Пока мама на работе

Гамза Галина Викторовна, воспитатель

МКДОУ детский сад №440

г. Новосибирск


 Образовательная область «Безопасность»

Цель: создать условия для осознанного отношения к себе и своему здоровью, развитие навыков  безопасного поведения ребенка. Обобщить знания детей о правилах пользования предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей: колющие и режущими предметы, электроприборы, лекарства, препараты бытовой химии, чужие люди.

Задачи:

- закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;

- обучать основам личной безопасности;

- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

- учить детей пользоваться номерами телефонов: 01, 02, 03.

- развивать речь, память, мышление, внимание;

- формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».

- воспитывать ответственность за себя и за других.

Материал к занятию: картинки: бытовые приборы, режущие, колющие предметы, лекарства, бытовая химия, шкатулка с шитьём, аптечка. Картинки с номерами службы «01», «02», «03». Листы бумаги, фломастеры. Сюжетные картинки об опасных ситуациях дома и предупреждающие схемы-правила к ним.

Игрушки: телефон, мед.инструмент, бантик, кофточка, кукла, чайник, стакан с соком, ванночка, освежитель воздуха, утюг, гладильная доска.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу. Приветствуем гостей.

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение.

На работе взрослые с утра,

И одни остались дома сын и дочка,

Учит брата старшая сестра

Чиркать палочкой о спинку коробочка.

И когда наверняка

Дрогнет детская рука –

Испугается ребёнок с непривычки,

Безо всякого труда

Начинается беда.

Так как пламя начинается со спички.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории и ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент.

- Ребята, а у вас так бывает, что и вы на какое-то время остаетесь дома одни? (ответы детей).

- Да, сегодня мы будем говорить о том, когда вы остаетесь одни, какие опасности могут подстерегать вас дома.

- Какие предметы могут быть опасными? (……………ответы детей)

Воспитатель: Много домашних опасностей вы назвали. Садитесь на стульчики.

- Ребята, дома у нас есть много нужных предметов, при неправильном обращении с которыми мы можем пораниться, обжечься и даже отравиться. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы будете их разгадывать.

На стенке в розетке,

В пластмассовой клетке,

Живет перевернутый кот.

Лишь вилку увидит,

Из клетки он выйдет.

А так ни за что не пойдет.

                  (Ток)

В домике тесном

Много сестер,

Спрятан у каждой

В головке костер.

   (Спички)

 Все разровняет, разгладит вокруг

Мамин помощник - горячий ...

        (Утюг)

Ходит - бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел - там пыли нет,

Пыль и сор - его обед.

(Пылесос)

Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять.

(Градусник)

Бумага в нашей пасти разделится на части.

 (Ножницы)

Чудеса по вечерам я показываю вам.

На моем, друзья, экране.

То моря шумят в тумане,

То плоды качает сад,

Есть программа для ребят.

   (Телевизор)

Я тонкая и острая.

И уколю так просто я.

За мною – нитка белая.

Лишь с нею дело сделаю.

(иголка)

Длинный носик, круглый бок.

В нём — горячий кипяток.

Он шипит, кипит,

Всем чай пить велит.

(чайник)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно разгадали.

- Теперь скажите: пылесос, электрочайник, утюг, телевизор  – это какие приборы?

Дети:  электроприборы

- Могут ли такие полезные и нужные электроприборы быть опасными для детей?

Дети: электроприборы есть нагревательные, которые опасны (утюг, электрочайник, обогревательная плита, фен)

- Правильно, электроприборы могут обжечь, ударить током или стать причиной пожара. Это первая  опасность дома (открывает картинки).

Воспитатель: А чем же мне можно заняться пока мама не вернётся?

Дети: посмотреть телевизор, послушать музыку.

 Воспитатель: - А если все - таки пожар случился? Как мы будем действовать при пожаре?

Дети: - Надо сразу сообщить о пожаре, позвонив 01.

Воспитатель: - Кто напишет мне этот номер?

Воспитатель: теперь предлагаю вам поиграть в игру

«Если возник пожар».

 Ход игры:

Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворение и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу. На шаре цифры 01.

