Театрализованная деятельность в рамках реализации ФГОС в старше - подготовительном возрасте "Театр и мы"

Никифорова Ольга Викторовна, воспитатель

МБДОУ "Зеленогорский детский сад №6 "Улыбка"

Кемеровская обл., Крапивинский р., пгт. Зеленогорский


По доминирующему методу - творческий.

По характеру содержания – дети, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители 

По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов – внутри ДОУ

По количеству участников – воспитанники ДОУ

По продолжительности – долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г. по май 2017 г.

Место реализации проекта

Зеленогорский детский сад №3

 

Актуальность

«Недаром дети любят сказку

Ведь  сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

 

 

Почему именно театрализованная деятельность?

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Система работы по организации театрализованной деятельности:

1. Предметно-пространственная развивающая среда

2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения.

3. Взаимодействие с педагогами

4. Работа с детьми

5. Взаимодействие с родителями

6. Взаимодействие с социумом

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем:

• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка.

• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды

• соответствие возрастным особенностям детей

• выполнение правил техники безопасности

• эстетическое оформление игрового оборудования

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

 

 

 

Цель проекта: создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.

Задачи проекта:

 Образовательные: пробудить интерес детей к театру; привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения); заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми; расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.

Развивающие: развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.

Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.

 

 

Методы реализации задач

 

·        Поиск информации в специальных источниках, интернет – ресурсах;

·        Информационно-образовательная работа с детьми.

  

Участники проекта

·        Дети от 5 до 7 лет

·        Воспитатели группы: реализация проекта, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, совместное обсуждение планирования мероприятий по театрализованной деятельности;

·        Музыкальный руководитель: активное, тесное сотрудничество;

·        Старший воспитатель: помощь в подборе научной и методической литературы, консультаций и методических рекомендаций;

·        Родители воспитанников: помощь в изготовлении атрибутов.

 

 

Ожидаемые результаты

Дети

·        Формирование навыков вежливого поведения;

·        Формирование  доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;

·        Формирование представлений о театральном искусстве; об отличиях театрального искусства от других видов искусств.

·        Развитие способности придумывания и рассказывания сказки, истории;

·        Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, быстроты реакции, инициативности и выдержки, повышение самооценки;

·        Развитие мыслительного процесса и познавательного интереса;

·        Развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики; формирование четкой и правильной речи;

·        Воспитание  зрительской культуры;

   

Формы работы с детьми

  • Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера;

·        Диагностика уровня готовности восприятия материала по

театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам;

·        Посещение детьми театров;

·        Просмотр кукольных театров и работа по ним;

·        Проведение игр - превращений (учимся владеть собой);

Чтение художественной и познавательной литературы;

·        Продуктивная деятельность детей;

·        Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»;

·        Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

·        Театрализовано - познавательные праздники.

 

 

Формы работы с родителями

·        Совместное изготовление игрушек и пособий для  организации предметно-развивающей среды;

·        Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;

·        Открытые показы занятий и театральных представлений;

·        Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам;

·        Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

 

Формы и методы реализации проекта

·        Игры – драматизации, импровизации

·        Упражнения для социально – эмоционального развития

·        Коррекционно – развивающие игры

·        Упражнения для развития интонационной выразительности речи

·        Игры – превращения (учимся владеть своим телом)

·        Логоритмическая гимнастика

·        Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук (для свободного вождения кукол)

·        Театральные этюды

·        Упражнения по этике во время драматизаций

·        Постановка разнообразных сказок, инсценировок.

 

Этапы реализации проекта

 

Организационный

·        Подбор методической литературы;

·        Подбор диагностического инструментария;

·        Подбор дидактического материала для создания предметно – развивающей среды.

 

Практический

·        Определение содержания работы;

·        Составление плана мероприятий на год;

·        Создание условий для театрализованных игр в группе;

·        Создание предметно – развивающей среды.

 

 

Итоговый

·        Подведение итогов работы;

·        Определение задач на будущее;

·        Определение практической значимости проекта.

 

 

Методика работы с детьми старшего возраста.

Работа с детьми старшего возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

- первое предполагает  работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Упражнения

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- нести тяжёлый ящики или чемодан;

- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.

Упражнения на расслабления мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

- в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.

Работа над ролью строится следующим образом:

·         Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);

·         Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),

·         Распределение ролей

·         Непосредственная работа над ролью:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за  словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

 

 

Перспективный план работы

 с детьми старшего возраста

 

Месяц

Вид деятельности

Сроки

Сентябрь

·        Игры по развитию диалогической речи

·        Работа у зеркала (мимика)

·        Самостоятельная театральная деятельность (настольный театр)

·        Пальчиковые  игры.

Игра – драматизация «Заюшкина избушка»

1 неделя

 

2 неделя

 

 

 

3 неделя

4 неделя

Октябрь

·        Ознакомление с окружающим «Знакомство с театром»

·        Обучение основам кукловождения

·        Самостоятельная театральная деятельность (театр на фланелеграфе)

·        Пальчиковые  игры.

·        Работа у зеркала (жесты)

 

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

 

Ноябрь

·        Работа у зеркала (жесты)

·        Настольный театр по стихам А.Барто

·        Самостоятельная театральная деятельность (пальчиковый театр)

·        Пальчиковые  игры.

·        Обучение основам кукловождения

·        Кукольный театр «Козлята и волк»

1 неделя

2 неделя

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Декабрь

·        Импровизация на детских музыкальных инструментах «Потешки»

·        Самостоятельная театральная деятельность (куклы би-ба-бо)

·        Работа у зеркала (мимика)

·        Пальчиковые  игры.

·        Театральная игра «Путешествие по сказкам»

 

1 неделя

 

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

Январь

·        Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с русской народной куклой»

·        Работа у зеркала (артикуляция)

·        Самостоятельная театральная деятельность (теневой театр)

·        Пальчиковые  игры.

·        Обучение основам кукловождения

 

1 неделя

 

 

 

2 неделя

3 неделя

 

 

4 неделя

 

Февраль

·        Непосредственно образовательная деятельность «Загадки старичка-лесовичка»

·        Самостоятельная театральная деятельность (настольный театр)

·        Пальчиковые  игры.

·        Обучение основам кукловождения

·        Вечер развлечений «Кошкин дом»

 

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

 

3 неделя

 

4 неделя

 

Март

·        Танцевальные импровизации по сказке «Колобок»

·        Самостоятельная театральная деятельность (кукольный театр)

·        Пальчиковые  игры.

·        Закрепление навыков кукловождения

·        Тематический вечер развлечений «Колобок»

 

1 неделя

 

2 неделя

 

 

3 неделя

 

4 неделя

Апрель

·        Ознакомление с окружающим «Мы славяне. История возникновения сказочных героев: домового, водяного, лешего»

·        Самостоятельная театральная деятельность (сюжетно-ролевая игра «Театр»)

Пальчиковые  игры.

1 неделя

 

 

 

 

2-3 неделя

 

 

4 неделя

 

Заключение

·        Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.      

·        Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

·        Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

·        С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

·        Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

 

 

Список используемой литературы

 1. Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей старшей, подготовительной групп детского сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр. – М. «ВАКО», 2007г.

6. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

7. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – М. «Просвещение» 1982г.

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.

11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.