Основы правового воспитания в детском саду

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ  "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


По извилистой дорожке

Шли по миру чьи - то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шёл малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети

О правах, что защищают их на свете.

Е.В.Соловьева

 

1.

Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребёнок верит в их любовь, доброе отношениеи очень надеется на их защиту.

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства, поэтому многие философы, мыслители в своих трудах поднимали проблему защиты детей. Так,  Антуан  де  Сент- Экзэпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В России вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в середине ХIХ  века. Тогда А.И.Стойкович в своей книге «О неблагоразумном ипревратномдомашнем воспитании» указывал на необходимость защиты прав ребёнка от жестокого отношения со стороны взрослых. А в 1881г. барон А.И. фон дерХовенактивно  хлопотал об устройстве в Санкт– Петербурге «Обществазащиты детей», выступая за создание общественной организации, которая содействовала бы соблюдению прав всех слоёв населения, в том числе и детей.

К сожалению, эти благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили должной поддержки и дальнейшего развития.  Однако уже в 1919году к этому вопросу обращаются сноваинаиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание Лигой НацийКомитета детскогоблагополучия. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребёнка, которая в 1923г. была принята Лигой Наций. Далее в 1990г.наше государство ратифицировало Конвенцию о защите прав ребенка, а в 1998г. в России Государственной Думой принимается Федеральный закон  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

И в настоящее время важность и актуальность данной проблемы нисколько не уменьшилась.

Последнее десятилетие ХХ века и начало ХХI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Поэтому здоровье нации, безопасность государства и будущее общества находятся в прямой зависимости от жизни подрастающего поколения. 





 

Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив генофонд нации? Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить. Нужно задуматься о будущем детей, если не хотим остаться в прошлом.

Дети без права – Россия без будущего!

Работая с родителями своих воспитанников, я пришла к выводу, что многие из них  не имеют даже элементарного представления о том, какими правами обладают их дети. Так по итогам проведенного анкетирования, можно сделать вывод о том, что всего 42,6% знают о правах детей, 35,5% знают о документах, регламентирующих и защищающих права детей,  считают, что детей надо целенаправленно знакомить с их правами – 24,9% (приложение 1).  

Знакомя детей с их правами, я убедилась в том, что вопросы правового воспитания интересны им. В связи с чем, я решила организовать систематическую и целенаправленную работу с детьми  своей группы и их родителями, помогающуюрешать вопросы правового воспитания.

 

2.

Проблема защиты прав детей уже давно существует во всём мире. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.Не одно поколение специалистов, педагогов, философов, социологов ставило перед собой вопрос: с какого возраста начинать знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО(1974г.), эту работу предлагается начинать ещё с дошкольного возраста. 

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении.В 2002 году было опубликовано пособие, разработанное группой исследователей под руководством  Т.Н.Дороновой «Защита прав и достоинства маленького ребёнка», где подробно изложены аспекты работы ДОУ с семьёй по обеспечению защиты прав маленького ребёнка. 

О проблемах знакомства самих детей с их правами, коснулась и профессор педагогических наук С.А.Козлова на одном из совещаний Московского Комитета образования, когда она подчеркнула, что это – сложная работа, которая только начинается и сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «права», которое ребёнку дошкольного возраста трудно осознать.

Е.В. Соловьева и Т.А.Данилина считают, что эту работу нужно  проводить  уже с детьми старшего дошкольного возраста и отмечают, что  в решении данной проблемы самым действенным приемом станет знакомая детям сказка, в которой отражаются определенные социальные явления.

Голицына Н.С. и Огнева Л.Д. считают, что ознакомление с доступными пониманию  старших дошкольников статьями Конвенции должно быть включено  в содержание раздела по ознакомлению детей с социальной действительностью.

Необходимо  знакомить  старших дошкольников с основами права,  сформировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, -  считает Т.В.Макарова, - что в





свою очередь, способствует и воспитанию главных нравственных качеств: справедливости, уважения, сострадания, доброжелательности, чувства собственного достоинства.

