Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе

"Русские сказки"

Кадочникова Наталья Михайловна, воспитатель

МБДОУ ДСКВ №43 "Цветочный город"

Кемеровская область, г. Юрга


Данное занятиеспособствует расширению знаний детей о русских народных сказках, закреплению уже пройденного материала.

 Данный материал может быть интересен для педагогических работников ДОУ при организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Русские-народные сказки».

 

Цель -развитие связной речи

Задачи:

Образовательные:

-формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

- познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;

-добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;

Развивающие:

-развивать связную речь, интонационную выразительность речи; развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитывающие:

-воспитывать взаимопомощь, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

 

Интегрируемые области:

 Познавательное развитие: расширять знания детей о русских народных сказках.

 Речевое развитие: активизировать и расширять словарь и речь детей 

 Физическое развитие: упражнять детей в умениях делать по образцу физкультурное упражнения. 

 Социально-коммуникативное развитие: формировать желаниепомогать ближнему.

Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная.

Форма проведения: подгрупповая.

Методы и приемы:

Беседа, игровая ситуация, рассказывание сказки с опорой на книгу, физкульт.минутка, викторина по уже прочитанным сказкам, наводящие вопросы.

Предварительная работа:разгадывание загадок, чтение художественной литературы: сказка «Лисичка-сестричка и волк» «Три медведя», «Заюшкина избушка», рассматривание картинок из сказок

.Материалы и оборудование:игрушки:волк, куклы, зайчик, курочки;   запись пения птиц, следы волка, 3 ложки разной величины, избушка, текст сказки «Петушок и бобовое зернышко» с иллюстрациями.                       

 

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Дети играют, входит воспитатель, одетый в сарафан и платок.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Меня зовут Бабушка-рассказушка. Вот пришла спросить, любите ли вы сказки? (ответы детей), а почему вы их любите?

 Знаете, дети, какая случилась беда! В сказочном лесу заблудились герои сказок, и не могут вспомнить, откуда они. Что же нам нужно сделать, чтобы вернуть их в свои сказки? (ответы детей)

А знаете, как попасть в сказочный лес? Нужно закрыть глаза и три раза сказать: «Крекс-пекс-фекс», и мы очутимся в волшебном лесу. Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова. (пока у детей закрыты глаза, выставляются деревья, выкладываются волчьи следы, прячутся игрушки, включается запись птичьих голосов).

 

II.Основная часть.

Воспитатель: -  Ну вот мы с вами и в сказочном лесу, открывайте глазки. Слышите, как поют птицы? Давайте с вами походим по лесу, поищем, кому нужна наша помощь.

Ой, ребята, смотрите чьи-то следы, интересно, чьи же они? Наверное, недалеко кто-то есть. Смотрите кто это? (волк). Что-то он какой-то грустный. Давайте спросим, что у него случилось. (дети спрашивают).

Волк: - Обманула меня лиса, хотел я рыбку себе наловить, да вместо этого хвост себе оторвал. Так расстроился, что даже не помню, в какой сказке живу. Помогите мне, ребята.

Воспитатель: - Ребята, в какой сказке живет волк? (Лисичка-сестричка и серый волк).

Волк: - Спасибо вам большое, пойду я в свою сказку (уходит).

Воспитатель: - Ну, что ж волку помогли, идем дальше. Смотрите избушка стоит, давайте заглянем, кто же там живет? (кукла Маша).

Маша: - Эта ложка-Михайло Потапыча, эта ложка-Настасьи Петровны, а вот эта, самая маленькая ложка, чья? Ох, не помню! Совсем забыла. Помогите мне, ребята, чья это ложка? (Мишуткина). А как это сказка называется?Вот спасибо, помогли так, помогли. Как же я могла забыть!

Воспитатель: - Ну что же пора нам и в другую сторону поворачивать. Ой, смотрите, кто же это? (Зайчик). Какой-то он невесёлый. Что случилось зайчик?

Заяц: - Как же мне не горевать? Была у меня избушка лубяная, а лисы ледяная. Попросилась она у меня переночевать, да меня и выгнала. Так выгнала, что я забыл, в какой сказке живу.

Воспитатель: - Поможем зайчику? Давайте вспомним, как называется его сказка? (Заюшкина избушка).

Воспитатель: - Лес-то у нас волшебный, да и я-то же немного волшебница, поэтому сейчас я превращу вас всех в зайчиков. «Снип-снап-снурре-пурре-базелюрре». Ну вот, теперь вы зайчики. Давайте поиграем.

                                        Зайцы скачут:

                                        Скок-Скок-Скок!

                                        Да на беленький снежок.

                                        Приседают, слушают,

                                        Не идёт ли волк.

                                        Раз-согнуться, разогнуться.

                                       Два-нагнуться, потянуться.

                                       Три-в ладоши три хлопка.

Какие же вы у меня весёлые. А теперь, я превращу вас обратно в мальчиков и девочек «Снип-снап-снурре-пурре-базелюрре». Ну вот вы больше не зайчики. Пора идти дальше. Ой, смотрите, кто это?

(Курочка). Ты тоже заблудилась?

Курочка: - Нет, я ищу коровушку, хочу попросить у неё молока, чтобы моя хозяйка сбила из него маслице, а маслицем я смажу петушку горлышко, он подавился бобовым зёрнышком.

Воспитатель: - Что же это за сказка такая, про петушка и бобовое зёрнышко? Вы знаете, дети, такую сказку? (Нет). И я не знаю. Нужно поскорее возвращаться домой, чтобы прочитать эту сказку и узнать, помогла курочка петушку или нет. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крекс-пекс-фекс». Ну вот мы и вернулись. Давайте сядем на стульчики, и я прочитаю вам сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».

(Чтение сказки).

 

III. Заключительная часть:

 Воспитатель: - Я считаю, что это добрая сказка. А вы как думаете? Почему? (Все помогали курочке: хозяюшка, коровушка, хозяин, кузнец).

А вы обратили внимание, как много в сказке добрых, ласковых слов: не зерно, а зёрнышко; не корова… (коровушка); не хозяйка, а…(хозяюшка); не масло, а …(маслице).

А как вы думаете, курочка очень переживала за петушка? (Ответы детей).

Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?

(Петя, не торопись. Петя, не торопись.)

К кому курочка обращалась за помощью?

(К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.)

 О чем курочка просила коровушку?, хозяйку, хозяина, кузнеца)

Как она просила? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока.) Скажите так же. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Все, как могли, помогали курочке достать маслица.)

Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да.)

А почему смогла? (Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку.)

Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чем?

Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду

 

Рефлексия.

Воспитатель хвалит каждого ребенка отдельно и просит попрощаться с курочкой.