Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре «Каша – мать наша»

( старшая группа)

Черникова Елена Викторовна, инструктор по физической культуре

МБДОУ детский сад "Березка"

Алтайский край, Шипуновский район, с.Шипуново


Образовательная область –  «Физическое развитие»,  «Познавательное развитие»

Возрастная группа  - старшая   группа, 5- 6 лет

Тема: «Каша - мать наша»

Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности:

1. Тема НОД: «Каша - мать наша»;   возраст детей 5- 6 лет.

2. Цель: формирование  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

                                                 
Образовательные    задачи:

- формировать у детей представления о пользе каши;

- закреплять у детей умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп;

- совершенствовать равновесие, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Развивающие     задачи:

         - развивать мышление, воображение через  загадки, стихи, пословицы;

- развивать интерес к физической культуре.

Воспитательные   задачи:

         - воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;

- воспитывать привычку сохранять правильную осанку;

- побуждать включаться в совместную со взрослыми игровую деятельность;

- способствовать проявлению положительных эмоций.

3. Материалы и оборудование:  макет - горшки каши, гимнастические скамейки, мешочки с песком и крупой, обручи, аудиозаписи, мультимедийное оборудование, пакеты с крупой по количеству детей.

4. Формы и методы: сюжетно-игровая форма, словесный, наглядный, практический методы.

 

1.  Организационный момент

- Настроить детей на участие в НОД:   введение в игровую ситуацию.

- Акцентировать внимание на том, что каша полезна для здоровья.

- Учить двигаться в соответствии с заданным темпом.

- Создать доброжелательную атмосферу.

Деятельность детей

              Деятельность педагога

          Примечание

Дети заходят в зал, строятся в шеренгу.

 

 

Ответ детей: повар.

 

 

 

 

 

 

Ответ детей: каша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения по сигналу педагога.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас пройдет необычное занятие.

 

 

- Посмотрите внимательно на  мою одежду и скажите, кто в детском саду носит такую форму и пользуется такой большой поварешкой?

А ну-ка, ребятки загадку отгадайте!

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? 

 

- Сегодня вы узнаете - чтобы  быть здоровыми, надо не только заниматься физкультурой, но и кушать кашу.

- Каша – традиционное блюдо русской кухни. Само слово «каша» в древнем значении означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна. Каша всегда занимала важнейшее место. Отсюда и пословица: «Каша – мать наша».

Что на завтрак? Снова каша!

Ох, не любит ее Маша,

Набивает полный рот,

А в живот все не идет.

Что же делать? Как же быть?

Без нее ведь не прожить:

Ловкость, силу придаёт,
Так что, отправляйся в рот!

- Я очень люблю кашу, а еще люблю ее готовить, и  сегодня  мы узнаем, из каких круп варятся каши. А вы будете  моими помощниками, но для начала нам надо размяться.

 

- Повернулись направо. Под музыку шагом марш.

- Ходьба  в колонне по одному.

- Ходьба на носках, руки за голову.

- Ходьба между «горшочками» «змейкой».

-  Легкий бег на носках.

-  Переход на обычную ходьбу.

Педагог  в одежде повара, с поварешкой в руках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит музыка для ходьбы и бега.

Указание: Спину держать прямо.

Расставляет  «горшочки».

 

2. Основная часть занятия

Данный этап предполагает:

Постановка задач:

- Расширить представления о пользе различных каш.

- Закреплять умения четко принимать различные исходные положения.

- Закреплять основные правила выполнения упражнений.

- Учить соблюдать правила игры.

- Упражнять в сохранении равновесия на ограниченной  площади опоры.

- Упражнять в метании в вертикальную цель.

- Учить  детей  доброжелательности, умению   играть вместе.

Методы проведения: показ выполнения упражнений, игровой метод.

Основные формы работы: подвижная игра, совместная деятельность.                                                                       

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят полукругом.

 

 

 

Ответ детей: овсяную.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения по сигналу педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей: гречневую.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают  мешочки с песком  на ощупь.

Дети встают в колонну.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей: рисовую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают на заранее наклеенные  кружки.

 

 

 

Дети выполняют движения.

- Вот я и убедилась, что вы все готовы к работе.  В давние времена кашу готовили в русской печи в глиняных горшках. Посмотрите, у нас три горшочка, в них варится каша. Я открою первый. Посмотрите и догадайтесь, какая каша получится из этой крупы?

- Это может показаться удивительным, но все то, что необходимо нашему организму, содержится в овсяной каше.                    