 В своей книге «Правовая культура дошкольников» Г.Ф.Ларионова рекомендует  отдавать предпочтение  поисковым, продуктивным  проблемным методам, таким как:  сюжетно-ролевые и подвижно-дидактические игры, наблюдения, индивидуальные и подгрупповые беседы, что помогает наиболее эффективно усваивать  нравственно - правовые аспекты.

Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник, С.Усачёв, Е. Соловьёва и др., которые  предлагают   использовать и другие различные формы организации детской деятельности. Например:занятия, экскурсии, развивающие  и творческие игры, аудиовизуальные средства, чтение художественной литературы и многое другое.

Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы  в международном и российском законодательстве и задача педагога  состоит в том, чтобы донести до сознания ребенка их содержание. 

Поэтому, на мой взгляд, для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, терпимости к другим людям и их правам педагогам ДОУ важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

 

3.

Считается, что современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Следовательно, важным аспектом в работе должно стать ознакомление ребёнка в доступной форме с его правами и пропаганде правовых знаний среди родителей.Для этого мною были определены основные  образовательные задачи в работе с детьми: 

 помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

 формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

 развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

Работу по развитию у детей представлений об основах правового сознания я начинала проводить с детьми старшего дошкольного возраста, так как к этому возрасту у детей уже складываются элементарные понятия о родных, близких людях, доме, семье. Они умеют  выделять себя из окружающего мира, как человека способного чувствовать отзывчивость, заботу, внимание и реализовывать права на дружбу.

Вся работа спланирована мною по основным направлениям - темам: «Мой дом, моя семья»,  «Быть здоровым – моё право»,  «Первые шаги в социальном мире», «Ребёнок и культура»(приложение 2 – перспективное планирование по возрастам).





 

Тема:  

«…Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо  расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

            (Из Конвенции ООН о правах ребёнка)

 

Работая  с детьмипо этой теме, познакомила с такими правами, как:«Дети имеют право навоспитание в семейном окружении», «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».В результате ребята понимают, что  любовь  и уважение к близким людям необходимы для человеческих взаимоотношений; получают представление о родственных связях; и, в конечном итоге, понимают значимость и необходимость заботы и защиты о них не только родителей, но и окружающих взрослых.

В беседахс детьми старшей группы:«Моя семья», «Все мы родные», «Родительский дом – начало начал», «Кто придёт тебе на помощь», «О происхождении фамилии» дети узнали о защите прав ребёнка членами его семьи и о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим, уважать их выбор. 

После чего на занятиях по рисованию, лепке дети самостоятельно отображали увлечения своей семьи, традиции, праздники, отдых.  С этой целью я проводила в группе фотовыставку «Отдыхаем всей семьей», где ребята делились тем, чем их семьи занимаются на отдыхе: ходят на природу¸ занимаются  спортом, поют песни, читают книги, организуют мини-представления.

Когда дети приносили альбомы с семейными фотографиями ирассказывали о каждом члене своей семьи, я заметила, что они испытывали гордость за своих родных и желание  поделиться своими чувствами с другими детьми о том, как их любят  в семье.

В повседневной жизни дети с интересом разыгрывают ситуации из их семейной жизни, играя в сюжетно- ролевую игру «Семья». 





В подготовительной группе продолжаю знакомить детей с этим правом, но с использованием проблемных ситуаций на материале знакомых сказок: обыгрываются проявления эгоизма (на материале сказки «Морозко», «Крошечка -Хаврошечка») - уважения прав и интересов других, жадности- щедрости  (сказки «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»), предлагаю детям  высказать своё  отношение к подобным проявлениям. Затем предлагаю детям инсценирование  сказок по знакомым сюжетам, например, как звери заботятся о своём потомстве на материале сказки  «Три медведя», «Дружная семья», «Воробьишко» М. Горький и т.д.

