Ф.И.Тютчев и Г.В.Свиридов: афоризмы двух гениев русской культуры

Антохина Ольга Виталиевна, заведующая Соболихинской сельской библиотекой

МБУК городского округа Балашиха "Централизованная библиотечная система"

г. Балашиха, Московская область


«Ф. И.Тютчев и Г. В. Свиридов: афоризмы двух гениев русской культуры»

Георгий Васильевич Свиридов - (3 (16) декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР, герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии, двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ.

Георгий Васильевич Свиридов - русский гений, который

 ещё не оценён. Его творчество будет иметь огромное

 значение в грядущем возрождении русской культуры.

академик Д. С. Лихачев

     Совсем недавно нам открылся по-новому великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов - как автор своеобразных литературных произведений, летучих записей, собранных в толстые тетради. Потребность записывать свои мысли появилась в тот момент, когда в сознании Свиридова зрел существенный поворот, когда им преодолевался очередной перевал на его духовном пути. Эти записи отличаются краткостью изложения: ёмкая мысль с множеством подтекстов, сжатая порой до предложения, лаконичная до короткого афоризма.

     По такому же принципу он писал и музыку. Пространные формы и "музыка с подводами" были Г. В. Свиридову не по душе, он объяснял это тем, что русское искусство (и музыка, в том числе) должно быть простым, поскольку считал его христианским.  Свиридов утверждал, что не знает - как рождается музыка. Композитор считал, что это чудо, а способность писать музыку называл даром от Бога.

Из записок Георгия Свиридова (из архива Национального Свиридовского фонда): "Россия как лирическая величина"

     Россия имеет свою судьбу. Как один писатель сказал: "Россия - трудная земля". Трудная земля. Много испытаний... Но народ... я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди.

* * *

     Русский народ имеет свой собственный громадный опыт - тысяча лет государству! Это гигантский период истории. В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. Это одна из крупнейших цивилизаций мира.

* * *

     Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня, что такое Россия.

* * *

     Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть возможность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за неё нечто совсем другое.

* * *

     Православие - музыка статична. Всё внутри, в душе. Мелодия - хор -  гимн. Восторг мира! Выразительность интонации. Идея - свобода. Инструмент - от Бога - голос, хор. Иррациональное.

     Католицизм - музыка вся в движении, в динамике. Активность, воля, борьба, власть над миром. Рациональное. Фуга, мотет, контрапункт, инверсии, т.е. механические, умозрительные перестановки нот. Придуманный, сконструированный инструмент - орган, оркестр.

* * *

"Два типа художников"

    Наша музыка - это пение. Это наша национальная природа - русских, украинцев, белорусов...

* * *

     Для русской культуры, во всяком случае, для некоторой её части, характерны элементы, роднящие её более, чем культуру современной Европы, с Древней Грецией. Эти элементы получены нами через православную веру, которая впитала в себя и древнюю греческую философию. Вот откуда - платонизм у Мусоргского, Владимира Соловьёва, у Блока и Есенина. Преобладающий элемент духовного начала в творчестве Божественного.

* * *

    Россия - это таинственное такое образование,  общность людей, природы. исторической судьбы. И, наконец, Россия - как некая лирическая величина. То, что она для меня значит. И что словом определить я не могу.

"О главном для меня"

     Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию истины мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена Истина. Слово несёт в себе Мысль о мире, ибо оно предназначено для выражения Мысли. Музыка же несёт Чувство, Ощущение, Душу Мира. Вместе они образуют Истину Мира. Рациональное выражается через Волю. Бессознательное - через Откровение.

* * *

     Мусоргский считается новатором, а Рахманинов - консерватором, но музыкальная среда при их жизни боролась и с тем, и с другим. Потому что... борются с самой сущностью искусства, с его духом, в данных случаях - с христианством и православием.

* * *

     Если дать волю воображению и представить себе землю после атомной войны - трудно поверить, что музыка будет звучать над мёртвым камнем...

     Какой музыкальный инструмент уцелеет? Скорее всего - человеческий голос. Ощутив душевную потребность в музыкальных звуках, человек должен запеть. А инстинкт, который потянет его к себе же подобному (также уцелевшему), родит разговорную речь и совместное пение. Вот куда я веду, очень неумело, бестолково и сбивчиво: к хору, к хоровому пению, к соединению души в звуках, в совместной гармонии.

* * *

     Надобно понимать музыку как составную часть общей духовной жизни нации, а не как обособленное ремесло.

* * *

     Заблудившаяся русская душа, которая не знает - куда идти! Искусство может указывать пути.

 

Афоризмы Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев - (23 ноября (5 декабря) 1803, Овстуг , Брянский уезд, Орловская губерния - 15 (27) июля 1873, Царское Село) -  русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 г., тайный советник.

В нём злобы не было. Когда ж он говорил,

Язвительно смеясь, над жизнью или веком,

То самый смех его нас с жизнию мирил,

А светлый лик его мирил нас с человеком!

     О гениальном русском поэте Федоре Ивановиче Тютчеве написаны сотни статей и несколько книг, которые нас убеждают: невозможно разгадать загадку, заданную этим великим человеком мировой культуре. Собственная жизнь была его главным произведением, - и он относился к ней так же легко и беззаботно, как к текстам своих стихов и их дальнейшей судьбе. Блистательный и остроумный собеседник, он повсюду был желанным гостем: все восхищались и высоко ценили его непревзойдённые остроты. Но при жизни никто не собирал и не систематизировал его меткие высказывания и блистательные устные импровизации.

