Музей музыкальных инструментов

Моргунова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель

МБДОУ "Детский сад №9 "Журавушка"

город Урюпинск


Тип проекта: информационно – познавательный.

Срок проекта: 2016 -2017г.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Актуальность:

 Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки  относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов которые использовали люди.

  В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания  настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!                                                                                                                       Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и  их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Цель проекта: познакомить детей с  огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя хорошей  музыки.

Задачи проекта:

1.Расширить представления детей о музыкальных инструментах: ДМИ, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);

2.Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе поиска, систематизации и обобщении полученной информации;

3.Обогатить речь детей  словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

4.Активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, загадки и др.)

 5. Воспитывать понимание детьми изобразительных свойств музыки, передаваемых средствами музыкальных инструментов («Как рассказывает музыка», « О чем рассказывает музыка»)

6.Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

7. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Форма реализации проекта:

-Чтение художественной литературы;

-Тематические беседы;

-Просмотр видеоматериалов;

-Прослушивание аудиоматериалов;

-Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка);

-Театрализованные игры;

- Изготовление макета музыкальных инструментов;

-Создание индивидуальных мини – проекта.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий. 

  

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

 

1.     Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

-Методическая литература для педагогов и родителей;

-Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление  наглядных материалов для осуществления  проекта:

-наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.

-дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о   музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»)  

-музыкально-дидактические игры, творческие игры с элементами ТРИЗ

«Оператор РВС»

«Муз. Инструменты»

«Муз. Кроссворды» 

«Мастерская музыкальных инструментов ТРИЗ» 

«Хорошо - плохо» («Черное-белое»). 

«Четвертый лишний» 

« Из чего сделан инструмент» 

  - ИКТ (слайд-презентации  «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» (три кита), и видеоролики с  музыкальными фрагментами). 

4.Планирование целевых прогулок в мини-музей детского сада «Музыкальные инструменты»,  в  детскую музыкальную школу.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

 

1.    Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

 -просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением муз.инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре.

-оформление альбома «Музыкальные инструменты» ( история муз. инструментов, инструменты разных стран и эпох)

- организация  мини-музея «Музыкальные инструменты»,

-планирование цикла тематических познавательных экскурсий в мини-музей детского сада «Музыкальные инструменты».

-просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт» 

 

2.Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 -беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»

-рассказ-сообщение об истории  возникновения музыкальных инструментов

-Организация и проведение творческо-речевых игр (с элементами ТРИЗ)

-Загадывание и отгадывание загадок про муз.инструменты

-Разгадывание музыкальных кроссвордов 

-Разгадывание музыкальных ребусов 

-Придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты

-чтение стихов  и сказок про музыкальные инструменты 

 -чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты

(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»)

 

 3.Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

-оформление муз.уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами

-проведение сюжетно-ролевых игр с использованием  темы музыкальных инструментов

«Идем на концерт»

« Магазин музыкальных инструментов»

-беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

-беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

-беседа с детьми о профессии музыканта

-организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)

4.Обазовательная  область  «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

-слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества);

-онлайн игры по теме проекта;

-музыкально-дидактические игры:

«Угадай, на чем играю»;

«Оркестр»;

«Гномики и феи»;

«Музыкальный теремок»;

«Подбери инструмент»;

«Музыкальный кубик»;

«Кубик-оркестр»

«Раз, два, три… ко мне беги!"»

-разучивание  и исполнение пьесок детского оркестра музыкальных инструментов, в том числе с помощью сборника «Цветочная симфония» Порфирьевой Л.Н. 

-рисование детьми ДМИ (традиционных  и с элементами ТРИЗа);

-раскрашивание  картинок ДМИ;

-рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

 

Список используемой литературы

 

1.Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду»  Волгоград, 2011г.

2.Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа  в детском саду»  Скрипторий 2010г.

3.Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.

4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область   "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.

5. Сычева М.А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с    элементами  ТРИЗ для музыкальных руководителей. Феникс 2009г.

6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»  Ярославль 2009г.

7.Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.

8. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.  Ульяновск, 1991г.

9. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год

 

Наглядные материалы

 

1.     «Расскажите детям о музыкальных инструментах» изд-во « Мозаика-Синтез», Москва 2011г.

2.     Музыкальные инструмента (раскраска), спец. выпуск газеты «Талантливый малыш» № 11/2011г.

3.     Музыкальные инструменты. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром, изд-во «Мегаполис», 2010г.

4.     «Музыкальные инструменты», обучающие карточки, изд-во  «Проф. Пресс» 2011г.

5.     «Цветочная симфония для металлофона» Порфирьевой Л.Н.

 

Литература для детей

 

1.     «Все о музыке» С.Волков. Изд-во «Омега» , 2000г.

2.     «Музыкальные ребусы» Новикова Е.В., Новикова Н.А. Изд-во «Вик Рус» Киров 2001г.

3.      «Нотная грамота» Романец Д. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012г.

 

Интернет-ресурсы

 

 -    http://muzruk.net/2011/09/pasporta-muzykalnyx-instrumentov/

 -    http://buslik.net/index.php?do=cat&category=games

 -     http://www.muz-urok.ru/skazki_k_urokam3.htm

 -     Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 -     http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten /12768.html

 -     http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/ 12687.html

 

   -    http://skyclipart.ru/musik/