Большую роль при ознакомлении детей с правами имеет художественная литература. Поэтому постоянно читаю детям произведения: В.Осеевой«Сыновья», Ю.Ермолаева «Два пирожных», Е.Благининой «Посидим в тишине», А.Майкова «Мама и дети», Э.Шим «Не смей», Р.Гамзатова «У меня есть дедушкаи др.

Работая над данной темой, дети получают понятие о том, что семья – это любовь друг к другу, забота о близких, а родной дом – самое любимое и надёжное место на Земле. 

Это подтверждают и итоги диагностики: количество детей, которые усвоили материал -  85% в старшей группе и88,1% в подготовительной группе, что свидетельствует о среднем уровне развития правовой культуры у старших дошкольников  по данному разделу (приложение 3 - диагностика).

 

Тема: 

 

Следующая тема«Быть здоровым – мое право»знакомит детей с такими правами, как:  «Дети имеют право на медицинский уход», «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды», «Дети имеют право на отдых», «Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение».

В результате работы над темой дети осознают, что здоровье любого человека зависит от правильного питания, закаливания, в потребности двигаться, в заботе о своём здоровье, что в свою очередь, формирует  у них преставление о праве на здоровье и здоровый образ жизни. Этому способствуют такие формы работы с детьми, как беседы, например,  по темам: «Кто и как заботится о твоём здоровье», «Здоровая пища», «Скорая помощь»,«Если, что у вас болит, вам поможет Айболит»; дидактические игры:«Чей инструмент», «Что болит», «Для чего нужна аптека», «Медицинский кабинет», «Выйдииз





 

лабиринта по проблеме здоровья»; сюжетно- ролевые игры: «Аптека», «На приеме у врача», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница для зверей» и многое другое.

Давно известно, что художественная литература также обладает воспитательным и обучающим воздействием на развитие детей, поэтому я систематически использую её в своей работе.  Так, на примерах литературных героев в произведениях, например, К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А.Барто «Девочка чумазая», М.Зощенко «Глупая история», дети узнают, как звери или люди заботятся о своем здоровье и оказывают помощь больным. После прослушиванияаудиозаписей композитора П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Кукла заболела», дети высказывали свои сострадания кукле, отображалипрослушанноевсвоих рисунках -  рисовали грустную куклу, а после того, как к ней приходил доктор Айболит, кукла  выздоравливала – и уже была веселая.

Для закрепления полученных знаний о праве на здоровье и о том, кто  проявляет о них заботу, проводила экскурсии в детскую поликлинику, в аптеку, в медицинский кабинет детского сада. 

На занятиях: «Лесное приключение», «Сохрани своё здоровье сам», ребята познакомились с тем, что «Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду». 

Игра - развлечение: «Как выжить на необитаемом острове», помогла детям  сформировать представление о роли в жизни человека пищи и воды, в ходе игры ребята могли упражняться координировать свои действия в совместной деятельности. Поняли смысл того, что в экстремальной ситуации необходимо не паниковать, а мобилизовывать свои силы.

Рассказывая детям о пользевитаминов и их значении для здоровья человека, япроводила с детьми дидактические игры:«Угадай по запаху», «Определи на вкус», «Где живут витамины?», «Полезное – не полезное», «Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»,

 





 

«В нашем саду растут витамины» и др. После чегово время проведения КВН на тему: «Витаминный калейдоскоп», я с ребятами закрепила знания о том, как витамины влияют на организм человека, они смогли понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

В процессе работы над осознанием смысла такого права, как: «Дети имеют право на отдых» я объясняла им, что отдых необходим для сохранения здоровья, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья путём обеспечения условий для отдыха. Длячего провожу с детьми подвижные игры, спортивные развлечения и праздники. К этому привлекаю родителей. Совместно с ними летом организовали поход на стадион, где провели игры – эстафеты. В результате чего дети и взрослые получили заряд бодрости и хорошего настроения.

Для закрепления знаний  с детьми обсуждаем смысл пословиц, например: «Сделал дело – гуляй смело», «Делу время – потехе час».

В подготовительной группе познакомила детей с правом:«Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение».

