Организация сюжетно-ролевой игры «Семья»

для детей дошкольного возраста в логике ФГОС ДО

Сыслова Е.С., воспитатель

Давыдчева Е.Г., воспитатель

Каргина Е.М., воспитатель

МБУ детский сад № 48 "Дружная семейка" г.о. Тольятти

Самарская обл., г.Тольятти


1. СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ

Родители осознают значимость  сюжетно-ролевой игры для развития ребенка дошкольного возраста, но зачастую испытывают неумение или нежелание играть вместе с детьми. Дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, их игровые действия однообразны, игровые сюжеты обеднены.

 

2. ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.

В то же время современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со cвоей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия. Можно сказать, что ролевая игра является зеркалом общества.

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимый опыт, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат (п. 1.4, п..2.5 ФГОС ДО). Известно, что именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта,  эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, реализации  потребности воздействия на мир.

Важно отметить необходимость взаимодействия  ДОУ и семьи при организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Поэтому от педагога требуется не только умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, но и  уделять  внимание повышению уровня педагогической грамотности родителей (законных представителей).

 

Миссии: Формирование у ребенка положительного отношения к другим людям и самому себе, к окружающему миру, через сюжетно-ролевую игру «Семья», с целью предотвращения деформации процесса социализации, а также  обобщения представлений родителей о значении сюжетно-ролевой игры в условиях семьи, ознакомления их с педагогическими технологиями организации игр. 

 

Цель и задачи

ЦЕЛЬ:  Способствовать развитию коммуникативных способностей детей посредством сюжетно-ролевой игры «Семья»

Задачи:

·     Изучить нормативно-правовые документы и методическую литературу по теме;

·     Найти наиболее эффективные способы решения  данной  проблемы;

·     Мотивировать детей к игровой деятельности; формировать умение выполнять игровые действия согласно замысла игры, выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

·     Создать необходимые условия для игры во взаимодействии с родителями (обновить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья», добавить предметы-заместители, маркеры игрового пространства );

·     Уточнить и систематизировать представления родителей о специфике сюжетно-ролевой игры, ее  значении для развития ребенка дошкольного возраста,   необходимости осознанного подхода к выбору и приобретению игрового материала.

·     Создать предпосылки и условия для сближения родителей и детей в игровой деятельности.

 

 

 


Команда и схема обязанностей

КОМАНДА

Участник (заинтересованное лицо)

Знак заинтересованности участника:

+ - положительный

-  - отрицательный

Интерес участника

1.      

Педагог

+

Систематизация материала по сюжетно-ролевой игре «Семья». Об общение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОУ.

2.      

Дети

+

Игровое общение, проявление инициативы в игре.

3.      

Родители

+

Заинтересованность  родителей к совместной активной деятельности с детьми. Инициативность и творческий  подход в реализации проекта

 

 

Участник

Командные роли

Обязанности

1

Родители

инициаторы

Принимают активное участие   в проведении мероприятий  ДОУ для расширения знаний в организации совместной деятельности. Подсказать и показать ребенку более сложную модель поведения, поднять непростую проблему и помочь найти выход.

2

 Педагоги

организаторы

Обеспечить повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной проблеме.

3

Воспитанники

участники

Формирование умения выполнять игровые действия, согласно замысла игры. Более широко и творчески использовать в играх представления об окружающей действительности, впечатления о произведениях литературы и т.д.

                                 

Критерии конечного результата

Ожидаемый результат

·     Дети научились  выполнять игровые действия, согласно  замыслу игры, выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников, охотно принимают участие  в сюжетно-ролевой игре «Семья»;

·     Возросла  степень участия родителей в различных мероприятиях ДОУ

·     Созданы необходимые условия для игры, во взаимодействии с родителями (обновлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья», добавлены предметы-заместители, маркеры игрового пространства)

 

Критерий

Показатели

У родителей актуализируются представления о специфике сюжетно-ролевой игры, ее значимости для развития личности ребенка дошкольного возраста  

 

Знакомы с новейшими педагогическими технологиями организации сюжетно-ролевой игры дошкольников, новинками  специализированной методической литературы по данной проблеме

Знакомы с методами и принципами организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, направленной на создание необходимых условий, способствующих  развитию игровой деятельности в условиях семьи.

Знакомы с новейшими педагогическими технологиями организации сюжетно-ролевой игры дошкольников, новинками  специализированной методической литературы по данной проблеме

Знакомы с методами и принципами организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, направленной на создание необходимых условий, способствующих  развитию игровой деятельности в условиях семьи.

У детей сформированы навыки доброжелательного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

 

Принимают игровые задачи, поставленные сверстниками, доброжелательно договариваются о предмете и сюжете игры.

Проявляют  самостоятельность в  организации сюжетно-ролевой игры.

Реализуют решение  репродуктивных и инициативных игровых задач.

 

Иллюстративные материалы

Досуг-развлечение для родителей и детей «Вечерние посиделки»

Цель:

Поднять эмоциональный тонус детей и родителей. Познакомить детей с русскими народными обычаями, бытом. Развивать умение действовать в команде. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, умение работать с разными материалами.

