Реализация стандарта нового поколения. Развитие творческой личности дошкольника средствами музыки в аспекте с ФГОС ДО

Ярцева Юлия Владимировна, музыкальный руководитель

СП "Детский сад №6" ГБОУ СОШ №3 г.Сызрани

город Сызрань


Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе дошкольного образования. 

Не случайно в ФГОС ДО образовательная область  представлена как «Художественно-эстетическое развитие».

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития личности. Всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса, а музыка  как один из видов  искусства, быстрее находитдорогу к сердцу ребенка,побуждает его к самовыражению, активно воздействует на развитие воображения и является наиболее благоприятным искусством для развития творческой личности.

Цель работы музыкального руководителя:
Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие
музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Круг задачмузыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов, и самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Мир детства – особый мир сказок, творческих фантазий, любимых песенных мелодий. Музыка воспринимается ребенком как эмоция, образ. Очень важно вовлечь ребенка в волшебный мир музыки, увлекательную игру, будить фантазию.  Развивать творческие способности надо постепенно, поэтому небольшие творческие задания начинаю давать с младшего дошкольного возраста.

Начиная с младшего возраста, в котором у детей очень своеобразное исполнение песен (песенно-речитативное интонирование), на начальном этапе использую самые простые распевки: «Ау», «Ку-ку», «Кап-кап». Такие типы интонирования распевок являются предмузыкальными, они подготавливают детей к переходу, постепенно подводит к творческой вершине. Часто использую инсценирование песен, которые оживляются мимикой и жестами детей. Дети с большим удовольствие выполняют ритмико-двигательные движения под пение. Чтобы  заинтересовать детей, в самых младших группах, обыгрываю песенку игрушками. Для детей старшего возраста, создала папку с упражнениями и атрибутами для пения.

Каждый приход детей в музыкальный зал  – это маленький праздник для ребят, где есть всё: слушание, движения, пение, игра, которое тесно взаимодействованы между собой. Но для проявления творческого начала у детей необходим большой объём музыкальных впечатлений, развития активного восприятия музыки.

 

Считаю, что развитие воображения, творчества, напрямую связано с развитием активного восприятия музыки. Поэтому большое внимание уделяю слушанию музыки, которое я выстраиваю в виде калейдоскопа заданий. После прослушивания и словесного разбора пьесы или музыкального фрагмента, прошу ребят передать движениями воображаемые миниатюры под прослушанную музыку. А так же под красивую мелодию сама даю задание исполнить «Танец Кошечки», «Танец Розы» и другие. Предлагаю детям платок и после прослушивания музыки, они должны движениями и мимикой изобразить бабочку, лису, принцессу… Благодаря таким заданиям, у детей активно развивается творческое воображение. Контрастные сопоставления музыкальных произведений обостряют слуховое внимание, заинтересовывают детей. Предлагаю детям карточки с веселым и грустным настроением или контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений.
 Работу над танцевальным творчеством начинаю с выполнения простых движений и  переплясов. Затем предлагаю детям придумать отдельные элементы, соответствующие характеру музыки, а потом и целые композиции и сюжеты. Важно обращать внимание детей на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно подготавливать  их к развёрнутой композиции танца. Дошкольникам очень нравится сочинять движения,  они проявляют  в этом  большую творческую  активность. Далее организую игру-соревнование, деля группу на две команды,   предлагаю под музыкальное сопровождение придумать танцевальные движения.
С большим интересом дошкольники играют в музыкально — дидактические игры. Мои наблюдения за игровой деятельностью детей дошкольного возраста показали, что в отличие от младших дошкольников,  дети старшего возраста могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры, проявлять способность к импровизации.
Речевые игры - наиболее доступное и первейшее средство предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация - это словесная фантазийная игра, которая выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Затем дети образовывают различные комбинации из цепочки слов, ритмично произнося текст. Игры с именами дают возможность ребёнку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребёнку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется всеми. Дети любят играть в такие игры, часто придумывают их сами.
         В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов.  Музицированиеобладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним относятся: способность к импровизации, спонтанность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать друг с другом.
Метод элементарного музицирования предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, даёт мне возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей и творческой личности ребёнка.Основной целью занятия является не столько развитие техники игры на орф-инструментах, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности. Инструменты К.Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха, развивают чувство ритма, чувство метра, ощущение динамики, словом, свою природную музыкальность. 
На музыкальных занятиях я прививаю детям с раннего возраста здоровый эстетический вкус, а надежным материалом для достижения это цели послужил мнефольклор. Он включает в себя богатство художественных и бытовых видов деятельности. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение: это развитие речи, изобразительная деятельность, хореография, ознакомление с  окружающим миром. Фольклор способствует развитию творческой деятельности, импровизации, позволяет полнее раскрыть личность ребенка.
Самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр. Знакомство детей с произведениями искусства должно начинаться с раннего дошкольного возраста (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би-ба-бо).
Учитывая новые требования  к взаимодействию ДОУ с семьей, я внедрила формы работы с родителями с целью развития творческой личности дошкольника. Провожу индивидуальные беседы с родителями и консультации, вовлекаю в музыкально-образовательный процесс (участие в них), совместная культурно-досуговая деятельность (участие в праздниках, исполнение ролей).
Наш мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети, меняется современное образование. Оно станет продуктивным только с тем условием, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учётом их особенностей, потенциала и возможностей.