Воспитатель:

 Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный … (передает ребенку – воздушный шар)

Ребенок: Пожар (передает шар другому)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре –
У кого пожар…?
Ребенок: В квартире (передает шар)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…
Ребенок: Утюг (передает шар)
Воспитатель: Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками…?
Ребенок: Играет (передает шар)
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над…?
Ребенок: Газом (передает шар)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жёг…?
Ребенок: Листву (передает шар)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…?
Ребенок: Вызывай (передает шар)
Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер - …!
Ребенок: ноль один.

Воспитатель: Добрые, милые дети. Запомните правила эти:
1.    Не пользуйся без взрослых электроприборами!
2.    Не включай самостоятельно электроплиту!
Помни: шутки со спичками до добра не доведут!
Спичка-невеличка, а огонь от нее большой
 .

Воспитатель: какая же опасность ещё ожидает вас дома?

- Мы отгадали загадки про: иголку, нож и ножницы. Как можно назвать все эти предметы (режущие и колющие предметы).

- Ребята, острые, колющие и режущие  предметы – это вторая опасность, которая может вас поджидать дома. А что нужно делать, чтобы эти предметы не стали причиной беды.  Ответы детей (не размахивать ножницами, не брать нож, все предметы убирать на свои места)

-Правильно, необходимо соблюдать правила пользованиями этими предметами и все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Воспитатель открывает картинки лекарственных средств и бытовой химии.

- А что за опасность подстерегает вас на этот раз?

(Лекарства и бытовая химия) –

Воспитатель: Витамины, капли, таблетки. Как назвать, одним словом?

Дети: лекарства.

Чем это опасны лекарства, ими же лечатся? (дети отвечают)

Правильно ребята,

 

Если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно

И даже умереть!

Так будьте осторожней –

Зачем же  вам болеть?

Воспитатель: порошок, чистящие средства, моющие средства, освежитель воздуха, как их можно назвать короче?

Дети: бытовая химия.

- Что должны знать дети о бытовой химии? ( можно отравиться, попасть в больницу, детям эти вещества брать нельзя).

Правильно, химикаты - это яд и детям ими пользоваться нельзя.

Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Мы с вами знаем пословицу «Каждой вещи своё место».

Сейчас поиграем в игру «Что где храниться?»

- Где нужно хранить бытовую химию? (в специально отведенном месте, в шкафу)

- Как называется место хранения лекарственных препаратов? ( аптечка)

- А что вы уберете в шкатулку? (швейные принадлежности – иголки, ножницы)…..

 

Воспитатель: Ребята, а что же делать, если вдруг выпил лекарство по ошибке?

Дети: - В такой ситуации надо вызвать «Скорую помощь».

Воспитатель: - Назовите номер «Скорой помощи»? (03)

- напишите его

Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что кто-то из вас выпил лекарство  без разрешения, и ему стало плохо.

Игра - инсценировка «Скорая помощь».

(в инсценировке участвуют взрослый и ребенок)

 Звонит телефон…

- Алло, «Скорая помощь» слушает!

- Помогите, мне нужен врач! Я выпил без разрешения много лекарств, мне плохо!

- Дома есть взрослые?

- Нет, мама и папа на работе.

- Сколько тебе лет?

- Семь.

- Имя и фамилия?

- ________

- Домашний адрес?

- ________

- Жди «Скорая помощь» выезжает.

Воспитатель: - Спасибо ребята! Скажите, а что должен знать ребенок, чтобы вызвать «Скорую помощь»?

Дети: - Свою фамилию, возраст, адрес.

Воспитатель: - Ребята, но лучше, чтобы с вами не случалось таких ситуаций.

Воспитатель: мы с вами  ещё не поговорили  о такой ситуации как, общение с незнакомыми людьми?

Воспитатель: Ребятки! Скажите, можно ли открывать дверь, не спросив, «Кто это?» и не посмотрев в дверной глазок?

Дети: Нет! Нельзя! Надо спрашивать: «Кто?» или «Вам кого?» А лучше посмотреть в дверной глазок - свой или чужой.

Воспитатель: Почему нельзя? Объясните, пожалуйста.

Дети: Этот человек может быть преступником, вором.

Воспитатель: - Ребята, а если все-таки кто-то пытается проникнуть в ваш дом? Как вы себя поведете?

Дети: - Позвоним в полицию.

Воспитатель: - По какому номеру вы будете вызывать полицию?

Дети: - 02

Воспитатель: -  напишите этот номер? (дети пишут номер на листе бумаги).

