Мусор Земле ни к лицу

Зимина Ирина Владимировна, воспитатель

МБДОУ "ЦРР- детский сад №65 "Ивушка"

республика Татарстан, г.Альметьевск


Цель: знакомить детей с правилами поведения людей в природе при взаимодействии с различными видами мусора; развивает умение отличать мусор, легко разлагающий в природе, от мусора, который долгое время не разлагается и загрязняет природу. Дети приобретают на занятии навыки практического взаимодействия с мусором: умение очищать воду, почву от мусора. Основная задача занятия - привить детям желание общаться с природой, не загрязняя ее. 

Воспитательные задачи: воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее, руководствуясь во время общения специально предусмотренными для этого правилами, желание познакомить с этими правилами друзей, педагогов.                                                                                                                                                                     Развивающие задачи :развивать навыки практического взаимодействия с мусором: умение очищать воду, почву от мусора.     Развивать умение отличать мусор, легко разлагающий в природе, от  мусора, который долгое время не разлагается и загрязняет природу.                                                                                                                                                    Образовательные задачи :познакомить детей с правилами поведения людей в природе при взаимодействии с различными видами мусора.                                      Основная образовательная область : познание .                                 Интегрированные образовательные области : речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое развитие.                                                                                                  Методы : поисковые, наглядные, словесные, практические, игровые.  Приёмы : художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, вопросы, поощрение.                                                                                          Словарная работа: напомнить значение слов: загрязнять,  сортировать мусор, разлагать.                                                                                                   Атрибуты занятия: Различные виды мусора: пластиковый, бумажный, природный мусор, пищевые отходы ; поддон с почвой, в которой посеяны семена растений; две банки с водой. ; бассейн с водой, в которой находятся водоросли, ракушки, камешки и различный мусор;  2 пустых таза;  4  сочка.                                                                                                                  модель поляны, сшитая из ткани; 4 коробки для сортировки мусора («стекло», «макулатура», «пищевые отходы», «пластик»; различные пищевые продукты в упаковках, которые быстро разлагаются объектами природы и в упаковках, имеющих долгие сроки утилизации объектами природы (металлические банки, стеклотара, пластик, целлофан и т.д.), один рюкзак.                               

Словарная работа: напомнить значение слов: загрязнять,  сортировать мусор, разлагать.                                                                                                     Предварительная работа : изучение методической литературы «Наш дом –               природа» (Н.Рыжова) , Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве  (Николаева С.Н..) , подготовка наглядного демонстрационного материала, разработка практических игр.

Структура :                                                                                                                   Вводная часть.                                                                                            1.Рассматривание фотографий на мультимедийном экране                   2.Дидактическая игра «Весна пришла»  с использованием мультимедиа.   3.Постановка цели –охрана и защита природы  от загрязнения.

Основная часть .                                                                                                    1.Беседа                                                                                                            2.Практическая игра «Очистим водоём от мусора»                                              3.Практическая игра «Очисти поляну от мусора»                                             4.Подвижная игра на внимание «Какой мусор опасен для природы»                   5.Игра «Готовимся к походу на природу»                                                                                6. Посадка росточков герани каждым ребёнком.

Итог. 

Ход занятия                                                                                                                   Дети проходят в  группу.  Ребенок  читает стихотворение

«Пришла весна» М. Пожарова

Шумят леса, цветет земля,

Поет-звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна —

В одежде из лучей!»

Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна

В гирлянде из цветов!»                                                                                                  М. Пожарова

 

Как вы думаете, соответствует ли музыка и стихотворение, которые вы слышали сегодняшнему времени года? Почему? (ответы детей)

- Да сегодня весна, в стихотворение говорится  о весне. Давайте вспомним приметы весны.  Экологическая игра  «Весна пришла» с использованием  мультимедиа. (Стало теплее; на деревьях набухли почки; прилетают птицы; таит снег; побежали ручьи; просыпаются первые цветы, трава; «ледоход», «половодье» )

- А почему это происходит сейчас, а не зимой, например? (Потому что солнце ярче светит, пригревает и все оживает)

-Нравится вам оживления природы? (ответы детей)

 Да, весна – это очень хорошее время года. Но, к сожалению, наше настроение может испортить вот это. (Детям демонстрируется фоторепортаж о том, что весной из- под снега обнаруживается мусор.)

- Нравятся вам эти фотографии? Что здесь плохого и почему? (ответы детей)

- Природа дает нам все: и красоту, и чистоту, и продукты питания, а человек, зачастую, обижает природу, ведет себя не правильно по отношению к ней.                                              Ребята, сейчас мы с вами посмотрим, какой же вред человек приносит природе и как мы с вами можем помочь исправить  это положение.

Итак, ребята, о самом важном.

Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобою?!

Воспитатель : "Чтобы познакомить Вас с  первым  правилом необходимо решить одну проблему.

Послушайте, что произошло с одним мальчиком по имени Вася.

Воспитатель: "Однажды весной Вася  пришел на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. Непорядок, как не красиво - подумал Вася, мусор нужно убрать. Собрал он весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Вася сидел и радовался, какой я молодец!"

Воспитатель: "Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Вася?"                                                    Дети: высказывают свое мнение.                                                                                                    Воспитатель  показывает им две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор. Королева спрашивает детей:                                                              -Что происходит с мусором в воде? (ответы детей)                                                                                           - Какая стала вода? (ответы детей)                                                                                                                                    -Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? (ответы детей)                                                                                                                                                 -А как вы думаете, ребята, смогут ли в такой воде жить водоросли?" (ответы детей) (воспитатель берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду.)

Воспитатель: "Чего же не хватает в такой грязной воде растениям?"

