Конструкт совместной деятельности в старшей группе

"Ходила капелька по кругу"

Самарина Ирина Сергеевна, воспитатель

МАДОУ - д/с № 17

г. В-Тагил, п. Половинный


Вид деятельности, форма совместной деятельности:технология проблемного обучения, познавательно- исследовательская деятельность.

Форма организации:групповая

Средства:

-визуальный ряд (раздаточный, демонстрационный): термос, стекло, стаканы с землей, стаканы с водой, пустой стакан, медали, картинки для обозначения команд, клей, клеёнки, салфетки, проектор, экран, ноутбук, конверты с заданием, картинки – модели «Как капелька путешествует».

- музыкальный ряд: звуковая презентация, трек «Белые кораблики».

- литературный ряд: сказка о Водяном.

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

Обучающие

1.    Уточнить значение воды для всего живого.

2.    Формировать систему знаний о воде её признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.

3.    Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот).

Развивающие

1.    Развивать у детей познавательное отношение к природе.

2.    Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные

1.    Воспитывать интерес к экспериментированию.

2.    Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.

Оздоровительные

1.    Удовлетворить потребность детей в движениях.

2.    Осуществлять профилактику нарушения зрения.

Методы и приёмы:

Проблемный

Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.

Практический(опыты); составление сказки по моделям «Ходит капелька по кругу».

Словесный(беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

 

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры» (снег быстро тает, если лить на него горячую воду),

Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».

Планируемый результат:

- проявляет познавательный интерес в процессе общения со сверстниками и взрослым

- самостоятельно решают проблему поставленную задачу

- активно включается в деятельность как самостоятельно, так и предложению взрослого и других дет ей

- умеют держать цель деятельности, выполняют свою роль в коллективе, ориентируясь на остальных членов команды

- проявляют желание заниматься интеллектуальной и продуктивной деятельности. Проявляют самостоятельность и инициативу прирешении заданий, используют личный опыт и представление об окружающим мире.

- проявляет сознательную и творческую активность в соответствие с [В.В.1]  замыслом.

- соблюдают общепринятые нормы и правила поведения.

  

Этап совместной деятельности

 

Организация совместной деятельности

Деятельность      педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

1 Мотивация

Цель: вызвать

интерес к предстоящей деятельности

- Ребята давайте сделаем круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Мы живём все на планете, называется земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».

- Вы любите сказки? Тогда хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Вовлекает в совместную деятельность

 

 

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание

Сосредотачивают внимание

 

 

 

 

проявление интереса и готовности к совместной деятельности

2 Основной

Цель: активизировать знания детей о круговороте воды в природе; развивать наблюдательность, умение ценить и беречь природу.

- Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся всё, что вдруг вся вода пропадет.

- Ребята, а если вся вода пропадет? Что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).(Ответы детей)

- Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

-  Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

  -Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело -  Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

(предложения детей)

1 этап. Проблема практики: 

   - Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

(НА ПРОЕКТОРЕ-  1 слайд включить звук) 

2 этап. Ритуал входа в сказку:

- Повернись, покружись и в подводном царстве очутись.

На проекторе анимированное изображение подводного царства.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд) 

 - Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.

   - Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать,воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

       3 этап. Решение проблемы:

Опыт №1: испарение воды

 -  Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).

- Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

 - Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.Вы позволите мне его открыть?

 (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

- А что это выходит из термоса? (ответы детей)

Откуда пар в термосе? (ответы детей:

(Вода при нагревании превратилась в пар)

 

Опыт №2: капли на стекле.

-  Авдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.

(Воспитатель наливает кипяток в стакан и накрывает стеклом. Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на стекле)

 - Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

- Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода испаряться?

-  Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

(гипотезы детей)

- Да, верно, пар поднимаясь вверх,превращается в облака.

 -  Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу

 

Физминутка «Капельки-дождинки»

НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд(включить звук)

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики», дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель сопровождает текстом:

       Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.

Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.

Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

 

 

НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд

- Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим. 

Опыт №3: с землей.

-  Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? Что происходит? Вода просачивается, и земля становится влажной.

(одновременно дети с воспитателем поливают землю)

-Ну и как?  может вода сквозь землю просочиться?

(ответы детей)

- Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

(гипотезы детей)

-  Ребята! Мне рыбка, проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна

 

(нажать на раковину, и раковина увеличивается)

     Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера.

