Театрализованная деятельность как средство развития речи

у детей раннего возраста

Ежова Наталия Геннадьевна, воспитатель

МАДОУ Детский сад "Росинка" Детский сад №1 "Солнечный"

город Новоуральск, Свердловской области


Актуальность

 

В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития».

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания.

Образовательная область «Речевое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

В современном обществе возрастает тенденция «дефицита» общения между родителями и ребёнком. Родители уклоняются от всех контактов с ребенком, кроме «деловых» накормить, переодеть, уложить спать и т. д. В этих случаях у них всегда находится множество причин не заниматься ребенком и предоставить его самому себе - усталость после работы, необходимость отдохнуть, масса всяческих домашних дел. Обычно им удается довольно быстро убедить самих себя в том, что именно эти причины и не позволяют им уделить ребенку какое-то время, кроме самого жесткого минимума. Эти причины - сами по себе вполне реальны: все устают после трудового дня, после очередей в магазинах, после уборки, стирки и других дел по дому. Однако важно понять, что общение с ребенком нельзя откладывать до того момента, когда все дела будут сделаны. К. В. Бардин считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей». Важной заботой семьи должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, речевых способностей ребенка. Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.

Актуальность работы состоит в том, что совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития, получения должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.

Актуальность исследования позволили сформулировать тему данного проекта следующим образом: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста».

Работая с детьми раннего возраста, я, заметила, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр»,  сюжетами которых служат хорошо известные сказки, потешки. Размышляя над вопросом о развитии речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

 

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учимся играя.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

      Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

 - воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

 - заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Театрализованная деятельность помогают всестороннему развитию ребенка. Задача воспитателя - раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.

Театрализованную игру можно разделить  на две группы: драматизации (игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо, импровизация)   и режиссерские.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта).

В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Привлекая внимание родителей к театрализованным играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями(Козлова С.А., Куликова Т.А.).

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

 

Цель проекта:проектирование и реализация деятельности воспитателя по развитию  речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

Работа с детьми:

Способствовать развития творческой и речевой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

Способствовать активизации словаря детей, интонационного строя, совершенствовать звуковую культуру речи.

 Создать условия для развития у детей интереса к театрально-игровой деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Познакомить с проектом.

Помочь родителям осознать важность развития  речи детей в раннем возрасте.

Составить и реализовать план совместных мероприятий.                   

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную театрализованную деятельность с ребёнком в домашних условиях.

Ожидаемый результат:

Для детей:

Владеет активной речью, как средством общения.

 Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных  играх.

Для родителей:

Повышение педагогической культуры родителей;

Заинтересованность семьи в сотрудничестве с ДОУ по вопросам развития и воспитания детей.

Вид проекта:ролево-игровой,творческий

Продолжительность проекта:средносрочный

Реализация проекта: апрель – май 2018 г.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Уровень реализации проекта:Данный проект реализуется на базе детского сада № 1 «Солнечный» МАДОУ детский сад «Росинка» в группе детей раннего возраста «Малышок».

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – практический

3 этап –  заключительный

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

Задачи:

Вызвать интерес детей и родителей к предстоящей деятельности;

Мотивировать творческую активность семей воспитанников.

Работа с детьми:

 

Мероприятие

Цель мероприятия

1.

Театр сказки «Теремок»

Обыгрывание сказки с персонажами настольного театра.

Формирование умения  внимательно слушать сказку, наблюдая за действиями педагога; проговаривать с педагогом персонажей животных.

2.

«Подарки от курочки рябы»

 Сказка «Курочка Ряба», Пальчиковый театр.

Формирование умения  внимательно слушать сказку, наблюдая за действиями педагога; проговаривать с педагогом персонажей.

3.

«Жил-был зайчик»

 «Заинька, походи» (хоровод)

 

Поддержание интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствование двигательной активности в играх со стихотворным сопровождением.

Работа с родителями:

Мероприятие

Цель мероприятия

1

Беседа «Театр и дети» о целях и задачах проекта

Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта.

2

Консультация «Развитие речи у детей 2 – 3 лет, посредством пальчиковых игр.

Ознакомление родителей с различными играми, для использования их с
детьми дома.

3

Консультация: «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста».

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах театрализованной деятельности и развития речи.

 

2 этап. Практический

Задачи:

1. Способствовать  развитию творческой и речевой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Формировать  умение  имитировать характерные движения сказочных животных (интонация, мимика, жесты).

3.Спсобствовать активизации словаря детей, интонационного строя, совершенствовать звуковую культуру речи.

4.Формировать желание помогать, сопереживать персонажу, доброжелательно относиться друг к другу.

5. Привлечь родителей к изготовлению персонажей театра совместно с детьми.

Работа с детьми:

 

Мероприятие

Цель мероприятия

1

 «Веселые гуси»

1.Обыгрывание потешки «Жили у бабуси».

2.Подвижная игра «Гуси-гуси». 

Побуждать детей эмоционально реагировать на происходящие действия, принимать активное участие в игре, проговаривая слова.

2

Сказка «Лиса и заяц»

Ознакомление детей со сказкой в исполнении персонажей театра картинок на фланелеграфе.

3

Сказка «Колобок»

Познакомить детей со сказкой в исполнении персонажей пальчикового театра, поддерживать стремление принимать участие в представлении, подпевать персонажу.

4

Сказка «Репка»

Показ сказки с персонажами настольного театра с помощью детей.

5

Сказка «Репка»

Обыгрывание русской народной  сказки детьми.

Работа с родителями:

Мероприятие

Цель мероприятия

1

Мастер класс по изготовлению настольного театра

Привлечение родителей к изготовлению персонажей сказок своими руками.

2

Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, масок. 

Улучшение детско-родительских отношений

3

Фотовыставка «Мастерим театр дома»

Представление работ. Обмен опытом.

3 этап. Заключительный.

Задачи:

Сформулировать выводы по итогам реализации проекта.

            Работа: Подведение итогов деятельности в рамках проекта.

Сбор необходимой информации и её оформление.

Фотоотчёт.

Выставка театров.

В нашем театрализованном уголке имеются различные виды театров, большинство которых сделаны своими руками с привлечением родителей; маски для обыгрывания сказок. Театрализованную деятельность мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры весёлыми и живыми. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой деятельности. Для показа детям инсценировок по сказкам («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц» используется театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек, пальчиковый театр.

Дети в восторге от театрального уголка. Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе. М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка. И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, останется у наших воспитанников навсегда. 

Литература

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург: Ажур, 2016. – 23 с.

2. А. Щеткин. Театральная деятельность в детском саду.  Изд.: Мозаика-Синтез 2008г.

3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.      М., 2000.

4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.