Конспект НОД на тему "Финансовая грамотность дошкольникам"

Вахаева Марина Михайловна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г.Калача-на-Дону

г.Калач-на-Дону


      Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

 

 

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с экономикой; закрепить представления детей экономических понятий :  деньги, семейный бюджет: доход и расход, термин «Доход и расход»

 

Развивающие: Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику рук.

 

Воспитывающие:Воспитывать у детей интерес к экономике; такие качества, как экономность, рациональность.

 

Предварительная работа : следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты , чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Материалы и оборудование: мяч;копилка с набором разных монет и банкнот ;изображение пластиковой карты ; карточки с изображением разных предметов; бумага и цветные карандаши.

Демонстрационный материал:

-Денежные купюры и монеты, копилка .

1. Ход НОД:

– Ребята , наш кот Белобок нашёл интересный предмет и принёс его нам.

Воспитатель демонстрирует копилку.

- Что это такое ?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Правильно , чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать , а зачем людям копить деньги ? Что на них можно купить?

2. Игра «Для чего  нам нужны деньги ?»

- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги ?». Я бросаю мяч ребёнку и называю , для чего нам нужны деньги , а вы  продолжаете. Итак , деньги нам нужны :

для покупки продуктов питания ;

для оплаты бытовых услуг ;

для оплаты развлечений ( воспитатель уточняет у детей , для каких развлечений нам нужны деньги ?) ;

для оплаты услуг (уточнить , каких именно) ;

для оплаты проезда на транспорте ;

для покупки подарков ;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью ) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег , можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едим на автобусе , мы платим ?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин , за что мы платим? И т.д.

3. Беседа о монетах.

- А вам интересно узнать, что лежит в копилке , какие деньги там есть ? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое ? Правильно , монеты. Какая монета ?

Если дети не называют все признаки монет , то воспитатель помогает им.

- Круглая , металлическая , звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими , после этого дети смогут назвать данный признак ).

- Какие монеты вы знаете ?

Дети называют монеты разного достоинства , воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

- Смотрите , у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги ?

- Банкноты . А какие они ?

- Бумажные , прямоугольные , шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете ?

Дети называют банкноты , воспитатель демонстрирует их детям , затем проговаривают хором.

4. – Итак , ребята , сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется  «Дополни».  Я называю признак монеты , а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая , а банкнота …

Банкнота бумажная , а монета …

Монета звенит , а банкнота …

Монета металлическая , а банкнота…

- Где мы носим деньги , монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке , а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.( пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

- Что удобнее носить с собой :наличные (монеты ,банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)А откуда вообще берутся деньги? Давайте подумаем!Кто их платит?

Вот смотрите в одной семье мама  работает в школе  учительницей и получает за свой труд  зарплату.

5.Ребята, как вы думаете,  за что платят зарплату? ( Ответы детей) Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату. Зарплата - это деньги, которые платят за труд.

Дочка получает в Университете- стипендию.

За что платят стипендию? ( Ответы детей)

Стипендия – это тоже деньги и платят её только за хорошую учёбу.

 Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает  пенсию.

Что получает бабушка? ( Ответы детей)

Пенсия – это тоже деньги,  которые платят людям проработавшим много лет.

Из маминой зарплаты, дочкиной стипендии и бабушкиной пенсии  складывается  семейный бюджет.

  Все деньги которые попадают в семейный бюджет называются доходом семьи.

Но в каждой семье есть и расходы. Как вы думаете, какие бывают расходы? ( Ответы детей) На что  тратят деньги ваши родители в первую очередь? ( Ответы детей) Какие это расходы? ( Ответы детей) А на что ещё можно расходовать деньги? ( Ответы детей)

 6.А сейчас  я вам предлагаю поиграть в игру:« Доход - расход»

- Я начну читать сейчас.Я начну, а вы закончите

Хором мне отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала  бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

 Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

7.(Физ.минутка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (движения стишка).

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

8.Пальчиковая гимнастика:

 

9.. – Ребята, а сейчас мы сядем за стол придумаем и нарисуем деньги для сказочного леса,  в котором живут Белобок и его друзья. Вы должны придумать форму , название и нарисовать монету или банкноту , которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

  После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы , рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали : монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

10. Заключительная часть.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты ?

- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?

( Наличные деньги).

- А безналичные деньгигде у нас хранятся? (на пластиковых картах).