     "Тютчевиана" - собрание афоризмов Ф. И. Тютчева вышла в свет спустя полвека после его смерти, когда непосредственное восприятие тютчевских острот, каламбуров и эпиграмм было безвозвратно утрачено. Потребовались обширные комментарии, чтобы разъяснить, в чём же заключалась "соль" острот, в своё время понятных узкому кругу посвящённых. Тютчев поражал современников исключительными по своей прозорливости мрачными предсказаниями будущего, он ещё при жизни приобрёл репутацию Кассандры. Ему безболезненно сходили с рук такие выходки, за которые любой другой человек неминуемо поплатился бы репутацией, карьерой, изгнанием, свободой.

     Притягательная сила, исходившая от этого человека, не знала преград. Его обществом дорожили члены Императорской Фамилии и великосветские львицы, умудрённые сановники, восторженные барышни, студенты и дети. В Европе восхищались Тютчевым так же, как в России, знакомством с ним дорожили поэт Генрих Гейне и философ Фридрих Шеллинг. Его гениальной одарённостью и мудростью пророка мы восхищаемся и в наше время.

* * *

На земле, где всё изменно, выше славы блага нет.

* * *

Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые.

* * *

Нигде не живут такой полной, настоящей жизнью, как во сне.

* * *

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье.

* * *

Надо сознаться, что должность русского Бога не синекура.

* * *

Ах, писание - страшное зло, оно как бы второе грехопадение бедного разума, как бы усиление материи.

* * *

Всякий человек в определённом возрасте бывает лирическим поэтом.

 И нужно только развязать ему язык.

* * *

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

И нам предчувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

* * *

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать - 

в Россию можно только верить.

* * * 

Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело.

* * *

В России нет ничего серьёзного, кроме самой России.

* * *

Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести в своих руках.

* * *

Весна - единственная революция на этом свете, достойная быть принятой всерьёз, единственная, которая по крайней мере всегда имеет успех.

* * *

Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечёт за собой усиление материальных склонностей и гнусно-эгоистических инстинктов.

* * *

Стихи никогда не доказывали ничего другого, кроме большего или меньшего таланта сочинителя.

* * *

Письменная беседа утомляет почти так же, как партия в шахматы по переписке.

* * * 

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

* * *

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть исцеляющая сила,

Есть и нетленная краса.

* * *

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои.

 * * *

     При Тютчеве как-то говорили о Китае, и кто-то изъявил желание посмотреть этот край. "Что до меня, - сказал поэт, - я отнюдь не поклонник этой страны: мне постоянно кажется, что где-то я уже видел нечто подобное".

* * *

     Когда канцлер князь Горчаков сделал камер-юнкером Акинфьева (в жену которого был влюблён), Тютчев сказал: "Князь Горчаков походит на древних жрецов, которые золотили рога своих жертв".

* * *

     Про русских дипломатов и иностранную их политику, Тютчев отзывался так: "Вся наша иностранная политика подобна русскому языку, на котором говорят эти господа: это лишь перевод с французского".

* * *

     Тютчев утверждал, что единственная заповедь, которой французы крепко держатся, есть третья: "Не приемли имени Господа Бога твоего всуе". Для большей верности они вовсе не произносят его.

* * *

Самый умный немец, когда говорит о России, непременно окажется глупцом.

* * *

В России канцелярии и казармы. Всё движется вокруг кнута и чина.

* * *

     Об императоре Николае I Тютчев как-то сказал: "По внешности - он великий человек".

* * *

     Княгиня Трубецкая говорила без умолку по-французски при Тютчеве, и он сказал: "Полное злоупотребление иностранным языком: она никогда не посмела бы говорить столько глупостей по-русски".

* * *

     Возвращаясь в Россию из заграничного путешествия, Тютчев пишет жене из Варшавы: "Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой Родины".

* * *

     Описывая семейное счастье одного из своих родственников, Тютчев замечает: "Он слишком погрузился в негу своей семейной жизни и не может из неё выбраться. Он подобен мухе, увязшей в меду".

* * *

     Давно уже можно было предугадать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом всё сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвётся когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал... Это весь Запад пришёл выказать своё отрицание России и преградить ей путь в будущее. России просто-напросто предложили самоубийство, отречение от самой основы своего бытия, торжественного признания, что она не что иное в мире, как дикое и безобразное явление, как зло, требующее исправления.

* * *

     Во время предсмертной болезни поэта император Александр II , до тех пор никогда не бывавший у Тютчевых, пожелал навестить поэта. Когда об этом сказали Тютчеву, он заметил, что это приводит его в большое смущение, так как будет крайне неделикатно, если он не умрёт на другой день после царского посещения. Острота его дошла до императора, и запланированный визит не состоялся.

 

Список литературы

1. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / Сост. и коммент. А. Б. Вульфов; Авт. предисл. В. Г. Распутин. -  М.: Молодая гвардия, 2006.-763[5] с: ил.- (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое; Вып.16).

2. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. А. Золотов.- М.: Советский композитор, 1983.- 282с.

3. Кожинов В. В. Тютчев. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 471[9] с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1193).

4. Тютчевиана: Эпиграммы, афоризмы и остроты Ф. И. Тютчева. - испр. и доп. воспроизведение изд-я 1922 г. - М.: Книга и бизнес, 1999. - 78 с.: ил.