С этой целью предложила прослушать сказку В.Катаева «Цветик –семицветик»,после чего, в ходе беседы по прочитанному, разъясняла детям о необходимости проявлять чувства к инвалидам – сопереживании, нужно уметь замечать боль других, вовремя помогать таким людям, никогда не проходить мимо чужой беды. Эти знания закрепляли в  играх- ситуациях, например, в игре «Цветик-семицветик», дети учатся загадывать  желания, исполнение которых помогло бы детям-инвалидам излечиться от своих болезней. Самые интересные ответы  предложили: Илья С.: «выпустить  волшебное лекарство», Юля П.: «вырастить волшебный цветик-семицветик и раздать  больным детям лепестки».

В нашей группе существует традиция, по которой ребенку, который заболел и не посещает детский сад, дети группы рисуют картинки, чтобы поднять ему настроение, которые мы передаем его родителям, что, на мойвзгляд также способствует проявлению  чувства заботы об окружающих больных людях.

 





В результате дети усвоили то, что один  добрый поступок влечёт за собой другие добрые поступки – источники добрых чувств.

Анализ диагностики ЗУН по теме показывает, что:83% детей старшей группы, 87% в подготовительной группе –23,3% детей усвоили материал на высоком уровне, на среднем –61,1%,нанизком–15,6%, что соответствует среднему уровню (приложение 3 - диагностика).

 

Тема: 

 

Содержание данной темы раскрывается  такими правами, как:«Дети имеют право на имя с момента рождения»,«Не подвергаться жестокому и небрежному отношению»,«Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы».

При ознакомлении дошкольников с правом: «Дети имеют право на имя с момента рождения»проводила такие дидактические игры, как: «Обратись по имени», «Назови ласково», «Раздаем имена», в результате которых дети получали представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении»; учила называть полным именем своих родителей, родственников, познакомила с понятием «отчество» и «фамилия».

Воспитывая интерес к прошлому, и развивая любознательность,  я проводила беседы: «Что значат наши имена», «О происхождении фамилий», из которых дети узнавали о том,  откуда появились некоторые фамилии, что значат их имена.

Прежде чем говорить о праве: «Не подвергаться жестокому и небрежному отношению», я с детьми подготовительной группы обсуждала, обыгрывала проблемные ситуации, например, в ходе беседы на тему: «Что ты будешь делать, если тебя обижают», многие дети отвечали: «расскажут взрослому» (Арина М.), «накажут обидчика» (Леня И.), «надо человеку объяснить, что так делать нельзя» (Влад Г.), «не обижаться на обидчика, а улыбнуться ему и предложить свою дружбу» (Яна К.) и др, в результате такой беседы ребята осознали, что никто не вправе их обижать и всегда найдутся такие люди, которые их защитят.

Детям очень понравился тренинг эмоций, когда они изображали героев литературных произведений. Например: показывали с помощью жестов, мимики и пантомимики передать эмоциональное состояние гнев Дракона, злость волка, Бабы - Яги, жестокости Карабаса-Барабаса,Бармалея. После чего я предлагала детям игру «Волшебная палочка», когда дети по взмаху волшебной палочки «превращали» злых и жестоких героев вдобрых и хороших.

 





 

После просмотра мультфильмов: «Ну, погоди» и  «Кот Леопольд», мы обсуждали, кто из героев правильно или неправильно поступал, играли в игру: «Хорошо-плохо», когда закрепляли с детьми, что можно, а чего нельзя делать.

В результате такой работы у детей закрепляются и навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Полученные знания закрепили в игре «Маска откровения», в ходе которойдети, надевая маску, рассказывали о своих обидах. После чего  все вместе обсуждали, как может ребенок в этой ситуации защитить себя сам. Тем самым формируя понятие, что ребёнок или любой человек не должен подвергаться жестокому и небрежному обращению.

В результате проведенной работы  с ребятами делаем вывод о том, что «Нанесение обиды, жестокое обращение – это нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни» и в этой ситуации дети должны  защитить себя сами, либо обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю, заведующей детским садом, к хорошим соседям.