Воспитатель: - Я вам, предлагаю поиграть в игру «Свой, знакомый, чужой»

Я называю того кто пришел…

Если это близкий человек или знакомый вы хлопаете в ладоши, если чужой сидите спокойно, при этом объясняете свои действия.

«Мама, папа, телемастер, милиционер, почтальон, бабушка, сантехник……»

 

После игры подвести итоги и  сделать вместе с детьми выводы:

-Не открывать дверь незнакомому человеку:

-Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

-На вопрос: «Ты один дома?» - отвечай всегда «Нет, не один: бабушка отдыхает, мама в ванной, папа телевизор смотрит и т. д.».

-Не поддавайся ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь, вызывай милицию по телефону 02. потом звони маме или папе на работу и соседям, обязательно запомни свой адрес. Запиши телефоны соседей, родителей и близких людей.

Воспитатель: Молодцы!

- сейчас я вам прочитаю рассказ, и вы мне скажете, что неправильно сделала девочка?

           « Жила одна семья- мама и дочка. Однажды маму срочно вызвали на работу. И девочка осталась одна дома.

Звали девочку Ариша, было ей 5 лет.  Она играла с куклой.

- Скучно стало играть с куклой, пойду я включу электрический чайник и попью чаю  с конфетами. – Ой, долго ждать пока он согреется, попью сока. (Пьёт и обливается соком.)

- Ну вот, теперь вся мокрая.. Пойду, застираю кофточку. По пути она видит освежитель воздуха. (Ариша распыляет освежитель воздуха)

- Ой - ёй, как глаза щиплет.

-   Я утюгом поглажу кофточку, она так быстрее высохнет  и включает утюг в розетку. Гладит  кофточку и замечает, что на ней нет пуговицы.

- Где же пуговичка? (ищет вокруг себя и не находит ), пойду я в маминой шкатулке посмотрю, там и иголки с нитками есть. (Берёт шкатулку, открывает и ищет)

- Ой, я уколола пале-е-е-е-ц (заплакала Ариша, выронила шкатулку и всё рассыпалось на пол).

- Надо срочно помазать палец зелёнкой, подумала она, достала аптечку и поискала  зелёнку.

- О! какие тут бутылочки, а какие красивые таблеточки и витаминки, попробую одну, съела и у неё начал болеть живот.

- Оё, ёй, как больно…,что мне делать? И мама ещё не скоро придёт».

Обсуждение ситуации.

Воспитатель: ребята, скажите, что неправильно делала Ариша, пока была дома одна?

Ответы детей

-  Электрочайник - это опасный предмет, нагревательный. Им детям пользоваться нельзя.

- Утюг - это нагревательный электроприбор. Им  детям пользоваться нельзя. Может ударить током или случится пожар.

- Острые, колющие предметы опасны, можно уколоться, пораниться.

- Лекарства брать без спроса нельзя – это вещество, применяемое для лечения или для предупреждения болезни.

- Порошок, чистящие средства, моющие средства, освежитель воздуха – это бытовая химия,  можно отравиться, попасть в больницу, детям эти вещества брать нельзя.

Воспитатель: - Итак, ребята, мы с вами узнали, что когда мы остаемся одни дома, могут возникнуть разные опасные ситуации.

- Ребята, посмотрите, какие телефоны вы  написали: 01, 02, 03.

•          01 - телефон пожарной службы

01 звони по телефону

И о пожаре сообщи

Ближайшему району

Пусть знает каждый гражданин

Пожарный номер: ноль – один!

•          02 – полиция

 Коль дверной звонит звонок –

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришёл к тебе, узнай,

Но чужим не открывай!

Если нет глазка, тогда

«Кто там?» спрашивай всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться –

То звони скорей в полицию!

 03 - скорая помощь

Если вдруг ты очень захворал,

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Этот номер  « скорой помощи» - «03».

Итог занятия.

- Итак, о каких домашних опасностях мы сегодня говорили? (острые, колющие предметы, электроприборы, лекарства и бытовая химия, общение с чужими людьми)

- Что нужно делать, чтобы все эти предметы не угрожали здоровью? (без разрешения взрослых ничего не трогать ).

 

- Молодцы, я вижу, что правила безопасного поведения дома вы знаете. Надеюсь, вы будите их всегда выполнять.