Какая рыба вьет себе гнездо?

Юдина Юлия Алексеевна, ведущий библиотекарь

МКУ "Библиотечная система Усть-Камчатского сельского поселения"

п.Усть-Камчатск


Читательское назначение: учащиеся средних классов (5-8классы)

Цели и задачи:

- экологическое воспитание учащихся;

-  расширить кругозор учащихся в области экологии;

- вызвать у детей интерес к изучению живой природы;

- Развивать навыки работы в команде.

 Оформление и наглядность: презентация с вопросами.

Технические средства: компьютер, экран, колонки.

 Структура мероприятия:

- вводное слово;

- прохождение игры;

-подведение итогов;

-награждение.

-заключение

 

Игровая программа построена по принципу «Своей игры», где команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса. Вопросы изображаются на видеопроекторе с помощью презентации PowerPoint.

Темы вопросов:

1.    Общие вопросы

2.    Растения

3.    Картинная галерея

4.    Неизвестная биология

5.    Страшилки природы

6.    Музыкальная минутка

7.    По страницам Красной книги

 

Ведущая: Добрый день, ребята. Сегодня люди много говорят об экологии. А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» - дом, жилище и «logos» - знание, учение. Экология – это наука изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля.

И сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поучаствовать в краеведческой эко-игре «Какая рыба вьет себе гнездо?». Сейчас вы разделитесь на две команды. И придумаете название своей команде. (объяснение правил)(Ребята разделились на команды «Зеленая планета» и «Чистая планета»)

 

«Общие вопросы»

1.    Что такое флора? (Совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории.)

2.    Что такое фауна? ( Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории).

3.    Как называется участок природы, в котором берутся под охрану только отдельные виды растений и животных? (Заказник.)

4.    Как называется территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность. (Заповедник.)

5.    Как называется наука, которая изучает взаимоотношения животных организмов и окружающей среды? (Экология.)

6.    Как называется совокупность взаимодействующих живых организмов и среды их обитания? (Экосистема.)

 

«Растения»

1.    Какие лекарственные растения встречаются на территории Камчатского края?  ( Подорожник, Ива-чай, пижма, ромашка, боярышник, женьшень, крапива, облепиха, одуванчик, мята, череда, полынь, пихта, шиповник, чистотел, брусника, клюква, морошка.)

2.    Русское название этого растения связано с местообитанием его у тропинок. Другие названия – ранник, чирьевая трава – даны по его заживляющим свойствам. ( Подорожник.)

3.    Имя этого растения происходит от древнерусского «коприна» - шелк, так как из него получали волокно для выработки тканей. (Крапива.)

4.    Название этого растения произошло от имени нимфы Минты, которую богиня подземного царства Персефона превратила в душистое растение и посвятила Афродите. (Мята.)

5.    В те времена, когда славяне верили в лесных, водяных, небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня – мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе этого священного белого дерева… ( Береза.)

6.    В Греции это дерево было посвящено богине привидений и колдовства Гекате. Формы его были символом печали и горя. На Руси с этим деревом связан один из важнейших христианских праздников. (Ива, верба.)

 

«Картинная галерея»

1.    «Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин.

2.    «Грачи прилетели», А.К. Саврасов.

3.    «Березовая роща», А.И. Куинджи.

4.    «Иван-царевич на Сером Волке», В.М. Васнецов.

5.    «Корабельная роща», И.И.Шишкин.

6.    «Купание красного коня», К.С. Петров-Водкин.

7.    «Март», И.И. Левитан.

 

«Неизвестная биология»

1.    Назовите самую крупную и самую маленькую рыбу на Камчатке. (Крупная – Чавыча, самая крупная рыба из тихоокеанских лососей. Палтус - одна из самых крупных камбал, достигает 470 см. длины и 337 кг. веса. Маленькая – уйок( иняшка) достигает 5-6 дюймов в длину).

2.    Какая рыба вьет себе гнездо? (Корюшка.)

3.    Какое животное морского дна похоже на цветок? (Актиния.)

4.    У какого животного жир зеленого цвета? (У крокодила)

5.    Как узнать возраст рыбы? (По чешуйке, на ней видны светлые и темные колечки. Светлые образуются в теплое время года, когда рыба усиленно питается и хорошо растет; темные – в зимнее.)

6.    Какое женское имя носит одно из растений Камчатки? ( Любочка малоцветковая)

 

«Страшилки природы»

1.    Как известно крик этой птицы разгоняет нечистую силу. (Петух.)