Читая художественную литературу В. Сутеева: «Разные колёса», «Кораблик», сказки «Золушка», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька», ввожу в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», «тяжёлый физический труд», формируя у детей представление о том, что тяжёлый, непосильный труд может нанести вред здоровью.  Это помогает познакомить детей со следующим правом: «Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы».Такие же выводы мы делаем с детьми  при рассматривании  картины В.Перова «Тройка», когда ребята осознают, что нельзя заставлять  детей  выполнять трудную, непосильную работу. После чего интересуюсь у детей, какую работу они выполняют по дому, и  обсуждаем, посильный это труд для них или все-таки тяжелый. Но, тем не менее, подвожу ребят к пониманию того, что трудится все-таки необходимо, помогать тем самым своим родителям, но надо распределять обязанности между всеми членами семьи посильно, когда каждому найдено дело по силам, то и работа спорится. 

Этому способствует и обсуждение смысла пословиц: «Труд кормит, а лень - портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Двое пашут, а семеро  руками  машут», «В дружной работе все равны» и т.д.

Результатом работы над темой являются положительные показатели  диагностики развития знаний и навыков детей: в старшей группе материал усвоен детьми – на 81,9%, в подготовительной группе – на 84,6%, что свидетельствует о среднем уровне  развития правовой культуры(приложение 3 - диагностика).





 

Тема:  

 

В подготовительной группе начала знакомить детей с правом: «Дети имеют право на бесплатное образование», основнаязадача которого заключается в том, чтобы сформировать у них представление о значимости образования в жизни каждого человека, и какую пользу приносит оноему. В  ходе чего использовала следующие формы работы с детьми, которыеспособствовали воспитанию у них положительного отношения к обучению: 

 обсуждение смысла пословиц, например: «Ученье свет, а не ученье-тьма», «Глупый осудит, а умный рассудит», «И сила уму уступает»;

 чтение художественной литературы, например: С.Я.Маршак «Кот и лодыри», А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино», Н.Носов «Приключение Незнайки» и другие;

 просмотр мультфильмов: «Вовка в тридевятом царстве», «Маугли», «Козлёнок, который умел считать до десяти»;

 экскурсии в школу, в детскую библиотеку, целькоторых- привитие интереса к книгам, чтению, желания к обучению в школе. 

Объясняя содержание  понятия «бесплатное образование», дети понимают, что в нашей стране дети имеют право  бесплатно учиться в детском саду и школе, заниматься в кружках, секциях и студиях по интересам, ходить в библиотеку.

Тематические развлечения на темы: «Как важно грамотным быть», «Хочу всё знать», «Неделя детской книги», «День знаний», «Выпускной вечер», помогают детям осознать,что знания приносят пользу человеку. В  современном мире престижно быть культурно образованным человеком,  для чего  необходимо постоянно учиться,  много читать и  получать знания, а не просто сидеть играть в компьютерные игры в свободное время.

Дети с увлечением играют в дидактические, творческие, сюжетно- ролевые игры: «Удивительное в мире слов», «Сказка, которую я придумал», игра- интервью «Сообщи интересную новость друзьям», «Библиотека», «Школа», которые также помогают сформировать у 





 

детей способ социального поведения.

У них формируется  мотивационная готовность к обучению в школе  или желание  учиться. Так,на данный момент из 15 детей подготовительной группы на сегодняшний день у 12 детей (79,9 %) сформирована мотивационная готовность кобучения в школе.  

 

Диаграмма 1. Результаты мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтоб совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями. Я использую следующие формы работы.

