Конспект НОД по развитию речи  в первой младшей группе "Птицы зимой"

Иващенко Наталья Алексеевна, воспитатель

МК ДОУ Кантемировский детский сад №1

п.Кантемировка


Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, к жизни птиц.

Задачи:

 Образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложениясостоящие из двух, трёх слов;  совершенствовать грамматический строй речи; продолжать учить отвечать на простые вопросы с опорой на картинки.

Развивающие : развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики.

 Воспитательные: формирование навыковдоброжелательности,  ответственности, воспитание любви к природе,заботливого отношения к птицам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое  творчество», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование:  картинки с изображением птиц (воробей, ворона, снегирь, синица), кормушка, крупа,, фонограмма с голосами птиц,звуки зимней вьюги.

Ход НОД:

1.Организационный момент.(звучит аудио запись Вивальди «Зима»).

Воспитатель: Дети, посмотрите какая красивая коробочка. Давайте посмотрим, что в ней лежит.(картинки с изображением птиц) 

Звучит фонограмма с голосами птиц.

 2.

Воспитатель выставляет на ковролинеизображения птиц.

Воспитатель:Посмотрите, кто к нам прилетел? (Птицы) Сколько птиц прилетело? (Много) Воспитатель показывает изображение птицы и рассказывает о ней.Воспитатель показывает картинку с изображением птиц.

Воспитатель: Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Какая грудка у снегиря?

Дети: Красная.

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.

Дети: Синичка.

Воспитатель: Какая грудка у синички?

Дети: Жёлтая

Воспитатель:А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона?

Дети: Кар-кар-р

Воспитатель: Какая ворона?

Дети: Большая, черная, сердитая.

Воспитатель: Покажите мне, как ворона сердится.

Дети изображают ворону, передавая её грозный вид.

Воспитатель: Ребята, на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная!!! Поэтому она так сердится.

Воспитатель: А кто это маленький, серенький?

Дети: Воробей.

Воспитатель: Как чирикает воробей?

Дети «Чик-чирик!

Воспитатель: Что же с ним случилось?

Дети. Он замёрз, хочет кушать.

3.

(аудиозапись: звуки зимней вьюги)

Воспитатель: Да ребята он замёрз, потому что зимой дует холодный ветер. Слышите, как вьюга завывает. Как дует зимний холодный ветер? У-У-У…

Дети: У-у-у.

Воспитатель: Как холодно воробушку зимой на веточке? А-а-а!!!

Дети: А-а-а!!!

Пластический этюд (метод эмпатии — образно — пластическое творчество детей).

(Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой.)

«Воробушек»

У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка

Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!

Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).

4.

Воспитатель: Вот мы и узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Вьюга все дороги замела, нужно птичек найти и согреть. Вы, ребята, посмотрите, что  там лежит?

Дети: Снежные комочки.

Воспитатель: Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.

Упражнение: «Волшебный комочек». Развитие мелкой моторики.

(Дети разворачивают сомкнутый лист бумаги и называют птиц)

Ответы детей: У меня снегирь. У меня воробей. У меня ворона. У меня синичка.

Развитие плавного длительного ротового выдоха.

Воспитатель: Давайте согреем птичку. (Предлагает детям согреть птичку своим дыханием). Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.

Воспитатель: Мы посадим птиц на веточку, они будут слушать наш рассказ.

Работа с алгоритмом. Схема: «части тела птицы» (голова, крылья, хвост, лапки, перо.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что вы видите на схеме?

Дети: Голова, крыло, хвост, лапки.

Воспитатель: Кому они принадлежат?

Дети: Птичкам.

5.

Воспитатель: Правильно, это части тела птицы. Я вам предлагаю поиграть в игру «Что у человека, что у птицы?»Будьте внимательными.

Сравнение строения человека со строением птицы.

Воспитатель: У человека голова, а у птицы?

Дети: голова.

Воспитатель: У человека руки, а у пиццы?

Дети: крылья.

Воспитатель: У человека ноги, а у птицы?

Дети: лапки

Воспитатель: У человека волосы, а у птицы?

Дети: перья

Воспитатель: У птицы хвост, а у человека?

Дети: Нет хвоста.

6.

Воспитатель: Зимой птичкам трудно найти себе корм. Нет жучков, червячков, травки. Люди помогают птичкам, подкармливают их.Посмотрите, что у меня в руках – это кормушка. Кормушка – столовая для птиц. Люди насыпают крупу для птиц в кормушку.

Давайте, насыплем крупу для птичек в кормушку. (Дети сыплют крупу)

7.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Поэтому птички прилетают поближе к людям, чтобы они их покормили и согрели.

Игра-релаксация «Мы птицы».

 

Дети встают в круг, «превращаются» в птичек, летают по кругу, клюют зернышки как птицы, пьют водичку.