Экскурсии как средство развития коммуникативных функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Горбачева Елена Владимировна, библиотекарь

МБУК "ЦСДБ" г.о.Самара филиал 3

г.Самара


Общение – это необходимый обмен опытом, мыслями, знаниями, чувствами между людьми. Любому человеку нужно общение, если его нет, начинается депрессия, вызванная дефицитом эмоций, впечатлений; и человек, а особенно, ребёнок, начинает нуждаться в общении, как в пище или воде.

Взаимодействие ребёнка со сверстниками – это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста. Дети, особенно, дошкольного возраста активно интересуются друг другом, вступают в межличностные отношения, которые являются своеобразной школой социальных отношений. Кроме того, в отношениях со сверстниками ребёнок обогащает свой образ и образы других людей, развивается самосознание, формируется самооценка ребёнка.

Известно, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в общении. Основой общения является речь. Поэтому наличие общего недоразвития речи у детей, которое встречается очень часто, приводит к нарушениям межличностных отношений, а это, в свою очередь, создаёт серьёзные проблемы на пути их общего развития.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. В настоящее время, это расстройство встречается у большого количества детей.

У таких детей низка речевая активность, невысокий уровень развития игровой деятельности: беден её сюжет, игра имеет процессуальный характер. Они часто не умеют договариваться между собой, выразить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнёра и не могут согласовывать  ролевое взаимодействие. Для большинства таких детей характерна  крайняя возбудимость, в связи с чем игры, не контролируемые взрослым (учителем, воспитателем или библиотекарем), обретают  порой неорганизованные формы. Часто дети вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них  навыков совместной деятельности. Если дети выполняют общую работу по поручению взрослого, то каждый ребёнок стремиться сделать всё по-своему, не ориентируясь на партнёра, не сотрудничая с ним. Это говорит о слабой ориентации дошкольника с отклонениями в речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Предпочитаемым видом коммуникации для детей с общим недоразвитие речи  является общение с взрослыми на фоне игровой деятельности. Однако у небольшой части детей явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанного в силу слабо сформированной  монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребёнок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа может длиться не более 5-7 минут.

Многие дети с недоразвитием речи фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки и назойливы в своих требованиях, т.ё. у них не сформирована культура общения.

Значительная часть таких детей старается отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

Многим таким детям свойственны пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. У них наблюдается низкая работоспособность. Такие дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сфере детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.

Так как же помочь ребятам с общим недоразвитием речи, научить их общаться, договариваться между собой, быть не просто активными, но и осмысленно вступать в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками?Как играть, познавать мир, становиться культурным, всесторонне развитыми, самодостаточными людьми? Куда же исчезло детское «почему», и как его найти?

И в этом нам поможет экскурсия! Но только нужно тематику подбирать с учетом тем  по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Преимущество экскурсий в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде обитания, а людей  - в сфере их деятельности.

И.П.Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с окружающими и с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений окружающей действительности на их организмы и чувства. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее.

« Расскажи мне – и я забуду! Покажи мне – я запомню! Дай мне сделать самому – и я всё пойму!» (К.Ушинский) Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе,  формируется понимание мира. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы и объектам труда людей. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствуют развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе,  бережное отношение к ней, любовь к книги, любовь к родному городу.

Виды экскурсий по содержанию:

1. Природоведческие экскурсии  - в парк, в лес, на реку, а также в зоопарк, ботанический сад.

2. Экскурсии, связанные с трудом человека (на стройплощадку, в сад, на булочно-кондитерский комбинат и т.д.)

3. Экскурсии в библиотеку, музей, на выставку, с целью воспитания эстетических чувств.

4. Ознакомительные экскурсии по улицам города, по достопримечательностям.

Для каждой экскурсии должна  определяться программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии проводить нужно по определённой системе. Организовывать их нужно на одни и те же объекты в разные времена года, для того, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. 

Цель таких экскурсий – знакомить детей с изменениями, происходящие в природе, весной от набухания почек, появления зелёных  клейких листочков, которые вкусно пахнут до осеннего листопада, и чтобы дети понимали причину происходящего в природе и обогащали словарь.

Сельскохозяйственные экскурсии  нужно проводить для ознакомления с отдельными видами труда, профессиями, орудиями труда (инструментами).

Экскурсии в музей, библиотеку, по городу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомство с его историей.

Экскурсия будет успешной только при условии тщательной подготовки. При планировании экскурсии точно должна определиться цель и тема, конкретизируется программное  содержание, намечаются объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, нужно учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута, необходимо договориться с людьми, которые за 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. Уточняется маршрут, находятся нужные объекты. После этого намечается последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; установить, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Предварительное  ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, заранее подбираются стихи, загадки, пословицы. За несколько дней до экскурсии проводится с детьми небольшая беседа, цель которой – вызвать интерес к предстоящему занятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии; в ходе беседы сообщается её цель. Дети должны знать, куда  пойдут, зачем, что нужно собрать. 

В ходе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия у детей должна появиться осознанность в выполнении заданий, уверенность в себе. Они учатся общаться и обсуждать увиденное.