Экологическая игра "Россия - самая зеленая страна"

Журавлева Ольга Александровна, библиотекарь

МБУК г. о. Самара ЦСДБ библиотека семейного чтения № 25

г. Самара


АННОТАЦИЯ

 

В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.

Одной из эффективных форм экологического образования и воспитания является проведение экологических мероприятий в библиотеке, которые позволяют повысить экологическую культуру школьников.

Экологическая игра в форме PMI (плюс, минус, интересно) разработана для учащихся 7-9 классов и призвана привлечь внимание школьников к экологическим проблемам в России и пробудить интерес к экологии родного края.

 

 

 

Сценарий экологической игры

«Россия- самая зеленая страна»

 

Форма мероприятия: экологическая игра в форме PMI (плюс, минус, интересно).

Цель мероприятия: повышение экологической культуры школьников (7-9 классы).

Задачи: научить работать с литературой по заданной теме, доказывать свою точку зрения, работать в команде, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы своей страны.

Оформление и используемый материал: книжная выставка «Наша матушка-земля», презентация, книги и журналы по теме, карточки с + и -.

В начале мероприятия школьники представляют себя в  качестве жюри на конкурсе стран мира на звание «Самой ЗЕЛЕНОЙ страны».

1 этап. Представитель страны-участницы (библиотекарь) делает интерактивный доклад о России.

Россия – крупнейшее в мире по площади государство, занимающее примерно 1/8 часть суши (не считая Антарктиды). На территории России проживает около 143 млн. чел. Россия занимает около 1/3 территории Евразии, включающей восточную часть Европы и север Азии.

Берега Российской Федерации омываются водами двенадцати морей и одного моря-озера, которые принадлежат к бассейнам трех океанов – Атлантического (Балтийское, Черное, Азовское), Северного Ледовитого (Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и Тихого (Берингово, Охотское, Японское).

Россия обладает практически всеми природными ресурсами. Ее природно-ресурсный потенциал крупномасштабный и комплексный. Природа России играет большую роль в поддержании глобального экологического баланса.

Российская Федерация располагает огромными водными ресурсами. Она занимает первое место в мире по запасам пресных поверхностных и подземных вод — более 20% мировых ресурсов.

Биологические ресурсы России уникальны. На территории России представлены практически все типы вне тропических природных экосистем Евразии (полярные пустыни, тундры, леса, степи, полупустыни, субтропики). Россия обладает самыми богатыми в мире водно-болотными угодьями, а также играет особую роль в сохранении арктических экосистем Земли и их видового состава. Во флоре России, по самым общим экспертным оценкам, 3000 видов и форм лишайников, около 1200 видов листостебельных мхов, примерно 1200 видов сосудистых растений. Россия — крупнейшая лесная держава. Это предопределяет глобальное значение лесов России не только как источника сырья для многих отраслей промышленности, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом создающего условия жизни на Земле.

Планетарное экологическое значение имеют российские леса и переувлажненные земли и болота (22% территории), которые регенерируют атмосферный кислород и выступают геохимическими барьерами для загрязняющих веществ. В Российской Федерации сохраняются крупнейшие в мире площади с мало нарушенными (слабо затронутыми хозяйственной деятельностью) естественными экосистемами. 65% территории практически не затронуты хозяйственной деятельностью, и экологическая ситуация в этих районах близка к естественной.

Такие уникальные условия, обилие и разнообразие природных составляющих определяют важные функции российской природы в экологии Земли. Все это создает для России неординарные хозяйственные условия (и одновременно ограничения) в международном разделении труда, предполагает как определенную ответственность перед мировым сообществом, так и известные права в качестве уникальной территории планеты. Россия обладает уникальным рекреационным потенциалом. В стране создана разветвленная система особо охраняемых природных территорий как национального, так и мирового значения, включающая заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы и др.

В последние десятилетия число и общая площадь заповедников и национальных парков ощутимо увеличились.Большую роль в сохранении природы играют заповедные особо охраняемые территории: заповедники, национальные парки, заказники. Еще во времена Петра! запрещалось рубить леса в 30 верстах вдоль больших рек и в 20 верстах вдоль малых. В Указе 1703 г. говорилось: «За дуб, буде кто хоть одно дерево срубит, так­же и за многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь».

В России разрабатывается система современных экономических и правовых механизмов природопользования.Охрана природы осуществляется одновременно с рациональным природопользованием в следующих двух важнейших направлениях: сведение к минимуму вредных воздействий на природу со стороны производственной деятельности и осуществление мер, стимулирующих нормальное функционирование биосферы и составляющих ее экосистем.

В связи с этим, система охраны окружающей среды включает методы работы:

- разработка научных программ, научные исследования

- совершенствование правовой базы, пресечение браконьерства

- совершенствование особо-охраняемых природных территорий, просветительская деятельность, пополнение Красной книги

- международное сотрудничество

Пример: меры по охране Амурского тигра. Федеральная программа «Сохранение АТ» (1995 г.), разработана стратегия по сохранении АТ. Цели: сохранить жизнеспособную популяцию на территории России и среду обитания; создать сеть особо-охраняемых территорий, привлечь благотворительные и международные организации. Результат – АМ не грозит вымирание. Численность амурского тигра в Приморском и Хабаровском краях составляет 420 взрослых особей и около 100 тигрят.

Вывод. Россия – мировой экологический донор, настоящая «зеленая страна».  На её долю приходится значительная часть экосистем, не затронутых хозяйственной деятельностью человека. Россия непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мира.

2 этап. Обсуждение «жюри» достоинств и недостатков страны-конкурсанта. Ребята делятся на две команды. Каждая работает  с предоставленной литературой (книги, журналы) по теме  10 -15 мин.

3 этап. Обмен мнениями. Команды по очереди называют + и – конкурсанта, подтверждая слова цитатами из книг и журналов.

4 этап. Делается совместный вывод на основе подсчета + и -.

 

В конце игры ребята делают неутешительный вывод – Россия не достойна звания «зеленой страны», и нам, её жителям, необходимо ещё много работать, чтобы сохранить природные богатства нашей Родины.