Кушай кашу «Геркулес»,

Это чудо из чудес,

Кушай, станешь силачом,

Любая гиря нипочём!

- И сейчас мы проверим, какие вы сильные.

Общеразвивающие упражнения:

1. И. п.: ноги на ширине ступни, руки в стороны. 1 - сжать кулаки, согнуть руки  к плечам, 2 – руки вверх, 3 – руки к плечам,  4 – вернуться в и.п.. (5-6 раз).

 

2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, перед грудью. 1- наклон,  правым локтем коснуться правого колена, 2 – вернуться в и.п.  То же к другому колену (5 – 6 раз в каждую сторону).

 

3. И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. 1-3 – пружинистые приседания, руки вперед, 4 -  вернуться в и.п. (5 - 6 раз).

 

4. И.п.: ноги параллельно, руки на поясе. 1- поднять прямую правую (левую) ногу, хлопнуть в ладоши под коленом, 2 – вернуться в и.п.  (6 раз)

 

5. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1-2 – повернуться вправо, правую руку отвести в сторону, 3 - 4  - вернуться в и.п. (5- 6 раз в каждую сторону).

 

6. И.п.: основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – 8 - прыжки на правой и левой ноге под счет педагога в чередовании с ходьбой на месте.

 

5. И. п. стоя. Упражнение на дыхание.

Вдох – руки к груди,

Выдох – руки в стороны.

 

- А  давайте откроем второй горшочек.  Какую кашу мы сварим из этой крупы?

Гречневая каша - самая полезная и богатая  витаминами, необходимыми для растущего организма. Употребление гречки заряжает энергией на весь день.

С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.

- Сейчас подойдите ко мне,  я вам приготовила два вида мешочков, одни с крупой, другие с песком.

Выберите  те мешочки, в которых песок. 

 

И встаем в колонну друг за другом.

 

Основные  виды движений:

1. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки в стороны.

2. Метание мешочка в горизонтальную цель правой и левой рукой.

- Молодцы, ребята. Справились с заданием.

 

- А у нас еще один горшочек остался не открытым. Какую кашу мы сварим из этой крупы?

-  Каши из риса богаты углеводами и являются источником энергии. Люди, которые едят рисовую кашу,  становятся умными и сильными.

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые  тверды,
Но налей в чугун воды,
Да поставь на огонёк,
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко,
И берись за ложку.

- А давайте  поиграем. Игра называется «Сорока - белобока».

Сейчас мы встанем на кружки вокруг горшочка. Я буду называть разные продукты, если они подходят для приготовления каши, делаете маленький прыжок вперед, если  не подходят – стоите на месте.

                               

Игра

Сорока - белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко…(да)

Куриное яйцо…(нет)

Крупа манная…(да)

Капуста кочанная…(нет)

Соленый огурец…(нет)

Мясной холодец…(нет)

Сахар да соль…(да)

Масло топленое…(да)

Рыбка соленая…(нет)

Клубничное варенье…(да)

Бисквитное печенье…(нет)

-  Молодцы, ребята,  все сделали правильно. Вот наша каша и готова. 

Около стены стоят макеты горшков каши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит песня «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

 

Указание: Ноги в коленях не сгибать.

 

 

 

 

Указание: Спинку держать прямо, голову не наклонять вниз.

Указание: Ногу держать прямо, не сгибать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указание: Сделать вдох носом, выдыхать через  рот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит спокойная музыка.

Педагог расставляет оборудование.

Указание: Старайтесь, чтобы мешочек не упал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключительная часть занятия

- Формы  достижения поставленных целей: выход из игровой ситуации.

- Методы достижения  поставленных целей: наглядный, практический.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 

 

 

 

Ответы  детей: Манная, пшенная, перловая и т.д.

- Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным.  Не зря говорят  «Каша – мать  наша». 

- Какие еще вы знаете каши?

Каша нам нужна для силы,
Чтобы  были мы красивы.
Каша – чтобы умным быть,
Что ещё нам не забыть?
Каша, чтобы не болеть,
Чтобы делать всё уметь.
Вроде я про всё сказала.
Не бывает каши мало!

 

- Ребята, мы живем в сельской местности, в Шипуново. У нас выращивают много зерновых культур, а в крестьянском хозяйстве «Роса» их перерабатывают и готовят крупы, которые я вам хочу подарить. Дома мамы приготовят вам вкусную и полезную кашу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 1 – Шипуново.

 Слайд  2 –  зерно

перерабатывающий комплекс «Роса».

Дарит детям пакеты с крупой.