2.    19 сентября 1981г. более 300 человек были съедены этими рыбами, после того как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта Обидус. (Пираньи.)

3.    Рассказывают, что на этом дереве повесился раскаявшийся предатель Иуда. С тех пор листья дерева дрожат, словно от страха, даже без всякого ветра. Кол из «иудина дерева» вбивали в могилы злодеев и колдунов, чтобы они не могли воскреснуть. (Осина.)

4.    В конце лета и осенью в ковыльной степи нередко можно наблюдать такое необычное явление: ветер гонит над пожелтевшей травой какие-то ажурные, прозрачные шары. Иногда по степи катиться целый вал таких шаров, вбирая в себя все новые и новые. (Перекати-поле.)

5.    По поверьям, корень этого растения похож на человеческую фигурку и при вытаскивании из земли издает ужасные стоны. Тот, кто услышит страшые звуки, непременно умрет, но мы, впрочем, знаем, что народная фантазия преувеличивает силу этого представителя флоры. (Мандрагора.)

6.    Нашествие этого насекомого считалось одним из самых страшных бедствий еще в Древнем Египте. Невероятные тучи прожорливых тварей порой затмевали в полете солнце. После их нашествия местность превращалась в голую пустыню. Порой это насекомое опустошало целые страны. (Саранча.)

7.    Об этом дереве издавна рассказывают страшные истории. Говорят, что к нему опасно приближаться, называют «деревом смерти». Всего одна капля сока дерева смертельна. (Анчар.)

 

«Музыкальная минутка»

1.    В каком фильме прозвучала «Песня про зайцев», которые в полночь в темном лесу косили траву? ( «Бриллиантовая рука»)

2.    Полет какого насекомого положен на ноты? ( Шмеля, в опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.)

3.    В честь какого животного названа оперетта И. Штрауса? (Летучая мышь.)

4.    Как переводиться на русский язык название танца «фокстрот»? (Лисьи шаги.)

5.    Какого маленького грызуна прославил неме6цких композитор Л. Ван Бетховен? ( Сурка, в знаменитой песенке «Сурок».)

6.    Этот испанский танец созвучен названию паука, от укуса которого, по одной из легенд, в 17 в. в Италии и Испании лечились с помощью изнурительного танца, что всегда кончалось потерей памяти. Как называются танец и паук? (Тарантелла, тарантул.)

7.    Образ этой прекрасной птицы положен в основу балета П.И. Чайковского ( Лебедь, «Лебединое озеро».)

 

«По страницам красной книги»

1.    Как называется специальное официальное издание, которое включает характеристику видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, и рекомендации по обеспечению их охраны? (Красная книга.)

2.    Почему книга исчезающих видов растений и животных названа Красной? ( Красный цвет – сигнал опасности для природы.)

3.    Назовите несколько видов растений, произрастающих на территории Камчатского края и занесенных в красную книгу. (Осока, ива, мак анюйский, родиола розовая, колокольчик, одуванчик и др.)

4.    Назовите несколько видов животных, обитающих на территории Камчатского края и занесенных в Красную книгу. (Сибирский белый медведь, Сивуч или морской лев, тюлень, морская выдра, серый дельфин и др.)

5.    Назовите несколько видов птиц, обитающих на территории Камчатского края и занесенных в Красную книгу. ( Альбатрос, цапля, лебедь, беркут, орлан, канадский журавль, серокрылая и белая чайка, белая сова и др.)

6.    Назовите несколько видов рыб, обитающих на территории Камчатского края и занесенных в Красную книгу. (Осетр, стерлядь, калуга, озерная малоротая корюшка, кижучь, нерка, чавыча, семга, белый голец, окунь и др.)

 

Подсчет баллов

Ведущая: С небольшим отрывом победила команда «Чистая планета». (Награждение победителей)

 

ФИО и должность автора/составителя: ведущий библиотекарь Центральной библиотеки Юдина Ю.А.

 

Библиографический список использованной литературы:

1.  Красная книга Камчатки. Т. 1. Животные. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор; Книжное изд-во, 2006. – 270с.: ил.

2.  Красная книга Камчатки. Т. 2. Растения. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор; Книжное изд-во, 2007. – 340с.: ил.

3.  Лобков, Е.Г. Гнездящиеся птицы Камчатки./ Е.Г. Лобков. – Владивосток, 1986. – 290с.

 

4.  Маслова, Г. За природу все в ответе. ­– / Г. Маслова, Т. Смирнова. // Библиополе. – 2016. –№3. – С.62-64.