Мастер-класс для педагогов "Арт-терапия в работе с дошкольниками"

Быкова Валентина Сергеевна, педагог-психолог

МАДОУ "ДС № 55 г. Благовещенска"

г. Благовещенск


Цели: повысить профессиональное мастерство педагогов с помощью арт-терапевтических технологий; сформировать эмоциональную стабильность у участников образовательных отношений.

         Задачи:

         - познакомить с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике;

         - создать положительный эмоциональный климат в коллективе при помощи методов арт-терапии;

         - развивать профессионально-творческую активность;

         - создать условия для индивидуальной и коллективной работы, раскрыть внутренний потенциал каждого педагога.

 

Ход мастер-класс

1. Организационный момент

Упражнение «Рисунок на спине»

         Педагог-психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды она пошла на прогулку (пальцами изображают идущие ноги), везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги). Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце на спине партнера). Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снеюпад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине). Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки). Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

         Примечание. Упражнение можно провести другим способом. Участники разбиваются на пары: один встает первым, другой - за ним. Игрок, который стоит сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т. д.). Партнер определяет, что нарисовано. Затем игроки меняются местами. Предложите выбрать для изображения предметы с небольшим количеством деталей для того, чтобы передать точно образ предмета. В инструкции сделайте акцент на ощущениях, которые испытывает человек, когда ему рисуют на спине. Важно максимально расслабить тело и сосредоточиться на движениях партнера.

         Вопросы для обсуждения:

- Что вы испытывали, когда рисовали у вас на спине, и когда рисовали сами?

- Что помогало угадать нарисованное? Что затрудняло?

Упражнение «Волшебный рисунок»

         Инструкция. Педагоги делятся на две команды. Участники одной команды садятся напротив друг друга.

         Педагог-психолог: Сейчас мы сыграем Театр Настроения. Выберите эмоцию и покажите своему партнеру напротив. партнер должен угадать эмоцию и нарисовать ее восковыми свечами в виде какого-то образа. (Участники в паре по очереди показывают свои эмоции.) А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Проявите получены рисунок-невидимку: закрасьте лист краской любого цвета.

Упражнение «История из жизни цветов»

         Педагог-психолог: Сегодня я расскажу вам одну историю из жизни цветов. Но для начала давайте вспомним, какие цвета бывают.

История из жизни цветов

         Жили-были два цвета: Желтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом. Но как-то они случайно встретились… Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать что именно он лучший. Желтый говорил:  «Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, Лучистый. Я цвет солнца. Я цвет песка в летний день. Я цвет, который приносит радость и тепло.» Синий же отвечал: «Ну и что! А я цвет неба. Я цвет морей и океанов. Я цвет, который дарит покой.» - «Нет! Все равно я самый лучший!» - спорил Желтый. - «Нет, лучший это я!» - не сдавался Синий.

         И так они спорили и спорили... Спорили и спорили... Пока не услышал их пролетавший мимо ветер. Тогда он ка-а-ак дунул. Все кругом закружилось, перемешалось. Перемешались и эти два спорщика... Желтый цвет и Синий... А когда ветер стих, то Желтый и Синий увидели рядом с со бой еще один цвет - зеленый! А тот смотрел на них и улыбался. «Друзья! - обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов. Цвет деревьев. Это настоящее чудо!» Желтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ, и сказали: «Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться. Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему. И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение. Благодаря нам всеми становится ярким, интересным и разноцветным!» И взявшись втроем за руки, они весело рассмеялись. Так им стало хорошо.

         Педагог-психолог: Предлагаю вместе сотворить чудо. Для этого разделитесь на пары и возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите своего партнера, каким цветом онхотел бы сейчас рисовать? После того как он выберет цвет, скажите ему о своем выборе. Вы помните, как получилось чудо в истории, которую я вам рассказала?Да, правильно, там перемешались друг с другомдва цвета: желтый и синий.И получился зеленый! Так и вы сейчас попробуете это сделать со своими цветами для этого один из вас начинает рисовать своим цветом с одного края листа и тихонько продвигается к середине. Второй рисует с другого края А когда вывстретитесь-то произойдет чудо! Посмотрите, какой цвет вас получился!

         Вопросы для обсуждения:

-                    Сколько теперь всего цветов на листке бумаги?

-                    Из-за чего спорили Желтый и Синий?

-                    Почему потом Желтый и Синий решили больше не ссориться?

 

2. Музыкальная арт-терапия

Упражнение «Оркестр»

         Инструкция. Каждый участник выбирает себе музыкальный инструмент. Все закрывают глаза.

         Педагог-психолог:Сейчас мы с вами в течение нескольких минут будем участниками оркестра.Каждыйимеет возможностьиспользовать свой инструмент для создания музыкальной композиции. Вы сами почувствуете, когдапридет время закончить эту композицию.

Упражнение «Дирижер»

         Педагог-психолог: Закройте глаза.Сейчася включу музыку. Представьте что вы дирижер, который руководит большим оркестром.

3. Танцевальная терапия

Упражнение «Танцы для пальцев»

         Инструкция. Предложите участникам представить, что их пальцы пришли за праздник.На столе под музыкальное сопровождение они танцуют пальцами вприсядку, по парам.

Упражнение «Круговые танцы»

         Инструкция. Звучит спокойная музыка, участники кружатся в медленном темпе. Когда произносите: «Танцы в двойках», они объединяются в пары и продолжают кружиться. Далее объявляйте танцы в тройках и в общем круге.

4. Песочная терапия

Упражнение «Полушарное рисование песком»

         Педагог-психолог: Наберите песок двумя руками так, чтобы он сыпался из кулачков. Теперь нарисуйте: одновременно два одинаковых круга;два одинаковых цветка; два разных цветка; картину на тему: «Дом, в котором мне хорошо!»

5. Изотерапия

Упражнение «Каракули»

         Инструкция. Для упражнения необходимы бумага и карандаш (ручка, фломастер). Участники свободно, не задумываясь о результате, рисуют на листе клубок линий, пробуют разглядеть в нем и описать какой-то образ. Каракули можно дорисовывать. Если рисовать цветными карандашами, которые скреплены резинкой или скотчем, или карандашом с трехцветным стержнем, то это заворожит ребенка, вызовет желание экспериментировать.

         Примечание. Упражнение «Каракули» используют при коррекции истерических состояний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Упражнение «Кляксография»

         Инструкция. Участники раздувают в разных направлениях капельки краски на бумаге. Далее предложите им «оживить» свои кляксы, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.

         Примечание. В качестве арт-терапии используйте это упражнение, когда видна повышенная возбудимость.

Упражнение «Рисунок на пене»

         Инструкция. Участники рисуют красками на пене для бритья. Краску можно растягивать и закручивать завитками и другими узорами. Если смешать пену, клей ПВА и гуашь, то можно будет рисовать цветной пеной на ватмане.

         Примечание. Упражнение развивает фантазию, воображение, снимает напряжение. Рекомендуем для профилактики и коррекции тревожности, страхов.

 

         Вывод: Когда вы сочетаете в своей работе техники арт-терапии, вы можете быстро добиться положительных результатов. Такая деятельность необычна, интересна и увлекательна, что помогает участникам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.