Рассказывание русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк". Использование нетрадиционных техник рисования

Осипова Светлана Алексеевна, воспитатель

детский сад "Звёздочка"

село Криводановка


Цель:

Способствовать художественно-речевому развитию детей.

Задачи:

*Обобщить и систематизировать представления детей о жанровых особенностях русской народной сказки о животных;

*Развивать у детей художественное восприятие сказки;

*Развивать умение оценивать характеры и поступки героев;

*Развивать умение создавать с помощью интонации голоса, мимики и пантомимики характеры персонажей;

*Развивать чувствительность к образному языку народной сказки;

*Развивать диалогическую речь.

*Закрепить умение работать в технике пластилинографии. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

Оборудование:

«волшебный сундучок» с книгой русских народных сказок о животных, иллюстрации к сказке, игрушка-лиса, кукольный театр, лисий и волчий хвосты, лисьи и волчьи уши, костюм сказочницы для педагога, картонные силуэты животных, пластилин.

Ход занятия:

1. Создание мотивации на деятельность ( актуализация интереса к предстоящей деятельности).

В группу входит воспитатель в образе бабушки-рассказушки. В руках у неё «волшебный сундучок». Меняя голос, воспитатель от лица сказочницы обращается к детям:

- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я к вам в гости пришла и сундучок свой принесла. ( Бабушка ставит закрытый сундучок на стол, вокруг которого располагаются дети). 

2. Создание проблемной ситуации.

-Дети, как вы думаете, что в этом сундучке?

( Воспитатель даёт возможность высказаться всем желающим, поддерживает детей в их попытках сформулировать свои гипотезы улыбкой, взглядом, одобрительными восклицаниями.Если никому из детей не удастся догадаться, что в сундучке книга, то предлагается кому-либо из детей закрыть глаза и на ощупь определить, что находится в сундучке).

Воспитатель бережно достаёт из сундучка хорошо иллюстрированную книгу (большого формата) и предлагает детям  разместиться полукругом на ковре и вместе полистать её, посмотреть иллюстрации.

-Ребята, как вы думаете, какие произведения помещены в этой книге? К какому жанру они относятся?

( Педагог предлагает детям свои предположения обязательно обосновывать, доказывать, говорить не отдельными словами, а целыми предложениями.Дети доказывают, что в книге напечатаны сказки о животных).

3.Обобщение, формулирование выводов самими детьми.

Бабушка - рассказушка просит детей назвать любимые сказки о животных, а затем формулирует «трудные вопросы» , побуждающие детей к обобщению своих представлений о жанровых особенностях народных сказок о животных.

-Дети, можно ли сказать, что все сказки о животных чем-то похожи друг на друга? Если «да», то чем они похожи? ( Например, чем похожа сказка про заюшкину избушку на сказку про зайца-хвасту?)

-Какие именно животные чаще всего встречаются в русских народных сказках?

-На кого больше похожи сказочные животные: на реальных животных, тех, с кем мы в жизни встречаемся, или на людей?

4.Организация художественно-литературной деятельности детей, направленной на восприятие и осмысление детьми нового текста

( сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»).

- Сегодня я приготовила вам новую сказку, а чтобы узнать, кто главная героиня этой сказки, нужно внимательно осмотреть нашу игровую комнату. Она спряталась где-то здесь. Тот, кто первым увидит её, должен подойти ко мне и сказать мне на ушко о своей находке.

Дети активно передвигаются по группе и находят новую для них игрушку-лису.

( Возможные варианты: организовать поиск игрушки, рассматривая» следы»; разгадывание загадки; обнаружение сказочного героя благодаря предмету «атрибуту» именно этого героя).

-Ребята, какие сказки вы знаете, где героиней является лиса?

(Если дети будут испытывать серьёзные затруднения, педагог может косвенно помочь им: с помощью реплик из сказок или показа соответствующих иллюстраций).

Бабушка-рассказушка рассказывает сказку. Рассказывание сопровождается показом иллюстраций.

После рассказывания сказки желательно задать детям не только вопрос: «Понравилась ли вам сказка?», но и обратиться персонально к конкретным детям с разными по сложности вопросами. Возможные вопросы:

*Что ты представил себе, когда слушал сказку?

*Какой эпизод сказки тебе понравился больше всего?

*Кого из героев ты бы хотел нарисовать или слепить?

*Что ты думаешь про лису-героиню этой сказки? Какая она?

* Какие чувства ты испытываешь к волку?

Бабушка-рассказушка благодарит детей за любовь к сказкам, за умение внимательно слушать, думать и рассуждать, прощается с детьми.

5. Осмысливание текста через игру-драматизацию или творческое рассказывание, работу в технике пластилинографии .

Возможны разные варианты ( выбор зависит от желания детей).

• Разыгрывание отдельных эпизодов сказки или всей сказки с помощью кукольного театра;

• Придумывание костюмов, перевоплощение в героев и разыгрывание отдельных эпизодов сказки или всей сказки;

• Творческое рассказывание сказки ( с опорой на иллюстрации);

• Совершенствовать работу в технике пластилинографии. Дети по желанию выбирают силуэт животного, пластилин.