Авторская программа психокоррекции эмоционально-волевой сферы

"Тропинка к своему я"

Васильева Галина Валерьевна, педагог-психолог

МБДОУ "Детский сад №32 "Березка"

г. Н. Новгород


С дошкольного возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности – умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.

Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна и культивирует как одна из главных задач при подготовке к школе. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления.

            В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона.Эмоциональный мир – основа всего,  на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка:  эмоциональное, познавательное, деятельностно- практическое.

Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование «умных эмоций»  и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве  одной из наиболее важных,  приоритетных задач воспитания, развития  ребенка.

Итак, центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять их  и осознавать.

Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций – нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом.

            Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить – этому научиться сложно.

            Программа призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

 Педагог-психолог  знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других;  помогает ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка;  способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.

Педагог-психолог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

 

 

Цель программы:

  • обеспечение  эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка;
  • коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка;
  •  «воспитание глубины и устойчивости чувств, умение сдерживать свои эмоциональные реакции»;
  • развитие иформирование психологической готовности к обучению в школе.        

 

Задачи программы:

1.      Проводить коррекцию эмоциональных личностных нарушений.

2.      Способствовать развитию произвольнойсаморегуляции эмоционального состояния детей.

3.      Обучить детей элементарным приёмам владения эмоциями, распознавать эмоции.

4.      Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.

5.      Формировать здоровое, адекватное поведение в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире. 

6.      Развивать самодисциплину, самоорганизацию, сосредоточенность; способность к концентрации; способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.

7.      Формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях.

 

Содержание работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы

 

Большая часть занятий построена в форме диагностико-коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от  общения.

В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:

1. Коллективно-индивидуальный способ.

Группа в пределах 4- 5 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным  ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.

2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.

3. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

4. Изотерапия – гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.

5. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.

6. Проигрывание психогимнастических упражнений.

7. Анализ и инсценирование различных психологических этюдов.

8. Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.

9. Игротерапия– расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.

10. Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.

11. Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.

 

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка от 3 до 7 лет. Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях. Игра – это единственная  центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

 

Содержание работы по коррекции эмоциональной сферы

 

Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольнуюсаморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.

Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема. Выделим пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:

  1. Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
  2. Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц.Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
  3. Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании.
  4. Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
  5. Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

 

Методики диагностики эмоционального развития детей

 

Диагностика - обязательный исходный блок коррекционного вмешательства в эмоциональную сферу ребёнка. Диагностический блок включает в себя наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в процессе повседневной жизнедеятельности: во время игр, занятий, прогулок, еды.

Диагностика развития эмоционально-волевой сферы проводится в виде рисуночных тестов в ходе коррекционных занятий.

В практической работе широко пользуюсь оперативной диагностикой.С цельювыявить:

·         положительный эмоциональный фон в течение дня, недели;

  • межличностные и внутрисемейные отношении;
  • самооценку детской деятельности.

Проективные методики, используемые  мною:

  1. «Нарисуй семью, когда вы все заняты делом», «Семья животных».
  2. «Несуществующее животное», «Нарисуй человека».

3.      Методика«Какой Я?»   Исследование самооценки ребенка.

  1. Методика цветопредпочтения«Волшебный торт»,Тест цветовых предпочтенийВайнер М.Э., «Раскрась свои чувства».
  2. Методики «Мандала»,«Страна эмоций»

 

 

 

Ожидаемые результаты можно сформулировать так:

 

  1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
  2. Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
  3. Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.
  4. Формирование коммуникативных и организаторских способностей.
  5. Развитие, самодисциплины и самоорганизации сообразительности.
  6. Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.
  7. Снятие страха перед агрессией. 

 

 

Структура программы

 

Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на полгода в виде сетки-схемы, в которой указаны время  проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми.

 В соответствии с планом разработаны конспекты 14 заняти1, которые носятдиагностико-психокоррекционный характер. Занятия проводятся с детьми по 4-5 человек в подгруппе,по 20 минут на подгруппу, 4 раза в месяц  в течение пяти месяцев с января по май.

Не менее 4 часов составляет диагностика в начале и в конце программы. Занятия проводятся в кабинете психолога (~20-30м.кв.)

 

 

 

Структура коррекционно-развивающих занятий.

 

1.      Постоянный ритуал начала занятий.

2.      Игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций и пиктограмм.

3.      Этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии.

4.       Минутки-шалости, подвижные игры.

5.      Психогимнастика. Релаксация.

6.      Обсуждение занятия с детьми. Рефлексия.

7.      Ритуал прощания.

 

Установочные упражнения.

 

Каждый раз перед занятием детям необходимо давать установку на внимание, взаимоуважение, терпение. Следует успокоить их и настроить на вслушивание:

  • Послушаем своё дыхание (закрыть глаза)
  • Послушаем, как бьётся наше сердце.
  • Послушаем звуки в группе. Послушаем звуки на улице.
  • Послушаем, о чём говорят рыбки в аквариуме, птицы за окном.

Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

  • Круг — это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо.

В кругу проходит ритуал приветствия и прощания, многие игры.

 

 

Ожидаемые результаты можно сформулировать так:

  • Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
  • Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников.
  • Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

 

 

Для достижения оптимального результата при проведении программы, с учетом того, что будут проводится занятия с подгруппами по 4-5 человек по 20 минут на каждую подгруппу, предлагаю, чтобы каждый блок занятий (тема) был логически законченным, каждая тема для группы проводилась одним днем и не переносилась на следующую неделю. Суммарное время  проведения блока  -по 60 минут, нагрузка на каждую подгруппу – 15-20 минут как для младшей группы, так и для старшей. Занятия проводятся в игровой форме с элементами арттерапии и игротерапии, поэтому не несут сильной физической и умственной нагрузки на детей, начиная с возраста от 2,5-й лет. 

 

Учитывая сжатые сроки реализации программы, некоторые темы занятий захватывают по 2-3 академических часа, так как, например, для того, чтобы ребенок мог полностью научиться отреагировать свой гнев и агрессию, ему необходимо оптимально от 6 до 8 часов.