В первую очередь, это - анкетирование - проанализировав анкеты на тему «Что Вы знаете о правах детей?», я сделала выводы, что всего 42,6% родителей знают о правах детей, 35,5% знают о документах, регламентирующих и защищающих права детей, и всего24,9% считают, что детей надо целенаправленно знакомить с их правами. Что позволяет сделать вывод, что большая часть родителей не считает своим долгом, знать о правах своих детей, 





 

что может отрицательно сказаться на защите  прав своих детей. Также многие родители не получая квалифицированной педагогической  помощи, в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве  и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому я сделала следующий вывод о том, чтомногим родителям необходима консультативная помощь по вопросам правового воспитания.

Поэтому провела собрание по теме: «Конвенция о правах ребёнка», на котором познакомила родителей с документами по защите прав ребёнка и рассказала, какую ответственность несут родители, если нарушают права своих детей.

Распространяя среди родителей правовые знания, провожу беседы: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Пренебрежение нуждами детей», «Искусство быть родителем», «Наказывать или не наказывать ребёнка?».

Большоё место в работе с родителями имеет  информационно – наглядная  пропаганда. Поэтому  я выпускаю буклеты, информационные папки-раскладушки, памятки, например по темам: «Конвенция о правах ребёнка», «Какими правами обладают ваши дети», «Наказывая, подумай: «Зачем?!», единый консультационный день «Телефон доверия»(приложение 4, 5 –буклет, консультации).

Эффективная форма работы – это проведение совместных с детьми и родителями развлечений, праздников, экскурсий, мини-походов, распространение положительного опыта семейного воспитания, которые помогают увидеть общение других родителей со своими детьми, после чего многие пересматривают своё отношение к детям.

Так, на занятии по теме: «Увлечения моей семьи», я пригласила выступить маму Иванова Лени, которую дети слушали с увлечением, когда она рассказала  им о традиции празднования праздников в их семье, показав детям презентацию. После чего эта презентация была представлена и на общем родительском собрании по теме: «Все начинается с семьи».

И, действительно, «Все начинается ссемьи», поэтому и правовая культура





дошкольника, прежде всего, зависит от того воспитания, от тех нравственных 

начал, истоки которых закладываются именно в семье, поэтому так важно и необходимо распространять знания правового воспитания среди родителей, формируя тем самым у них правовую компетентность. Я, надеюсь, что эта работа не пройдет для них даром, и, возможно, проявлений грубости, жестокости, небрежности к детям в семье станет на чуточку меньше.

 

Вывод:

Специфика прав детей состоит в их пассивной роли и активной роли родителей, опекунов, общества, государства в защите и реализации интересов ребенка, т.к. он приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Ребенок верит взрослым и в их доброе отношение  и очень надеется на их защиту. Чрезвычайно важно, чтобы  дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. А для того, чтобыребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с дошкольного детства.  Следовательно, воспитание в духе прав человека должно быть направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

 

Диаграмма 2:Показатели  развития правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

 

Таким образом, данные показатели свидетельствуют о  существенных изменениях в знаниях детей в области права. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания  в подготовительной группе, по сравнению с показателями старшей группы, выросло на 1,3%. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников  с низким уровнем знаний в области права на 6,6%  в подготовительной группе, по сравнению с детьми старшей группы(приложение 3 - диагностика).





 

Проанализировав свою работу, я могу сказать, что уйдя в школу, дети будут продолжать изучать, интересоваться правами детей, для того, чтобы вырасти достойными гражданами своей Родины. Таким образом, планомерная и систематическая работа по ознакомлению воспитанников и их родителей с защитой прав и достоинства маленького ребёнка, формирует у них устойчивое понятие о том, что мы живём в правовом обществе и соблюдать эти права обязаны  все люди.

Конечно, как и в любой работе, я столкнулась с основными трудностями: 

 недостаток разработанных современных, красочно оформленных наглядно-демонстрационных пособий по правовому воспитанию; 

 отсутствие у большинства родителей правовой компетентности, поэтому права детей в большинстве случаев соблюдаются частично или не соблюдаются вообще.

Но,  тем не менее,  меня не пугают эти трудности, я буду проводить  работу с детьми и их родителями и дальше, так как, необходимо формировать у детей элементарные представления о своих правах и свободах, терпимости к другим людям и их правам.