Использование метода "анималотерапии" в работе с дошкольниками

Иванова Наталья Владимировна, педагог-психолог

МБДОУ "Детский сад №57 "Аленушка"

Алтайский край, г. Рубцовск


     Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы.  Одним из таких методов является анималотерапия.

     Анималотерапия (от латинского «animal» - животное) – это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными, общение с которыми безопасно, и их символами (образами, рисунками, игрушками, сказочными героями).

     Изучением влияния анималотерапии на различные стороны человеческой психики занимались различные зарубежные и отечественные авторы, такие как: Агафонычев В., Арнольд О., Кряжева Н. Л. и другие. Они подчеркивают яркое позитивное влияние животного мира на ребенка.
     Использование анималотерапии в работе с ребенком не ставит перед собой цель вмешательства в жизненный сценарий малыша. Главная задача использования анималотерапии –  это максимально полное раскрытие дополнительных возможностей ребенка: в его поведении, личности, психическом и социальном развитии. 

Когда и где используется анималотерапия?

     Анималотерапия может использоваться в двух вариантах это – осознанная и неосознанная модель взаимодействия ребёнка и животного.

     Общение ребёнка с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного применения их терапевтических свойств называется «естественная анималотерапия».

     Процесс же целенаправленного использования психокоррекционных свойств животных, их обозначений и сомволов по специальным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем у детей называется «направленная анималотерапия».

Как выбрать животное, необходимое для анималотерапии с ребенком?

     При выборе животного, которое подойдет для общения с малышом необходимо изучить его индивидуально – психологические особенности. Привычки в «быту» и на природе, тоже не следует оставлять без внимания. Обязательно нужно выяснить условия воспитания и ухода. Знать как животное реагирует на детей и нового человека, как оно знакомится, общается. Агрессивные животные могут нанести вред ребенку как физический, так и психологический.  Важно знать  состояние здоровья животного. Разные животные выполняют самые разные функции. Поэтому, необходимо точно подобрать необходимое животное, для общения с ребенком:
Кошки – реализуют необходимость телесного контакта, снимают агрессивность,  нормализует работу систем организма (особенно сердечно –сосудистой), и обмен веществ.

Лошади – хорошо помогают  противодействовать  различным двигательным нарушения, помогают развивать физическую активность больного; способствовать восстановлению нарушенных функций организма;  улучшать или восстанавливать утраченные навыки во время болезни.                         
Собаки – при общении детей с собаками нормализуется кровяное давление. Общение малыша с травмированной, неустойчивой психикой с собакой помогает справиться с ситуацией. Данный вид терапии рекомендован детям с

гиперактивностью и дефицитом внимания.

Разведение рыбок – показано при нейродермитах (наблюдение за рыбками притупляет зуд кожи); бронхиальная астма и простуда, истерия, эпилепсия,

болезнь Альцгеймера.

Птицы – показаны при сердечно-сосудистых заболеваниях; избавят ребенка

от хандры, меланхолии депрессивных состояний.

Дельфинотерапия – избавит от невротических состояний у детей. Поможет детям, страдающим синдромом Дауна, рядом других генетических заболеваний; при минимальной мозговой дисфункции; при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью; детском церебральном параличе; раннем детском аутизме; при нарушениях обучаемости и расстройствах памяти.

     Анималотерапия считается достаточно безопасным методом лечения. У нее практически нет побочных эффектов. Но все же, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента, есть люди, которым все же не стоит применять лечение животными. Дело в том, что некоторые страдают аллергией на шерсть либо слюну того или иного животного. Также, если у пациента тяжелое нервное расстройство, открытые раны, острые инфекционные заболевания, заболевания легких, не стоит использовать пет-терапию.

     Абсолютное большинство детских психологов утверждают, что общение ребенка с животными должно начинаться как можно раньше – ведь это не только учит ребенка ответственности, но и положительно влияет на его развитие. Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребёнка, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей малыша. Что в дальнейшем ведет к успешной адаптации и социализации в социуме. Находя общие черты в поведении человека и животных, ребёнок убеждается в том, что весь живой мир требует любви, аккуратного обращения, питания, ухода. Наладить контакт с животными им чаще проще, чем со взрослым человеком.

     Живой уголок – один из вариантов анималотерапии в детском саду. Естественно, в таком живом уголке могут присутствовать только некоторые виды животных: кролики, черепахи, хомячки и другие. Общаясь с ними, дети учатся заботиться, сочувствовать, понимать состояние другого, сопереживать, быть добрыми, – а ведь именно эти качества являются важными для взаимодействия и с людьми.

Организация НОД с элементами анималотерапии

В работе с детьми любого возраста анималотерапия тесно связана с такими эффективными методами психокоррекции, как:

·                                 сказкотерапия;

·                                 куклотерапия;

·                                 игротерапия;

·                                 арттерапия;

·                                 телесно – ориентированные методы.

Для организации НОД с элементами анималотерапии, важно определиться,  как и с кем построить занятия:

1.                          Группа  детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.

2.                          Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.

Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:

- совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;

- развитие активного отношения к жизни;

- отработка механизмов межличностной коммуникации;

- развитие воли и навыков самостоятельности;

- коррекция самооценки;

- отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;

- снятие психо-мышечного напряжения;

- обучение навыкам саморегуляции;

Как распланировать занятия:

1.                             Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.

2.                             Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.

3.                             Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).

4.                             Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.

5.                             Прощание – отработка механизмов расставания.

     Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.

     Метод анималотерапии можно использовать как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры, в свободной деятельности. В процессе образовательной деятельности, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

     Использование методов анималотерапии в НОД:

·        Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм.

·        Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы.

·        Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.

·        Дети учатся бережному и аккуратному отношению.

 

Важно помнить, что всё взаимодействие – это чёткая, слаженная и отработанная схема действий!