Развитие мелкой моторики и координации движения руки с помощью художественного творчества

Осипова Светлана  Алексеевна, воспитатель

детский сад "Звёздочка"

село Криводановка


Задачи: Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук.

Формировать координацию движений.

Создать условия для накоплениядетьми практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Способствовать развитию творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования.

Развивать память,мыслительную деятельность, связную речь.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Актуальность выбранной темы:

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,  прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учиться. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся думать, наблюдать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребёнка и вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова,В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова,Н.В.Степанова и другие.

За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения как: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки и акварель, монотипия предметная и пейзажная,  кляксография с трубочкой, ниточкой, набрызг, тычкование. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе – можно рисовать ладошкой, пальцами, использовать вместо кисточки колосок или листочек берёзы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (Чем я ещё могу рисовать?Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для  развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, разнообразные печатки, трафареты, технику «клясография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия». Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам:

С детьми младшего дошкольного возрастарекомендуется использовать:

*рисование пальчиками;

*Оттиск печатками картофеля.

 Детей среднего дошкольного можно знакомить с более сложными техниками:

* тычок жёсткой полусухой кистью;

*Печать поролоном;

* печать пробками;

*восковые мелки и акварель;

*отпечатки листьев;

*рисунки из ладошек;

*рисование ватными палочками;

*волшебные верёвочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

*рисование песком;

*рисование мятой бумагой;

*рисование мыльными пузырями;

*кляксография с трубочкой; Кляксографияобычная;

*монотипия пейзажная;

*монотипия предметная;

*печать по трафарету;

* пластилинография.

Каждая из этих техник маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Литература:

Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста»- М: Мозаика-Синтез,2006 год.

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 3,4-5,6-7 лет»- М:Мозаика-Синтез,2009 год.

Г.С.Швайко « Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ» -М: Издательство «Гном и Д», 2007 год.

А.В.Никитина « Нетрадиционная техника рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей»- СПб: КАРо,2007 год.