Путешествие капельки

Драпак Елена Ивановна, воспитатель

МАДОУ №2

г. Белгород


Информационные составляющие:

Образовательная .  Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды; познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Развивающая. Развивать речь детей, расширять словарный запас, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос.

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.

Материалы и оборудование: капли воды, изготовленные из бумаги, игровой персонаж - Капитошка; таз с водой, спиртовка, штатив, колба, стекло, картина, изображающая круговорот воды в природе, синяя бумага,ножницы,скотч.

Предварительная работа: Наблюдение за облаками, дождём, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик»,       А. Александрова «Дождик накрапывает», Н. Кувшинникова «Гроза». Дидактическая игра «Путешествие капельки». Перед занятием следует обильно опрыскать растения в группе, чтобы на листьях были видны капельки воды.

Ход занятия

Минутка-игра

На листке фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки воды.

Воспитатель: « Дети посмотрите, что это?»

Осторожно встряхивает  лист, и ему на руку падают  капельки.

Дети: «Капельки»

Воспитатель: «А как тебя зовут, капелька?»

Капитошка: «Капитошка»

Воспитатель: «Что ты здесь делаешь, Капитошка?»

Капитошка: «Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у вас в детском саду».

Воспитатель: «Дети, покажите Капитошке, где живут её сестрички – капельки».

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

Капитошка: «Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живётся хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на меня, какая я маленькая, а вы – большие. Что же делать?»

Дети: «Нужно стать такими же, как капелька,- маленькими».

Воспитатель: «А как нам это сделать?»

Дети: «Вспомнить волшебные слова превращения».

(Воспитатель вместе с детьми закрывает глаза и произносит считалку-загадку).

Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два…

Стала капелькой сама

Капитошка (обращаясь к детям). «Вот и вы стали такими же, как я, и наше путешествие начинается. (Подводит детей к картине, на которой изображен круговорот воды в природе.) Представьте себе, что мы пришли на берег водоёма и…дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается состоит из множества таких же капелек, как я.» (Вносится тазик с водой.) (Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Капитошка:

Тысячи капель за ручки взялись,

За ручки взялись, на носки поднялись.

И побежали…

Сможешь догнать их?

…Едва ли.

Пластическая минутка

Воспитатель: «Дети давайте поиграем в интересную и волшебную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) Я – мама Тучка, а  вы –  мои детки капельки,  вам  пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно  вам   стало по одиночке прыгать. Собрались  все  вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась».

Капитошка: «Вот так мы с сестричками – капельками играем, развиваемся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легки, они летят всё выше,  выше… (показывает на картине)».

Воспитатель:  «Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведём опыт».

(Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты опыта:  штатив, спиртовка, колба с водой).                                        Воспитатель: «Проведём  опыт по превращению воды в пар.  Пар – это газообразное состояние воды. Какой он на цвет, запах? Что происходит в колбе? Где образуется пар?»

Дети: « Пар белый. Непрозрачный. Пахнет  водой. Кипит вода. Пар выходит из колбы».

Капитошка: « А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой тёплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются снова вместе. Так получаются облака. Вам  их  не редко приходится наблюдать».

Воспитатель: «Наши дети знают про облака загадки и стихи и сейчас расскажут их тебе».

Загадка

Белая вата плывёт куда – то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

 

Белый – белый пароход над деревьями плывёт.

Если станет синим, разразится ливнем.

 

Кто плывёт по небосводу

В чёрной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите поскорей!

Капитошка:                     « В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять.

А кто знает, о чём эта загадка?»

Дети: «О воде».

Воспитатель: « Давайте проведём опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно».

  Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая  часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла  (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как остывает стекло и капают капли (дождь).

Капитошка: «Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали тёмными, тяжёлыми и из них пошёл дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки и озёра водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки – сестрички. Дети, а вы любите дождь? Любите ли моих сестричек – капелек?»

Дети: «Да. Мы знаем много стихов про дождь».

 Дети рассказывают стихотворения: «Дождь» А. Барто, «Гром» Е. Кохан, «Дождик» А. Фет, «Тучкины штучки» В. Маяковский, «Туча» А. Пушкин.

Капитошка: «Молодцы, ребята. Вы очень порадовали меня. Грустно с вами расставаться, но меня ждут мои сестрички.

Воспитатель: «Мы путешествовали очень долго, и путь наш был опасен. Подумайте, и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадёт вода? Как нужно беречь воду?»

Дети: «Закрывать кран. Открывать маленькую струйку. Всё погибнет. Будем грязными. Нечего будет пить. Высохнут реки и моря».

Воспитатель: «Давайте вырежем из синей бумаги капельки и при помощи скотча закрепим их в тех местах группы, где мы встречаем воду. Вокруг стало много синего цвета».

 

Капитошка: «Вот и закончилось наше путешествие, но я рада, что очень много изображений капельки будут напоминать вам обо мне. До свидания».