Программа дополнительного образования

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ  "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


     Программа дополнительного образования «Изонить» является авторской программой художественно-эстетической направленности способствующей творческому развитию дошкольника.

  Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке,  стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

         Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.   

 Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно,  и даже оформить элементы одежды.
         Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей, более младшего дошкольного возраста. Начиная, с 5 лет дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков.

         Опыт показывает, что занятия в кружке способствуют активному развитию у ребёнка:

Ø    мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Ø    сенсорного восприятия;

Ø    глазомера;

Ø    логического мышления;

Ø    воображения;

Ø    волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

Ø    художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».        

                                            

Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка

Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

          Раздел «Геометрическая форма».

·       Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

·       Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.    

           Раздел «Количество и счёт»                

·     Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

·     Дать понятие о точке отсчёта.

       Раздел «Ориентировка на плоскости».

·       Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

·       Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

        2. Блок задач по сенсорному развитию

·       Развивать цветовое восприятие: научить подбирать цвет к фону.

·       Научить изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по трудовому воспитанию

·       Научить владеть иголкой, ниткой.

·       Научить технике работы с изонитью.

4. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

5. Блок задач по нравственному воспитанию

·       Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

6. Блок задач по эстетическому воспитанию

·       Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

·        Воспитывать эстетический вкус.

8. Речевой блок

·       Развивать активный и пассивный словарь детей.

Методическое обеспечение

Программа: «Детство»

Санкт – Петербург «Детство - Пресс» 2004 год.

Учебный материал методического пособия  Гусаровой Н.Н. «Техника изонити» для дошкольников.

Методическое пособие» рассчитано  на 2года обучения.

Занятия проходят  два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-7 лет  -20- 25 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 4-5 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. 

Цикл занятий состоит из двух разделов:

1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;

2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

 Методы, приемы и форма работы.

Ø    словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово

Ø    наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Ø  практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка окружность, умение заполнять угол, окружность

Инструменты, необходимые для работы:

·       плотный картон или бархатная бумага;

·       нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);

·       игла с широким ушком; ножницы; цветные карандаши

Ожидаемые результаты:

·       овладение техникой изонити.

·       повышение у детей  уровня развития мелкой моторики пальцев рук .

·       обогащение активного и пассивного словаря детей.

·       развитие творческих способностей и художественного вкуса у детей.

Формы подведения итогов:

·       оформление выставочного стенда в ДОУ (декабрь, апрель);

·       участие в муниципальных выставках и конкурсах («Маленькая страна» -  март);

·       фото-коллаж детских работ на родительских собраниях.