Оборудование:

Атрибуты для соревнований: верёвки, прищепки, ориентиры, ходули, «моталки». Нитки шерстяные, ножницы, пооперационные карты «Нитяная кукла».

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, знакомство с бытом славянских семей, с народными костюмами, обычаями, беседы о семье, рисунки семьи, составление вместе с родителями «семейного» дерева.

Ход досуга.

(Все собираются в круг, дети рядом с мамами и папами) .

1. Что такое посиделки?

Ведущий: Зимой, длинными, долгими вечерами, когда все дела были сделаны, собирались все в одной избе на посиделки. Что же это такое? Чем они занимались?

Всем и старикам и молодым находилось занятие. Бабушки и мамы пряли пряжу, штопали одежду, шили, вышивали, мужчины плели лапти, латали сети, готовили инструменты для весеннего посева. Юноши и девушки помогали старшим, а дети играли. Часто старики рассказывали разные истории, сказки, загадывали загадки, все вместе пели песни. А бывало, и играть начинали в подвижные игры. Вот и сегодня мы собрались на посиделки.

Расскажите, гости дорогие, чем вы дома занимаетесь вместе с родителями?

(дети и родители рассказывают)

Ведущий: Отец - глава и кормилец семьи. Мать - хранительница очага - целыми днями она хлопочет по хозяйству: на ней дом, двор, огород, полевые работы, да ещё и с ребятишками нужно побыть. Давайте для мамы песню споём.

(Песня для мамы «Мама-солнышко моё») .

2. Отгадай сказку

Ведущий: Всё мамы и папы  для вас делают, а по вечерам читают ли вам сказки, вот сейчас мы узнаем, кто больше всех сказок знает.

(Ведущий зачитывает отрывки из сказок, а дети должны назвать сказку, родители помогают) .

Ведущий: Молодцы, много сказок знаете, а теперь посмотрим, какие вы ловкие.

 

3. Конкурсы, подвижные игры (аттракционы) .

1) «Веретено»

Папа– капитан, команда 5-6 человек. Капитан пробегает вокруг ориентира сначала сам, затем с одним ребёнком, затем с двумя и т. д. Правило – не отпускать руки во время бега.

2) «Повесим и снимем бельё»

Друг за другом вешают – взрослые, снимают - дети

3) «Мотальщица»

По 2 человека с каждой стороны, чья команда первой домотает веревку до середины.

4. Конкурс «Отгадай загадку»

Ведущий: Хорошие спортсмены, а теперь отдохнём и загадки друг другу загадывать будем, дети – родителям, а родители – детям.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Кто носки внучатам свяжет

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? —

Это наша. (бабушка)

Поскорее мне скажите,

Что за мяч из мягких нитей?

Он похож на колобок

С длинным хвостиком. (клубок)

Был толстяк когда-то в моде,

Славу заслужил в народе.

Выдыхая жаркий пар,

Чай готовил. (самовар)

Можно в нем носить цветы

И орехи, и грибы.

Потрудись-ка ты немножко —

Из лозы сплетешь. (лукошко)

5. Мастерим нитяную куклу

Ведущий: Сколько мы сегодня вместе сделали: песни пели? Играли? Сказки и загадки загадывали? А, сейчас помастерим. Мамы всегда заботились о своих детях, и делали для них игрушки, а сделанная с любовью игрушка становится оберегом – защищает от беды и неприятностей.

 

(Дети вместе со взрослыми изготавливают куклу) .

Ведущий: Ну что, вам понравились наши посиделки? Я думаю, что мы с вами ещё встретимся на них и будет ещё интереснее.

 

Сюжетно-ролевая игра в детском саду «Семья покупает полезные продукты»

Цели игры:

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

 формировать умение выполнять игровые действия согласно замысла игры, выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников реализовывать и развивать сюжет игры.

Побуждать детей использовать слова-названия полезных продуктов, диалогическую речь в ходе игры.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре.

Закрепить ранее полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании.

Подготовка к игре:

1. Беседа «Как мы проводим выходной день»; составление рассказа из личного опыта.

2. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья»: Е. Благинина «Алёнушка», Александрова «Мой мишка», А. Л. Барто «Младший брат».

3. Изготовление предметов-заместителей.

Игровой материал:

Игровые комплексы «Магазин» и «Дом», корзина для покупок, игрушки-муляжи продуктов, кассовый аппарат, деньги, кошелек, сумка, коляска с куклой, сумка.

Игровые роли:

Продавец, мама, папа, бабушка (воспитатель).

Словарная работа:

Будьте добры, мы хотим купить, возьмите, пожалуйста, покупки, полезные продукты.

Примерный ход cюжетно-ролевой игры:

Бабушка (воспитатель) говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей - взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу - погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь. Далее предложить детям самостоятельно развить  сюжет.

 

Предложить обыграть проблемные ситуации: «ребёнок не хочет вовремя ложиться спать», «мама спешит на работу и не успевает закончить домашние дела».