Дети: "Света".

Воспитатель: "А теперь понюхайте воду в банке. Как пахнет вода, в которой находится мусор?"

Дети: "Фу, плохо пахнет".

Воспитатель: "Вы хотели бы искупаться в такой воде?"

Дети: "Нет".

Воспитатель: "А что же нужно сделать, если мы заметим в воде мусор?"                     Дети: - Нужно вытащить его из воды.

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, здесь есть один водоём (бассейн, наполненный водой). Он загрязнён, что можно сделать?"

Дети. Очистить водоемы.

Воспитатель предлагает поиграть в игру "Очистим воду от мусора".

Воспитатель предлагает детям очистить от мусора воду в бассейне. Вылавливая мусор сачком, необходимо быть внимательными и оставлять в воде то, что не является мусором (камни, ракушки, водоросли). 

  

Воспитатель :"Если чистый водоем хорошо купаться в нем. Воду вы не загрязняйте, в нее мусор не бросайте!"( 1 правило на слайде).

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете это правило? (ответы детей)

 Воспитатель просит детей  запомнить это правило.

Воспитатель  показывает детям поддон с травой, сверху нее находится мусор (консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики). Дети рассматривают траву под мусором. Воспитатель  задает вопросы:

- В чем отличие травы под мусором. (она чахлая, жёлтая, низкая )

- Как вы думаете, почему под мусором трава чахла, желтая, низкая, чего ей не хватает?" 

Дети говорят, что под мусором траве не хватает света, воды во время дождя. 

"Мусор на поляне траве расти мешает, из-за него растениям света не хватает, Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте!" (2 правило на слайде)

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете это правило? (ответы детей)

Далее воспитатель  предлагает рассмотреть детям полянку. На модели поляны, сшитой из ткани, разбросан мусор природный, бумажный, пищевые отходы, пластиковые упаковки, металлические банки.

Воспитатель спрашивает детей, что из этого мусора может послужить пищей для животных, что может сгнить в почве, а какой мусор не разрушается и не поедается живыми организмами. (пищевые отходы, природный мусор, пластик, резина, металл, и др.)  Какой мусор опасен для природы, так как он никем не перерабатывается. (ответы детей)

Далее воспитатель  предлагает очистить поляну от мусора и рассортировать его по коробкам  «стекло», «пластик», «макулатура», «пищевые отходы».                 Но перед тем, как начать работу, необходимо запомнить еще одно правило;

"Мусор руками не следует брать, нужно перчатки всегда надевать! А если перчаток с собою нет, наденьте на руку целлофановый пакет".(3 правило на слайде)

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете это правило?

Воспитатель раздает детям перчатки или пакеты. И предлагает детям поиграть в игру "Очистим поляну от мусора". После окончания работы, королева проверяет содержимое мусорных коробок. 

Далее воспитатель спрашивает:

- А что же делать с  мусором?"( увезти на мусоросортировочную станцию, погрузить в мусоровоз, который отвезёт мусор на свалку, выбросить в мусорный бак ).                                                                                                                                             "Мусор не бросайте всюду просто так - есть всегда для мусора специальный бак!"( 4  правило на слайде)

                                                                                                                                        –А что же можно сделать с пищевыми отходами ? (Дети предлагают закопать его в почву или использовать на корм животным).

"Мусор на поверхности не оставляйте, все что может сгнить - вы в землю закопайте"(5 правило на слайде)

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете это правило?

Воспитатель просит запомнить эти правила и забирать  с поляны все, что не сгнивает в земле. Напоминает, что всегда нужно забирать из природы с собой такой мусор и выбрасывать его в мусорный бак возле дома.

После этого воспитатель спрашивает: "Ребята, вы запомнили, какой мусор не навредит природе, Что можно закопать в землю, а что необходимо увести с собой в город, так как это мусор долго будет загрязнять природу? Я хочу проверить ваши знания".

Воспитатель  предлагает поиграть в игру "Какой мусор опасен для природы". Объясняет правила: "Я буду называть разные предметы, и если они не опасны для природы вы хлопает в ладоши. А если для природы  они опасны- - вы топаете  ногами". А сейчас представим на минутку, что мы с вами отправляемся в пеший поход. Придётся долго идти пешком  и таскать долго с собой мусор.  Не лучше ли прежде, чем идти на природу, подумать, и взять с собой только те вещи и продукты, которые не будут загрязнять природу. Давайте, ребята, подойдем к столу и подумаем, какие вещи из тех, что лежат на столе, мы положим в рюкзак и возьмем с собой, а какие оставим дома". Дети выбирают продукты в упаковках, не наносящих вред природе (картон, бумага), либо не имеющие упаковки. Например, сыр в картонной упаковке, а не в пластиковой. Свежее яблоко, а не фруктовый компот в банке и тому подобное.

"Если собрался идти ты в поход, нужно продумать все наперед. Что оставить дома, а что с собою взять, чтоб потом природу меньше загрязнять!"(6 правило на слайде)

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете это правило?                                                          Далее воспитатель просит обратить внимание детей на последний слайд «Сохраним природу вместе»

-Дерево, цветок ,рыба , птица  не всегда сумеют защититься, если будут уничтожены они на планете мы останемся одни! Хотели бы вы остаться на Земле одни? (Нет). Так давайте будем друзьями природы, будем её охранять и оберегать. А сейчас я предлагаю каждому из вас  сделать доброе, хорошее дело – посадить росточек домашнего растения- герани и дать жизнь еще одному цветку, который летом мы высадим на нашем участке и он всё лето будет радовать нас своим прекрасным видом. (каждый ребенок высаживает в стаканчике росточек герани ).