Широкая масленица

Васильченко Людмила Викторовна, воспитатель

МБДОУ №60

г.Магадан


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя»

Ш. Амонашвили

 

В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимают значение труда на благо общества и осознанно ищут свое место в жизни. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, декоративно-прикладном творчестве, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие и патриотизм.

 

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: 

Знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре.

 

ЗАДАЧИ:

 Развивающие

·       Дать общее представление о народном празднике «Масленица», о его обрядах и традициях;

·       Развивать творческие способности учащихся.

  Обучающие

·         Познакомить участников мероприятия с технологией изготовления традиционной куклы-масленки;

·         Научить изготавливать простейшую народную куклу-масленку.

  Воспитательные

·         Воспитывать чувство любви и уважения к прошлому своей Родины, к народной музыке, культуре и традициям, нравственным ценностям русского народа;

·         Создать атмосферу доброжелательности, комфортности в общении;

·         Создание сплоченного детского коллектива.

 

Новизна данной методической разработки в том, что в ходе проведения мероприятия «Масленица» его участники сами изготавливают себе кукол-масленок.

Мероприятие проводится для педагогов детского сада, родителей

 

Место проведения – музыкальный зал

 

Предварительная подготовка

·          Разучивание песен, частушек, масляничныхзакличек;

·          Изготовление костюма кукле - масленице; поделок – подарков для гостей

·          Подготовка реквизита: поделки совместные детей и родителей, чучело масленицы, украшенные ленточками и колокольчиками, национальные платки и реквизиты в традициях русского праздника: инструменты, посуда, костюмы

·          К празднику пекутся блины.

Оборудование: 

Инструменты, музыкальный центр, самовар, чашки, блюдца.

Оформление зала: 

Зал празднично украшен в народном стиле, оформлен предметами народного быта.

Музыкальное оформление: 

Используются музыкальные произведения: И.П.Чайковского «Прощай, масленица», русская народная песня «Блины», в обработке Абрамского, произведения русского фольклор, русские народные за клички и потешки.

 

Продукт проекта: сценарий праздника, совместные поделки детей с родителями, картотека игр,закличек к празднику, буклет рецептов блинов, фотоальбом «Широка Масленица».

Проект для старшей группы детского сада

«Широка масленица»

Авторы:

Воспитатель Васильченко Л.В.-1 кв.к.-стаж работы 9 лет

Воспитатель Стольмакова Е.В.-1 кв.к.-стаж 10 лет

Учитель-логопед Бурцева В.В.- высшая кв.к.-стаж работы 20лет

Музыкальный руководитель Беликова Л.М.- в.кв.к.- стаж 40 лет

Место работы: МБДОУ №60

 

Тема: «Широка масленица»

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Актуальность проекта: 

         Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми. 

         Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям. 

 Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

 

Цель работы: 

 Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

 

Задачи:

1.     Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской

культуре в семье.

 

Участники: дети старшей  группы, воспитатели, музыкальный руководитель,  учитель-логопед, родители.

 

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, кратковременный

 

По уровню контакта: муниципальный

 

По содержанию: ребёнок – традиции – общество – семья

 

Условия реализации: детский сад, семья.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение интереса к традициям русского народа. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

 Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории

Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы»

 

Оборудование, материалы:

«Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы  Зимы и Бабы Яги. Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.

«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи.

Видео-фильм «Смешарики – Масленица».

Электронная презентация «Широкая Масленица».


Iэтап. Подготовительный:


Создать условия для формирования интереса к празднику.

 (Наблюдения за изменениями в природе).

 

Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

 

Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.Беседа: «Как на Руси весну встречали!».Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т.д..

Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).

 Заучивание, стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна».

 Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Знакомство детей с пословицами о масленице и т.д..


Начать формирование игротеки народных игр

 Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка».Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле» и т.д.


Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

 

II этап. Практический:

Понедельник
«Встреча»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

 - беседа «Что за праздник, Масленица?»

 - рассматривание альбома «Масленица»

 - поговорки про масленицу

- заучивание стихотворения «Масленица»


Вторник
«Заигрыш»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

 - беседа «Как отмечать Масленицу»

 - п/и «Горелки», «Звонарь»

 - хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

 - разучивание масленичных закличек.

 

Среда

 «Лакомка»

 Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

 - слушание песни «Песня блинам»

 - разучивание стихотворения «Про Масленицу»

 - слушание песни «Как на Маслянской неделе»

 - чаепитие с блинами в группе

 

Четверг

 «Разгуляй»

 Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен.

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

 - игры-эстафеты: 

 - «Перетягивание каната»

 - «Снежный тир»

 

Пятница

 «Посиделки»

 Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

 - лакомство блинами


III этап. Заключительный:

Проведение праздника «Проводы масленицы»

 Материалы к проекту:

 • Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей созначением и обычаями праздника).

 • Сценарий праздника: «Масленица»

 • Перечень народных игр, закличек.

 • Работы детей.


Используемая литература:

 1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

 2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

 3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

 6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

 

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.