Проект "Театр и мы"
Азарова Алена Николаевна, воспитатель
МБДОУ сельского поселения "Село Пивань"
Сельское поселение "Село Пивань"
Пояснительная записка
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть
проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
· недостаточно внимание родителей и детей к театру;
· мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
· недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
· застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Ожидаемый результат проекта
· Обогащённая среда в группе;
· Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
· Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
· Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
· Активизация творческих способностей детей;
· Активное участие родителей в жизни группы;
Формы и методы работы:
· Чтение художественной литературы;
· Беседы;
· Игры – драматизации;
· Слушание музыкальных произведений;
· Просмотр сказки;
· Рассматривание иллюстраций к сказкам;
· Заучивание стихов;
· Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
- Воспитатели группы;
- Дети 4-5 лет;
- Родители;
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (ноябрь-декабрь).
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
1 этап: Подготовительный
Задача |
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный |
Анализ имеющегося материала |
-Подбор литературы, аудио материала -Составление списка необходимого материала -Включение в календарно-тематическое планирование мероприятий по реализации проекта |
-Список необходимого методического материала -Дополненный календарно-тематический план |
Воспитатели средней группы |
Создать интерес у участников проекта |
-Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми, проведение диагностики в виде нанаблюдений за самостоятельной игрой детей -Информирование родителей о проекте и опрос родителей «Играете ли вы с детьми в театр?», консультации для родителей |
-Заинтересованность детей и родителей |
Воспитатели средней группы |
Сбор и анализ информации для реализации проекта |
-Сбор атрибутов для театрализованных игр -Подбор дидактических игр -Подбор материала для презентации |
-Список имеющихся и недостающих материалов, атрибутов |
Воспитатели и родители |
2этап: Основной
Задача |
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный |
Создать условия для реализации проекта |
-Подбор аудиоматериала согласно списку; -Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр; |
-Сказки и иллюстрации к ним; -Аудиоматериалы; -Игры – драматизации; -Презентация. |
Воспитатели средней группы |
Обогатить среду |
-Книги – сказки для драматизации, -Коллекция аудио материала, -Игрушки и атрибуты для театрализованных игр. |
Обогащённая среда |
Воспитатели и родители |
Обогатить знания детей о театре, Совершенствовать исполнительские умения |
-Беседы, -Просмотр видео материала, -Чтение художественной литературы (сказок), -Творческие мастерские, -Игры-драматизации, -Заучивание стихов, -Слушание музыкальных произведений, -Отгадывание загадок о героях сказок, -Драматизация сказки «Заюшкина избушка». |
|
Воспитатели средней группы |
Включение родителей в педагогический процесс |
-Привлечь родителей к сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций, творческие задания |
Активное участие родителей в реализации проекта. |
Воспитатели средних групп |
3этап: Итоговый
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный |
|
Анализ по проекту и подведение итогов |
-Анализ работы по проекту, -Фотоотчёт о проекте в родительском уголке. Отзывы родителей о проекте. |
-Фотогазета о проведённом проекте. |
Воспитатели средних групп |
План реализации проекта
Мероприятия |
Дата |
Результат |
|
||||||
Подготовительный этап |
|
||||||||
1 |
Анализ имеющегося материала |
2.11-6.11 |
Список имеющихся и недостающих материалов. |
|
|||||
2 |
Информирование родителей о проекте, консультации для родителей «Развитие детей в театральной деятельности» |
2.11-6.11 |
Готовность родителей оказать помощь в проекте. |
|
|||||
3 |
Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта. |
2.11-13.11 |
План-сетка мероприятий. |
|
|||||
Основной этап |
|
||||||||
1 |
Создание развивающей среды в группе. -настольный театр -пальчиковый театр -театр на стакане -театр на конусе |
9.11-30.11 |
Обогащённая среда. |
|
|||||
2 |
Чтение художественной литературы (сказок): -«Три поросёнка» -«Три медведя» -«Теремок» |
16.11-20.11 |
Знакомство со сказками, решение речевых задач. |
|
|||||
3 |
Беседы: -по прочитанным сказкам, -о видах театров (кукольный, драматический, театр зверей,…) -кто работает в театре -как вести себя в театре |
9.11-13.11 |
Решение речевых и познавательных задач. |
|
|||||
4 |
Творческая мастерская: Рисование иллюстраций к сказкам «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя» |
9.11-13.11 |
Развитие художественно-творческих способностей |
|
|||||
5 |
Сюжетно-ролевая игра «Театр» |
16.11 |
Развитие речевых и творческих способностей детей. |
|
|||||
6 |
Игры – драматизации: -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей, -инсценировки сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок» |
9.11-13.11 |
Развитие артистических навыков |
|
|||||
7 |
Выбор сказки для драматизации, распределение ролей. |
|
|
||||||
8 |
Изготовление родителями атрибутов и костюмов к сказке «Теремок» |
9.11-30.11 |
Активное участие родителей в жизни группы. |
|
|||||
9 |
Подготовка к драматизации |
16.11-30.11 |
|
||||||
|
|
||||||||
Подведение итогов реализации проекта |
|
|
|
||||||
17 |
Итоговое мероприятие: с детьми: драматизация сказки «Колобок», С родителями: драматизация сказки «Теремок". Создание фотогазеты о реализованном проекте. Диагностика умений и навыков детей в театральной деятельности на коней проекта. |
|
Газета о проекте |
|
|
|
|
||