доброжелательного  климата, осознание своих возможностей.

Задачи участников:

ü     Раскрыть свои интересы, лучшие качества и способности;

ü     Как можно шире узнать способности других ребят;

ü     Научиться общению  и работе,  в  малых группах;

ü     Научиться контролировать свои поступки;

ü     Объективно оценивать поступки других.

Задачи организаторов:

ü       Изучение природных  возможностей  ребёнка и воспитательной среды;

ü       Формирование у детей представлений об основах  взаимоотношений между людьми и средствах их выстраивания;

ü       Развитие творческих способностей детей и побуждение детей к использованию их на благо окружающих.

 

Игра «Кто в доме хозяин» - направлена  на включение каждого ребёнка в активную совместную деятельность, осознания себя частью коллектива, преимущество  объединения усилий.

Задачи участников:

ü    Научиться работать самостоятельно и творчески;

ü    Осознать чувство ответственности за себя и за то, какое влияние их поступки оказывают на окружающих;

ü    Научиться самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и имеющейся информации.

Задачи организаторов:

ü    Обучения навыкам самообслуживания;

ü    Формирование у ребят чувства ответственности за себя, потребности приносить радость окружающим людям;

ü    Развитие умений общаться с людьми.

 

Игра « Таинственный остров» - направлена на нахождении разнообразных форм самоутверждения в коллективе на основе интересной и полезной деятельности.

 

Задачи участников:

ü    Познать как можно шире окружающий мир и свою роль в нём;

ü    Увидеть тесную взаимосвязь человека с природой.

Задачи организаторов:

ü    Обучение методам познания самого себя, как части окружающего мира;

ü    Формирование навыков взаимодействия в малой группе;

ü    Обучение приёмам поведения в экстремальных ситуациях;

ü    Обучение детей приёмам организаторской деятельности.

Схема  организации  проекта:

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛОК  - поэтапное овладение знаниями, умениями, навыками

КТД – коллективное творческое  дело, предполагающие закрепление и                        

            Контроль.

 

Условия  эффективной  работы:

Чтобы добиться  успеха  в  игре, необходимо взаимопонимание между её участниками. Определяющую роль в установлении  сотруднических отношений выполняют педагоги, как профессионалы – организаторы  учебно – воспитательного  процесса. Важно, чтобы  педагоги  воспринимали  родителей  как  своих  союзников.

Взрослым важно воспринимать детский коллектив  как  единое  целое, как большую семью, которая  интересно живёт, если  родители  и  дети  вместе решают  проблемы   этой семьи, организуют  совместный  труд и досуг, вместе  творят  и создают. Взрослые  должны  быть  положительно  настроены  на такую совместную  деятельность, понимать  её  важность.

В  игре  недопустимо  навязывание, давление  на  детей  со стороны  взрослых.  В  игре  создаются  ситуации  свободного  выбора  участников  своих  ролей  и  действий, но в то же  время  обеспечивается  соблюдение  правил  игры  и  взрослыми, и детьми.

Главное – побудить   родителей  к  участию  в  иге, заинтересовать  их  этой  проблемой, настроить  на сотрудничество  с   детьми.

Внутренняя  позиция  взрослого  по  отношению  к  ребёнку:

Ø                Ребёнок, хочет, чтобы к нему относились справедливо

Ø                Ребёнку хотелось бы, чтобы его не обманывали, а относились к нему по-джентльменски, с уважением, без жёсткости,  были честны к нему, внимательны

Ø                Ребёнку хотелось бы, чтобы ему сочувствовали в тяжёлую минуту, не ругали, а проявляли сдержанность и терпимость

Ø                Если ребёнок совершил ошибку, он хотел бы, чтобы его не особенно критиковали, относились к этому снисходительно и  благожелательно

Ø                Ребёнок хотел бы, чтобы его уважали, а не оскорбляли, относились вежливо и даже с восхищением

Ø                Ребёнок хотел бы, чтобы его должным образом ценили и любили

 

 

Методы работы

 

повышающие

познавательную

активность           

повышающие

эмоциональную

активность

способствующие

установлению

связи между

разными видами

деятельности

коррекция и

уточнение

представлений детей о социаль

ном  мире

-анализ

-сравнение

-моделирование

-вопрос

-конструирование

-повторение

-решение логичес

  ких задач

-эксперименти

  рование

-опыты

-игровые приёмы

-сюрпризные моменты

-элемент новизны

-юмор

-шутка

-приём предложения

-приём обучения

-перспективное планирование

-беседа

-опосредованное переключение на другую деятельность

-повторение

-упражнение

-наблюдение

-эксперименти

рование

-опыты

-переключение на другую деятельность

-обобщение опыта

-объяснение

-уточнение

-ситуация выбора