(нажать на жемчужину она увеличивается)Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

 

Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»

НАПРОЕКТОРЕ- 6 слайд(включить звук, затем кликнуть мышкой):

*     Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.

*     В облака собирается.

*     Облака по небу плывут. Легкие воздушные.

*     Ветерок их подгоняет.

*     Облака в тучку собираются.

*     Тучка дождик несет.

*     А как станет тяжело нести, на землю прольет.

*     Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.

*     В реки подземные попадут и потекут не спеша.

*     А как к земле пробьются, родником обернутся.

*     Ручейками по земле потекут.

*     А ручейки в озёра, реки впадают.

*     Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.

*     А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд) 

 

- Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

(ответы детей)

- Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода девается. 

 - Будем работать в командах:

Разделитесь на 3 команды: Капельки, ручейки и тучки.(дети делятся на команды)

- Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.

Проходите каждая команда за свой стол.

(Воспитатель дает конверты с заданием)

 

- Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.

- Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.

- Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

 - Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному подарить.

(дети наклеивают)

 - А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?

(ответы детей)

- Давайте и Водяного успокоим.  Мы с вами узнали, что вода на месте не стоит, а что делает? (по кругу путешествует).Отчет оставим Елене Михайловне, она отчеты наши отправит Водяному.

- Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

 -  Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

НА ПРОЕКТОРЕ-  1 слайд (включить звук)

4 этап.Ритуал выхода из сказки:Покружись, покрутись и в детский сад скорей вернись.

 

 

Рассказывает сказку, стимулирует интерес

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы, инициирует поиск ответов на вопросы

 Рассказывает, обсуждает с детьми, задает вопросы,стимулирующие процесс мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлекает детей в совместное планирование, активизирует обсуждение

 

 

 

 

 

Эмоционально включает в действие

 

 

 

Использует наглядные, информационные средства

 

 

 

 

Вводит в игровую ситуацию(сюжетную ситуацию)

формулирует проблему

 

 

 

 

стимулирует интерес, эмоционально включает в действие, инициирует общее обсуждение, направляет и контролирует, устанавливает ограничения

 

 

 

 

 

 

 

Активизирует обсуждения, проявляет уважение к детским высказываниям

 

 

 

 Инициирует общее обсуждение

Проявляет своё отношение к факту

 

 

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлекает в игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлекает в совместную деятельность

 

 

 

 

 

Вовлекает в действия,рассказывает, обсуждает с детьми, показывает последовательность действий, показывает заинтересованность

 

 

 

 

 

 

 

Использует наглядные, информационные средства, привлекает внимание детей

 

 

 

 

 

 

 

Вовлекает детей в игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждает с детьми, инициирует поиск ответов на вопросы, вовлекает в совместную деятельность

 

 

 

Организует деятельность

 

 

 

 

 

Показывает заинтересованность, способствует групповой работе, осуществляет практическую помощь (по необходимости),

 

 

направляет и контролирует

 

 

 

инициирует общее обсуждение, комментирует высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражает искреннее восхищение

 

слушают

 

 

 

 

 

 

 

входит в проблему, ищут, находят решение

 

 

 

слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выражают собственные мысли

 

проявляют сопереживание

 

 

 

 

наблюдают за преобразованием,

берут на себя роль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдают за действием воспитателя, отвечают на вопросы

 

 

 

ищут, находят решение, выражают собственное мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

демонстрируют физическую активность, вживается в игровую ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за действием воспитателя,выполняют задание в соответствии с установленными требованиями, наблюдают за преобразованием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за преобразованием

 

 

 

 

 

 

Слушают, выполняют зрительную гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используют материалы, объединяются в рабочие группы, переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражают собственные мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы, обобщают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрируют физическую активность

умение внимательно слушать и отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляет готовность к совместной деятельности, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умение отвечать на вопросы

            Рефлексия:

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности

 

-Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?

- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?

 

Проявляет уважение к детскимвысказыванием, проявляет заинтересованность

Делятся впечатлениями

Выражение эмоций от полученного результата

Открытость

- Ребята, мне очень понравилось с вами  путешествовать по сказке! А на память о нашем путешествии я хочу оставить вам эмблемы.

 У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!

Проявляет своё отношение

Выражают собственные чувства, делятся впечатлениями

Выражение эмоций от представлений своей деятельности